Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Отстающие и опережающие: как студенты используют генеративный искусственный интеллект в образовательных целях

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-9-35

Аннотация

В условиях развития генеративного искусственного интеллекта (ИИ) одним из вопросов, находящихся в авангарде научной дискуссии, является связь новых технологий с образованием и образовательными практиками. Исследовательское поле, посвящённое проблеме, развивается динамично – в особенности в русле пользы и вреда от использования ИИ в образовании студентами. Тем не менее при всём внимании к вопросу существуют отдельные лакуны. Во-первых, исследования слабо ориентированы на эмпирическую, устойчивую проверку гипотез об исследовании ИИ с помощью валидных методов, в особенности для российского контекста. Во-вторых, имеющиеся работы во многом сосредоточены на том, чтобы установить не вызовы, а перспективы развития. Авторы работы считают, что для того, чтобы использование ИИ в образовании стало управляемым, необходимо искать именно вызовы, что и стало основной целью данной работы. Основная задача работы – выведение эмпирических доказательств о том, что такие вызовы существуют, и установление их содержания. Для этого в статье анализируются результаты опроса студентов топовых российских вузов, проведённого авторами в 2025 г. (N=4207). Одним из самых важных выявленных вызовов стало усиление неравенства в образовательном пространстве. Оно наиболее заметно между студентами STEM- и не-STEM-специальностей – мы можем наблюдать совершенно разные рутины использования ИИ. Также заметна существенная неоднородность студентов с различными результатами (GPA) – для имеющихвысокую успеваемость ИИ становится инструментом развития, в остальных – наоборот. Данные выводы частично согласуются с обзором зарубежной и отечественной литературы, а также результатами других опросов, при этом вносят вклад в прояснение понимания и содержания вызовов, связанных с усилением образовательного неравенства. В целях преодоления разделения образовательного пространства, вызванного разным уровнем интеграции и использования ИИ, этот шаг может послужить началом формирования соответствующих образовательных стратегий, позволяющих использовать ИИ как инструмент укрепления студента, а не наоборот.

Об авторах

Я. И. Кузьминов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Кузьминов Ярослав Иванович – канд. эконом. наук, доцент, научный руководитель 

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20 



Е. В. Кручинская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Кручинская Екатерина Владиславовна – старший преподаватель кафедры высшей математики 

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20 



И. А. Груздев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Груздев Иван Андреевич – директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов 

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20 



А. А. Наумов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Наумов Алексей Александрович – д-р физ.-мат. наук, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20 



Список литературы

1. Казакова Е.И., Кузьминов Я.И. Мы должны воспитать культуру критического отношения к ответам искусственного интеллекта // Вопросы образования. 2025. № 1. С. 8–24. DOI: 10.17323/vo-2025-25882

2. Kohnke L., Moorhouse B.L., Zou D. ChatGPT for language teaching and learning // RELC Journal. 2023. Vol. 54. No. 2. P. 537–550. DOI: 10.1177/00336882231162868

3. Bozkurt A., Xiao F., Farrow R., Bai J.Y.H. The manifesto for teaching and learning in a time of generative AI: A critical collective stance to better navigate the future // Open Praxis. 2024. Vol. 16. No. 4. Р. 487–513. DOI: 10.55982/open-praxis.16.4.777

4. Abd-Alrazaq A., AlSaad R., Alhuwail D., Ahmed A., Healy P.M. et al.. Large language models in medical education: Opportuni ties, challenges, and future directions // JMIR Medical Education. 2023. Vol. 9. No. 1. Article no. e48291. DOI: 10.2196/48291

5. Sallam M. Chatgpt utility in healthcare educa- tion, research, and practice: systematic review on the promising perspectives and valid concerns // Healthcare. 2023. Vol. 11. No. 6. Article no. 887. DOI: 10.3390/healthcare11060887

6. Kasneci E., Sessler K., Küchemann S., Bannert M., Dementieva D. et al. ChatGPT for good? On opportunities and challenges of large language models for education // Learning and Individual Differences. 2023. Vol. 103. Article no. 102274. DOI: 10.1016/J.LINDIF.2023.102274

7. Simaremare M.E.S., Pardede С., Tampubolon I.N.I., Simangunsong D.A., Manurung P.E. The penetration of generative ai in higher education: A survey 2024 // IEEE Integrated STEM Education Conference (ISEC). 202. Р. 1–5. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/10664825 (дата обращения: 15.04.2025).

