Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Способствуют ли индивидуальные образовательные траектории лучшему развитию навыков студентов: эмпирическое исследование в российских вузах

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-5-29-48

Аннотация

В последние десятилетия в российских университетах появляется всё больше образовательных программ, предлагающих студентам индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Считается, что такие программы в лучшей степени способствуют формированию универсальных навыков студентов за счёт персонализированного подхода и предоставления учащимся широких возможностей для выбора дисциплин, соответствующих их интересам. Однако на данный момент нет эмпирических свидетельств, подтверждающих данный тезис в российском образовательном контексте. В рамках данной работы на основании опросных данных (N=1647 студентов), собранных в семи российских университетах, комбинирующих традиционно поточно-групповые программы с программами, предполагающими ИОТ, авторы изучили взаимосвязь между оценкой студентами развития своих универсальных навыков и обучением на программах с ИОТ. Согласно оценкам студентов, программы с ИОТ способствуют более высокому развитию когнитивных навыков, письменной коммуникации, инициативности и адаптивности студентов. Полученные результаты можно объяснить тем, что такие программы предоставляют учащимся широкие возможности выбора, что может в большей степени способствовать внутренней мотивации студентов к обучению в университете, а также предоставляют им больше нового опыта, отличного от того, который они получали в школе, что позволяет им интенсивнее развивать описанные выше навыки. В заключительной части обсуждаются рекомендации для вузов, которые потенциально могут увеличить вклад программ с ИОТ в развитие универсальных навыков студентов. Работа представляет интерес для исследователей в сфере высшего образования, руководителей вузов, а также преподавателей вузов, заинтересованных в формировании универсальных навыков своих студентов. 

Об авторах

Н. Г. Малошонок
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Малошонок Наталья Геннадьевна – канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10 



П. А. Музыка
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Музыка Павел Александрович – аспирант Института образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10 



Е. Д. Шмелева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Шмелева Евгения Дмитриевна – канд. наук об образовании, научный сотрудник Центра социологии высшего образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10 
 



И. А. Щеглова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Щеглова Ирина Александровна – канд. наук об образовании, младший научный сотрудник
Центра социологии высшего образования

 101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10 



Список литературы

1. Гаврилюк Т.В., Погодаева Т.В. Переход к обучению по индивидуальным образовательным траекториям в оценках студентов и преподавателей (на примере Тюменского государственного университета) // Социологический журнал. 2023. № 29(2). С. 51–73. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.2.3

2. Климова Т.А., Ким А.Т., Отт М.А. Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 27(1). С. 23–33. DOI: 10.15826/umpa.2023.01.003

3. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 29(6). С. 35–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50

4. Carpenter H.C. Emerson, Eliot, and the Elective System // The New England Quarterly. 1951. № 24(1). Р. 13–34. DOI: 10.2307/361254

5. Elliott R.W., Paton V.O. U.S. higher education reform: Origins and impact of student curricular choice // International Journal of Educational Development. 2018. № 61. Р. 1–4. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.11.008

6. Eliot C.W. How to Transform a College with One Uniform Curriculum into a University // The Elective System, 1885. URL: https://higher-ed.org/resources/charles_eliot/ (дата обращения: 25.05.2024).

7. Druganova E. Role of free choice disciplines in the formation of applicants of higher education “soft skills” // The Scientific Notes of the Pedagogical Department. 2021. № 48. DOI: 10.26565/2074-8167-2021-48-03

8. Goulart V.G., Liboni L.B., Cezarino L.O. Balancing skills in the digital transformation era: The future of jobs and the role of higher education // Industry and Higher Education. 2021. № 36(2). P. 118–127. DOI: 10.1177/09504222211029796

9. McGarry B.J., Theobald K., Lewis P.A., Coyer F. Flexible learning design in curriculum delivery promotes student engagement and develops metacognitive learners: An integrated review // Nurse Education Today. 2015. № 35(9). Р. 966–973. DOI:10.1016/j.nedt.2015.06.009

10. Shumylo M. The role of elective courses in higher medical education during pre-clinical years // Science and Education a New Dimension. 2019. No. VII(209). P. 45–48. DOI:10.31174/SENDPP2019-209VII86-10

11. Музыка П.А. Особенности внедрения индивидуализации в высшем образовании в России // Университетское управление: практика и анализ. 2024. № 28(4). С. 67–81. DOI: 10.15826/umpa.2024.04.035

12. Riley S., Gibbs T., Ferrell W., Nelson P., Smith W., Murphy M. Getting the most out of Student Selected Components: 12 tips for participating students // Medical Teacher. 2009. No. 31. P. 895–902. DOI: 10.3109/01421590903175361

13. Riley S., Murphy M. Student choice in the undergraduate curriculum: Student-selected components // Oxford Textbook of Medical Education: ed. by K. Walsh, 2013. Chapter 5, pp. 50–62. DOI: 10.1093/med/9780199652679.003.0005

