Модели ресоциализации студенческой молодёжи новых российских регионов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-5-87-102
Аннотация
В статье на основе авторского эмпирического исследования разработана типология моделей ресоциализации студентов университетов, расположенных в новых российских регионах. Автором обозначены ключевые параметры, позволяющие дифференцировать студенческую молодёжь и на основании этого выделить возможные траектории её реинтеграции в российское общество.
Опираясь на результаты исследования и кластерного анализа, автор обосновывает существование трёх групп студентов, различающихся с точки зрения ценностных ориентаций, жизненных планов, гражданской идентичности. Результатом анализа стало выявление и верификация трёх типов моделей ресоциализации студенческой молодёжи новых российских регионов («спонтанная модель», «протестная модель» и «конгруэнтная модель»). В статье дано описание кластеров и моделей ресоциализации, сформулированы отдельные рекомендации, направленные на дифференциацию молодёжной и образовательной политики в зависимости от той или иной группы учащейся молодёжи.
Об авторе
В. А. СмирновРоссия
Смирнов Владимир Алексеевич – д-р социол. наук, доцент, доцент кафедры современной социологии социологического факультета
119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 33
Список литературы
1. Певная М.В., Шуклина Е.А., ЧерниковаБука М. Участие студенчества в социокультурном развитии города: проблемы социокультурной субъектности (на материалах международного исследования) // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 101–113. DOI: 10.31857/S013216250018512-6
2. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28
3. Певная М.В., Тарасова А.Н. Предрасположенность молодёжи к волонтерству: опыт построения типологии (на материалах регионального исследования) // Социологические исследования. 2024. № 10. С. 55–68. DOI: 10.31857/S0132162524100057
4. Ковалева А.И., Перинская Н.А. Ресоциализация // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 297–300. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.26
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: пер. с англ. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 322 c. ISBN 5-85691-036-2.
6. Гидденс Э. Социология: пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 703 с. ISBN: 5-901006- 82-8. URL: https://royallib.com/book/giddens_entoni/sotsiologiya.html?ysclid=mbuutv 5nay226402251 (дата обращения: 10.01.2025).
7. Бастрыкин А.И., Сальников В.П., Романовская В.Б., Воронков К.И. Антикриминогенная ресоциализация: зарубежный опыт // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 3. С. 371–378. DOI: 10.17150/2500-4255.2020
8. Лисовская И.В. Перевоспитать нельзя наказывать? Как конструируются сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №2. С. 383–402. DOI: 10.14515/
9. monitoring.2021.2.599 9. Гуреева Я.С. Потенциал социального театрального искусства в ресоциализации молодежи // Мировая и российская наука: области развития и инноваций. 2020. С. 191–195. EDN: KDWAUC.
10. Щелина Т.Т. Опыт и проблемы социального партнерства в обеспечении ресоциализации воспитанников закрытых учреждений // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. 2020. C. 188–193. EDN: GFPPKB.
11. Ростовская Т.К., Галич В.М. Государственно-правовое регулирование процесса ресоциализации молодых женщин, вышедших из мест лишения свободы // Экономика. Право. Общество. 2020. № 1. С. 90–96. URL: https://epo.rea.ru/jour/article/view/291/283 (дата обращения: 10.01.2025).
12. Гогишвили Т.Т. Политическая ресоциализация: теоретический концепт и его возможности в контексте современных геополитических трансформаций // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 11. С. 81–87. DOI: 10.24158/pep.2024.11.10
13. Самаркина И.В., Башмаков И.С., Кузьменко Н.П. Формирование гражданской идентичности в системе образовательной политики в условиях трансформации политического пространства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2024. Т. 18. № 3 (49). С. 133–143. DOI: 10.22394/2073-2929-2024-03-133-143
14. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю. Ценностные ориентации и политические установки жителей ЛНР и ДНР: результаты социологического исследования в 2023 году // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18. № 6. С. 88–102. DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-6-88-102
15. Syakur M.A, Khotimah B.K, Rochman E.M.S., Satoto B.D. Integration K-means clustering method and elbow method for identification of the best customer profile cluster // IOP Conf. Ser. Mater. Sci. Eng. 335, 012017, 2018. DOI: 10.1088/1757-899X/336/1/012017
16. Цзинь Ц., Веселов Ю.В., Скворцов Н.Г. Методология сравнительного социологического исследования доверия (на примере России и Китая) // Социологические исследования. 2024. № 4. С. 3–13. DOI: 10.31857/S0132162524040013
17. Смирнов В.А. Об эмоциональном состоянии молодежи новых российских регионов // Социологические исследования. 2024. № 11. С. 154–160. DOI: 10.31857/S0132162524110134
18. Баянова Л.Ф., Миняев О.Г. Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков // Казанский педагогический журнал. 2018. Т. 131. 6. С. 192–195. EDN: YRNAUH.
19. Смирнов В.А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20