Реверсивность в образовательных траекториях студентов российских вузов: к постановке вопроса
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-5-103-118
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, посвящённого статистико-социологическому анализу структуры приёма в вузы по уровню образования. Эмпирической базой исследования являются данные образовательной статистики Минобрнауки России. Цель статьи заключается в получении современной картины формирования студенческих контингентов вузов с учётом особенностей образовательных траекторий, по которым студенты приходят в вуз, в том числе и уже имеющие высшее образование. Показано многообразие образовательных траекторий, появившихся после перехода России к многоуровневому высшему образованию. Приведены результаты сравнительного анализа формирования студенческих контингентов разных уровней высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры), государственных и частных вузов. Особое внимание уделено лицам, поступающим на второе или последующее высшее образование: т. е. таким вариантам образовательных траекторий, для которых авторы ввели новое понятие «реверсивные траектории», когда люди с высшим образованием поступают не только повторно на тот же уровень высшего образования, который получили ранее, но и другие уровни, более низкие по сравнению с уже имеющимися. Реверсивным потокам даны количественные оценки, описаны их масштабы и векторы динамики. Новизна работы заключается в том, что здесь впервые поставлен вопрос о реверсивности, предложен сам термин «реверсивность» применительно к образовательным траекториям, а также, на основе статистических данных, рассмотрены направления и масштабы реверсивных потоков.
Делается вывод о появлении в России нового достаточно стабильного канала формирования студенческих контингентов, так называемых «реверсивных» студентов, а также о существенных различиях между государственными и частными вузами по привлекательности для реверсивных студентов.
Об авторах
В. Ф. ПугачРоссия
Пугач Виктория Федоровна – д-р социол. наук, проф., кафедра ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования
119049, Москва, Ленинский пр-т, 4
В. Л. Петров
Россия
Петров Вадим Леонидович – д-р техн. наук, проф., проректор по учебной работе
119049, Москва, Ленинский пр-т, 4
Список литературы
1. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодёжь России на рубеже ХХ–ХХI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: 2014. 548 с. ISBN: 978-5-90600-10-8.
2. Чередниченко Г.А. Перемены в структуре занятости и образовательные стратегии молодёжи / Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 278–305. EDN: VCLSCZ.
3. Пугач В.Ф. Образовательные траектории и охват высшим образованием молодёжи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. №7. С. 9–16. EDN: SHKRWP.
4. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований). М.: ИС РАН, 2012. 332 с. ISBN: 978-5-89697-217-4.
5. Крухмалева О.В. Современные образовательные и профессиональные траектории российской молодёжи / Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы с молодёжью. Материалы конференции. Под ред. З.Х. Саралиевой, Нижний Новгород, 2019. С. 627–631. EDN: ZSMEST.
6. Кремень Ф.М., Кремень С.А. Образовательные траектории студентов педагогических специальностей регионального университета в контексте миграционных процессов // III-й международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы»: Материалы форума, Воронеж, 23–25 мая 2024 года. Воронеж: Цифровая полиграфия, 2024. С. 860–867. EDN: FNZGCL.
7. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. №2. С. 10–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42
8. Чередниченко Г.А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. №3. C. 165–187. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-165-187
9. Lucas S.R. Effectively Maintained Inequality: Education Transitions, Track Mobility, and Social Background Effects // American Journal of Sociology. 2001. Vol. 106. No. 6. P. 1642–1690. DOI: 10.1086/321300