14. Кузьминов Я., Юдкевич М. Университеты в России: как это работает. Москва: ВШЭ, 2021. 616 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2373-5

15. Капуза А., Керша Ю., Захаров А., Хавенсон Т. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10–35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35

16. Butler H.A., Pentoney C., Bong M.P. Predicting real-world outcomes: Critical thinking ability is a better predictor of life decisions than intelligence // Thinking Skills and Creativity. 2017. No. 25. P. 38–46. DOI: 10.1016/j.tsc.2017.06.005

17. Deming D.J. The Growing Importance of Social Skills in the Labor Market // The Quarterly Journal of Economics. 2017. No. 132(4). P. 1593– 1640. DOI: 10.1093/qje/qjx022

18. OECD Skills Outlook 2023. URL: https://www.oecd.org/en/publications/oecd-skills-outlook2023_27452f29-en.html (дата обращения: 14.04.2025)

19. OECD Skills Outlook 2017. URL: https:// www.oecd.org/en/publications/oecd-skillsoutlook-2017_9789264273351-en.html (дата обращения: 14.04.2025)

20. OECD Skills Strategy 2019. URL: https:// www.oecd.org/en/publications/oecd-skillsstrategy-2019_9789264313835-en.html (дата обращения: 14.04.2025)

21. OECD Skills Outlook 2021. URL: https://www. oecd.org/en/publications/oecd-skills-outlook2021_0ae365b4-en.html (дата обращения: 14.04.2025)

22. Patall E.A., Cooper H., Robinson J.C. The effects of choice on intrinsic motivation and related outcomes: a meta-analysis of research findings // Psychol Bull. 2008. No. 134(2). P. 270–300. DOI: 10.1037/0033-2909.134.2.270

23. Lewin K. Group decision and social change. In T.M. Newcomb, E.L. Hartley (Eds.). Readings in Social Psychology, New York: Holt, 1947.

24. Cordova D.I., Lepper M.R. Intrinsic motivation and the process of learning: Beneficial effects of contextualization, personalization, and choice // Journal of Educational Psychology. 1996. No. 88(4). P. 715–30. DOI: 10.1037/0022-0663.88.4.715

25. Iyengar S.S., Lepper M.R. Rethinking the value of choice: A cultural perspective on intrinsic motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. No. 76(3). P. 349–66. DOI: 10.1037/0022-3514.76.3.349

26. Williams S. An organizational model of choice: a theoretical analysis differentiating choice, personal control, and self-determination // Genet Soc Gen Psychol Monogr. 1998. No. 124(4). P. 465–91. PMID: 9848266.

27. Labzina P., Dobrova V., Menshenina S., Ageenko N. Soft Skills Enhancement through Interdisciplinary Students Engagement // Proc. of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018), 2019. P. 340–344. DOI: 10.2991/csis-18.2019.69

28. Bradshaw D. Higher Education, Personal Qualities and Employment: Teamwork // Oxford Review of Education. 1989. No. 15(1). P. 55–71. DOI: 10.1080/0305498890150105

29. Denton H.G. Multidisciplinary team-based project work: planning factors // Design Studies. 1997. No. 18(2). P. 155–70. DOI: 10.1016/S0142-694X(97)85458-0

30. van Woerden R, van Goch Merel M., Schruijer Sandra G.L., van der Tuin I. Students’ teamwork behaviour in multidisciplinary student teams: an ethnographic case study // Higher Education Research & Development. 2025. No. 44(1). P. 1–16. DOI:10.1080/07294360.2025.2468394

31. Figueiredo S., Ganoo A., Eriksson V., Ekman K. Future-ready skills development through Experiential Learning: perceptions from students working in multidisciplinary teams // CERN IdeaSquare Journal of Experimental Innovation. 2022. No. 6(2). P. 12–19. DOI: 10.23726/cij.2022.1397

32. Assessing Cognitive Skills. Assessing 21st Century Skills: Summary of a Workshop. National Research Council. Washington DC: National Academies Press (US), 2011. 154 p. ISBN-13: 978-0- 309-21790-3. DOI: 10.17226/13215

33. Lai E.R., Viering M. Assessing 21st Century Skills: Integrating Research Findings. Pearson, 2012. URL: https://allchildrenlearning.org/wp-content/uploads/2019/12/Assessing_21st_Century_Skills_NCME-1.pdf (дата обращения: 14.04.2025).

