Специфика и этапы реформирования российской аспирантуры
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-5-141-162
Аннотация
В статье поэтапно анализируются ключевые нормативные документы отечественной аспирантуры со времени её создания в 1925 г., характеризуются особенности организации российской аспирантуры в советский и постсоветский периоды, выявляются исторические параллели и закономерности, причины и предпосылки периодических реформ. Цель работы – определить специфику организации отечественной аспирантуры, стратегию и тактику подготовки научно-педагогических кадров в России, выделить и охарактеризовать основные этапы реформирования аспирантуры. В статье при работе с нормативными документами и научной литературой использовались системный подход и сравнительно-исторический метод, а также общетеоретические методы: анализ, обобщение, сравнение, аналогия. Были выделены основные этапы развития и реформирования отечественной аспирантуры в советский и постсоветский периоды, выявлены нормативно установленные особенности этих этапов как результат реализации государственной политики в текущем периоде – ориентации на научный или образовательный компонент в подготовке научно-педагогических кадров в рамках общего, исторически заданного позиционирования аспирантуры как одновременно научной и образовательной организации. Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что на основе анализа нормативных документов в ней представлена сравнительная характеристика основных этапов развития и реформирования отечественной аспирантуры в советский и постсоветский периоды. Выявлена корреляция нормативов на отдельных этапах и определена предпосылка перманентного реформирования организации и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в СССР/России. В качестве таковой выдвинута сложившаяся изначально модель отечественной аспирантуры, которую автор определяет как «двухконтурную», включающую вузовскую аспирантуру, ориентированную преимущественно на широкий образовательный (компетентностный) подход, и отраслевую высокоспециализированную аспирантуру в научно-исследовательских организациях. Выявлены положительные и проблемные черты двухконтурной модели отечественной аспирантуры, обоснована неизбежность периодического реформирования в случае её сохранения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии подготовки высококвалифицированных кадров как в России, так и за рубежом.
Об авторе
Е. В. ПилюгинаРоссия
Пилюгина Елена Владимировна – д-р филос. наук, доцент, ведущий специалист научно-инновационного отдела дирекции инженерной академии РУДН, доцент кафедры инновационного менеджмента в отраслях промышленности инженерной академии
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 9
Список литературы
1. Balaban C. Diversifying the Missions and Expectations of Doctoral Education: Are We Losing the Distinctive ‘Added Value’ of the PhD? // Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. 2020. Р. 325–345. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_11
2. Ашеулова Н.А., Душина С.А. Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты // Вестник МГИМО-Университета. 2012. Т. 23. №2. С. 245–250. DOI: 10.24833/2071-8160-2012-2-23-245-250
3. Донецкая С.С., Ван Бин. Система послевузовского профессионального образования в КНР: состояние и тенденции развития // Высшее образование в России. 2021. Т. 30 №11. С. 147–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-147-166
4. Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29 №5. С. 157–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167
5. Ходеева Н.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Подготовка кадров высшей квалификации для индустрии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 4 (72). С. 226–235. DOI: 10.52452/18115942_2023_4_226
6. Цеховой Н.П. Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 111–115. EDN: PDCLWL.
7. Бедный Б.И., Воронин Г.Л., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Барьеры на пути к учёной степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. №25 (1) С. 35–48. DOI:10.15826/umpa.2021.01.003
8. Слепых В.И., Рудаков В.Н. Опыт совмещения учёбы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 36 с. ISBN: 978-5-7598-2748-1.
9. Мартынова С.В., А.И. Нефедова, Тарасенко И.И. Подготовка научных кадров высшей квалификации: показатели деятельности аспирантуры. Наука. Технологии. Инновации. Вып. 15.05.202. М.: ИСИЭЗ ВШЭ. 2024. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/05/15/1507176995/NTI_N_128_15052019.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
10. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. № 30 (10). С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21
11. Грибовод Е.Г., Ковба Д.М. Изменение траектории развития российской аспирантуры // Вестник Российской академии наук. 2023. № 93 (2) С. 131–140. DOI: 10.31857/S0869587323020056
12. Караваева В.В., Маландин В.В., Костенко О.А., Мосичева И.А. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки // Высшее образование сегодня. 2022. № 31 (1). С. 10–23. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23
13. Ростовцева М.В., Волкова О.В. Современная российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития // Образование и саморазвитие. 2024. №19 (3). С. 149–164. DOI: 10.26907/esd.19.3.11
14. Сероштан М.В., Артамонова К.А., Акимова Г.Х., Бережная Е.В., Сероштан Е.В. Российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №5. С. 46–66. DOI: 10.31992/0869- 3617-2022-31-5-46-66
15. Hasgall A., Saenen B., Borell-Damian L., Deynze Van F. Doctoral education in Europe today: approaches and institutional structures. 2019. European University Association. URL: https://www.eua-cde.org/downloads/publications/online%20 eua%20cde%20survey.pdf (дата обращения: 07.02.2025).