Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Подготовка по иностранному языку в процессе реформирования инженерного образования: перспективы и риски

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-5-67-86

Аннотация

В настоящее время одной из стратегических целей развития нашей страны является достижение ею технологического лидерства и суверенитета. Для решения этой задачи необходима подготовка соответствующих инженерных кадров, для обеспечения которой проводится реформа системы инженерного образования. Однако на данный момент не вполне ясны роль и место в ней подготовки по иностранному языку.

Исторически подготовка по иностранному языку в технических вузах России всегда имела большое значение, поскольку готовила студентов к его реальному использованию в профессиональной деятельности инженеров. В статье приводится обоснование повышения в современных условиях роли подготовки по иностранному языку, прежде всего глобальному английскому языку, для достижения технологического суверенитета страны, которое предполагает международное сотрудничество, а также для осуществления более значимой информационной деятельности инженера на иностранном языке вследствие глобального характера фундаментальных и прикладных знаний, беспрецедентной доступности иноязычной информации благодаря Интернету и необходимости оперативного принятия решений.

В условиях более широкого применения иностранного языка в инженерной деятельности реализуемая сейчас непрерывная профессиональная диверсифицированная система подготовки по иностранному языку должна обеспечить формирование более высокого уровня профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции инженера, которая является неотъемлемым компонентом его профессиональной компетентности. Однако существуют определённые риски снижения результатов обучения, которые связаны с обозначившимися противоречиями.

Выявлено противоречие между реальной востребованностью применения иностранного языка в профессиональной деятельности инженера и недостаточным её отражением в профессиональных стандартах и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, что может привести в процессе реформы к некорректному определению целей и содержания образовательных программ по иностранному языку и недооценке их важности.

Наметившаяся тенденция снижения количества часов, отводимых на изучение базового обязательного курса иностранного языка в соответствии с формирующейся концепцией единого ядра инженерного образования, противоречит необходимости сохранения фундаментальности обучения как одного из основных преимуществ отечественной высшей школы и ставит под сомнение возможность обеспечения непрерывности, профессиональности и диверсификации современной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании. 

Об авторе

Т. Ю. Полякова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Полякова Татьяна Юрьевна – д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки»

125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64



Список литературы

1. Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании. М.: МАДИ, 2010. 375 с. ISBN: 978-5-7962-0118.

2. Преснухина И.А. О необходимости реформирования иноязычной подготовки в технических вузах России: проблемы и специфика // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 12. №3. С. 65–74. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN324.pdf (дата обращения: 15.03.2025).

3. Миронова И.Н. Определение содержания понятия «предметно-языковое интегрированное обучение» // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 3. С. 13–18. DOI: 10.17805/trudy.2020.3.3

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. Cambridge University Press; М.: МГЛУ, 2001. 256 с.

5. Кроули Э.Ф., Малковист Й., Остлунд С., Бродер Д.Р., Эдстрём К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. Пер. с англ. С. Рябушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с. ISBN: 978-5-7598-1218-0.

6. Полякова Т.Ю. Методика обучения чтению на старшем этапе неязыкового вуза с учётом профессиональной ориентации студентов (английский язык). Автореф. дисс. …к. пед. н. М., Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза, 1986, 24 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000201_000010_BJVVV1035400/ (дата обращения: 15.03.2025).

7. Шейнбаум В.С., Никольский В.С. Инженерная деятельность и инженерное мышление в контексте экспансии искусственного интеллекта Исследование образа современного преподавателя среди студентов вуза // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. №6 (215). С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2024- 33-6-9-27

8. Коган Е.А. Оценка владения английским языком у студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2020. №1 (43). С. 207–217. DOI: 10.32744/pse.2020.1.15

9. Гурулева Т.Л., Ло Ваньци. Российско-китайское образовательное сотрудничество в пандемийный и постпандемийный периоды // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. №1. С. 128–150. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-128-150

10. Cristal D. English as a Global Language. 2 ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 212 p. ISBN-13: 978-0-521-53032-0.

11. Полякова Т.Ю. К проблеме целей и содержания обучения по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», реализуемой в инженерных вузах // Иностранные языки в системе послевузовского и дополнительного образования. Материалы 1-й Всероссийской научно-методической конференции. 1–2 декабря 2005 г. М.: РГСУ, 2006. С. 45–53.

12. Спенсер С.М. Компетенции на работе; пер. с англ. А. Яковенко. М.: Гиппо, 2010. 384 с. ISBN: 5-98293-066-0.

13. Полякова Л.О. Зачем инженеру иностранный язык? (Анализ профессиональных стандартов) // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6–0. С. 371. URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id=23067 (дата обращения: 15.03.2025).

14. Иноземцева К.М. Анализ современных требований к владению иностранным языком специалистами инженерно-технических профилей // Образование и наука. 2017. Т. 19. №6. С. 71–90. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6-71-90

15. Монжиевская В.В. Общение в профессиональной деятельности: сущность, функции, критерии функционирования // Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 11. С. 37–45. EDN: TTZOMP.

16. Ерзинкина М.В. Межкультурная коммуникация в международном бизнесе: особенности использования делового английского языка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Т. 5-1 (44). С. 139–145. DOI: 10/24411/2500-1000-2020-10467

17. Фундаментальное образование в транспортном вузе: от Императорского Московского инженерного училища (ИМИУ) до Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). М.: МИИТ, 2002. 130 с.

18. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени; ИНФРА-М, 2002. 447 с. ISBN: 5-94713-005-Х.

19. Сиренко Ю.С. Внедрение «ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы / Наука и школа. 2022. №4. С. 45–50. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-45-50

20. Комарова Л.В., Балашова И.В. О некоторых особенностях клипового мышления и проблемах усвоения изучаемого материала в процессе обучения иностранного языка // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. № 2 (8). М.: МАДИ, 2016. URL: elibrary.ru/item.asp?id=26203557 (дата обращения: 15.03.2025).

21. Полякова Т.Ю. Учёт особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета «Образование и педагогические науки». Выпуск 2 (796). М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. С. 43–54. EDN: XTAZVJ.


Рецензия

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)