34. Baumann N.A. The Importance of Effective Communication: Some Food for Thought // The Journal of Applied Laboratory Medicine. 2017. No. 1(4). P. 460–461. DOI: 10.1373/ jalm.2016.021865

35. Gimbert B.G., Miller D., Herman E., Breedlove M., Molina C.E. Social Emotional Learning in Schools: The Importance of Educator Competence // Journal of Research on Leadership Education. 2021. No. 18(7). DOI: 10.1177/19427751211014920

36. Xu Z., Zhao Y., Liew J., Zhou X., Kogut A. Synthesizing research evidence on self-regulated learning and academic achievement in online and blended learning environments: A scoping review // Educational Research Review. 2023. No. 39:100510. DOI: 10.1016/j.edurev.2023.100510

37. Panadero E. A Review of Self-regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research // Front Psychol. 2017. No. 8. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00422

38. Borgonovi F., Han S.W., Greiff S. Gender differences in collaborative problem-solving skills in a cross-country perspective // Journal of Educational Psychology. 2023. No. 115(5). P. 747–766. DOI: 10.1037/edu0000788

39. Bowman N.A. Can 1st-year college students accurately report their learning and development? // American Educational Research Journal. 2010. No. 47(2). P. 466–496. DOI: 10.3102/0002831209353595

40. Conway J.M, Lance C.E. What reviewers should expect from authors regarding common method bias in organizational research // Journal of Business and Psychology. 2010. No. 25(3). P. 325–334. DOI: 10.1007/s10869-010-9181-6

41. Zilvinskis J., Masseria A.A., Pike G.R. Student engagement and student learning: Examining the convergent and discriminant validity of the revised National Survey of Student Engagement // Research in Higher Education. 2017. No. 58(8). P. 880–903. DOI: 10.1007/s11162-017-9450-6

42. Thomson G., Douglass J. Decoding Learning Gains: Measuring Outcomes and the Pivotal Role of the Major and Student Backgrounds // SERU Project and Consortium Research Paper. Research & Occasional Paper Series: CSHE.5.09. (2009). Center for Studies in Higher Education. URL: https://cshe.berkeley.edu/publications/decoding-learning-gains-measuring-outcomesand-pivotal-role-major-and-student (дата обращения: 14.04.2025).

43. Thomson G. Self-Reported Learning Outcomes and Assessment: Making the Case // 43rd Annual Meeting of the California Association for Institutional Research. Concord, CA, 2017.

44. Cullen S., Oppenheimer D. Choosing to learn: The importance of student autonomy in higher education // Science Advances. 2024. No. 10(29): eado6759. DOI: 10.1126/sciadv.ado6759

45. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116–130. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/963/963116.htm (дата обращения: 14.04.2025).

46. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. No. 55(1). P. 68–78. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68

47. Conti R. College goals: Do self-determined and carefully considered goals predict intrinsic motivation, academic performance, and adjustment during the first semester? // Social Psychology of Education: An International Journal. 2000. No. 4(2). P. 189–211. DOI: 10.1023/A:1009607907509

48. Ackerman P.L., Bowen K.R., Beier M.E., Kanfer R. Determinants of individual differences and gender differences in knowledge // Journal of Educational Psychology. 2001. No. 93(4). P. 797–825. DOI: 10.1037/0022-0663.93.4.797

49. Gorges J., Maehler D.B., Koch T., Offerhaus J. Who likes to learn new things: measuring adult motivation to learn with PIAAC data from 21 countries // Large-scale Assessments in Education. 2016. No. 4(1): 9. DOI: 10.1186/s40536-016-0024-4

50. Maehler D.B., Martin S., Gorges J., Scherer R. Determinants of cognitive skills in adulthood: Age cohort patterns // International Journal of Lifelong Education. 2025. No. 44(2). P. 131–152. DOI: 10.1080/02601370.2024.2390070

51. Adrian J.A.L., Zeszotarski P., Ma C. Developing Pharmacy Student Communication Skills through Role-Playing and Active Learning // American Journal of Pharmaceutical Education. 2015. No. 79(3): 44. DOI: 10.5688/ajpe79344

52. Stephenson T., Mayes L., Combs E.M., Webber K. Developing Communication Skills of Undergraduate Students through Innovative Teaching Approaches // NACTA Journal. 2015. Vol. 59. No. 4. P. 313–318. URL: https://www.jstor.org/stable/nactajournal.59.4.313 (дата обращения: 14.04.2025).

53. Spataro S.E., Bloch J. “Can you repeat that?” teaching active listening in management education // Journal of Management Education. 2018. No. 42(2). P. 168–198. DOI: 10.1177/1052562917748696

54. Iyengar S.S., Lepper M.R. When choice is demotivating: can one desire too much of a good thing? // J Pers Soc Psychol. 2000. No. 79(6). P. 995–1006. DOI: 10.1037//0022-3514.79.6.995

55. Stevens M., Harrison M., Thompson M., Lifschitz A., Chaturapruek S. Choices, Identities, Paths: Understanding College Studentss Academic Decisions // SSRN Electronic Journal. 2018. April 10. DOI: 10.2139/ssrn.3162429

56. Hartikainen S., Rintala H., Pylväs L., Nokelainen P. The Concept of Active Learning and the Measurement of Learning Outcomes: A Review of Research in Engineering Higher Education // Education Sciences. 2019. No. 9(4): 276. DOI: 10.3390/educsci9040276

57. Børte K., Nesje K., Lillejord S. Barriers to student active learning in higher education // Teaching in Higher Education. 2023. No. 28(3). P. 597–615. DOI: 10.1080/13562517.2020.1839746


Рецензия

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)