8. Chiu M.C., Hwang G.J., Hsia L.H., Shyu F.M. Artificial intelligence-supported art education: a deep learning-based system for promoting university students’ artwork appreciation and painting outcomes // Interactive Learning Envi- ronments. 2024. Vol. 32. No. 3. Р. 824–842. DOI: 10.1080/10494820.2022.2100426

9. Escotet M.A. The optimistic future of Artificial Intelligence in higher education // MA Esco- tet. 2024. Prospects (00331538). Vol. 54. No. 3. Р. 531–540. DOI: 10.1007/s11125-023-09642-z

10. Kalmus J.E., Nikiforova A. Generative AI Adoption in Higher Education // Exploring Educator Resistance in Estonian Universities. Proceedings of the 2024 Pre-ICIS SIGDSA Symposium. 2024. No. 12. 16 р. URL: https://aisel.aisnet.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1013&context=sigdsa2024 (дата обращения: 15.04.2025).

11. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 3. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

12. Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д.

13. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России.

14. Т. 33. № 4. С. 49–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62

15. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37

16. Шейнбаум В.С., Никольский В.С. Инженер- ная деятельность и инженерное мышление в контексте экспансии искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-

17. -33-6-9-27

18. Haleem A., Mohd J., Ravi P.S. An era of Chat- GPT as a significant futuristic support tool: A study on features, abilities, and challenges. Bench Council Transactions on Benchmarks // Standards and Evaluations. 2023. Vol. 2. No. 4. Article no. 100089. DOI: 10.1016/j. tbench.2023.100089

19. Kavadella A., Dias da Silva M.A., Kaklamanos E.G., Stamatopoulos V., Giannakopoulos K. Evaluation of ChatGPT’s Real-Life Implementation in Undergraduate Dental Education: Mixed Methods Study // JMIR Medical Education. 2024. Vol. 10. No. 1. Article no. e51344. DOI: 10.2196/51344

20. Malik A.R., Pratiwi Y., Andajan K., Numertayasa I.W., Suharti S. et al. Exploring Arti- ficial Intelligence in Academic Essay: Higher Education Student’s Perspective // International Journal of Educational Research Open. 2023. Vol. 5. Article no. 100296. DOI: 10.1016/j.ije- dro.2023.100296

21. Crawford J., Cowling M., Allen K. Leadership is needed for ethical ChatGPT: Character, as- sessment, and learning using artificial intelligence (AI) // Journal of University Teaching & Learn- ing Practice. 2023. Vol. 20. No. 3. Article no. 02. DOI: 10.53761/1.20.3.02

22. Ilieva G., Yankova T., Klisarova-Belcheva S., Dimitrov A., Bratkov M., Angelov D. Effects of Generative Chatbots in Higher Education // Information. 2023. Vol. 14. No. 9. Article no. 492. DOI: 10.3390/info14090492

23. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pal- lant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarök or reformation? A paradoxical perspective from management educators // The International Journal of Man- agement Education. 2023. Vol. 21. No. 2. Article no. 100790. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100790.

24. Lo C.K. What Is the Impact of ChatGPT on Education? A Rapid Review of the Literature // Education Sciences. 2023. Vol. 13. No. 4. Article no. 410. DOI: 10.3390/educsci13040410

25. Stojanov A. Learning with ChatGPT 3.5 as a more knowledgeable other: an autoethnographic study // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. No. 1. Article no. 35. DOI: 10.1186/s41239-023-00404-7

26. Salah M., Abdelfattah F., Halbusi H.A. Gen- erative Artificial Intelligence (ChatGPT & Bard) in Public Administration Research: A Double-Edged Sword for Street-Level Bureaucracy Studies // International Journal of Pub- lic Administration. 2023. P. 1–7. DOI: 10.1080/01900692.2023.2274801

27. Darvishi A., Khosravi H., Sadiq Sh., Gašević D., Siemens G. Impact of AI assistance on student agency // Computers & Education. 2024. Vol. 210. Article no. 104967. DOI: 10.1016/j.compedu.2023.104967

28. Belkina M., Daniel S., Nikolic S., Haqued R., Lydene S. et al. Systematic literature review of GenAI integration in higher education and analysis of opportunities for engineering education // Proceedings of the 35th Annual Conference of the Australasian Association for Engineering Education (AAEE 2024). Christchurch, New Zealand: Engineers Australia. 2024. Р. 111–120. ISBN: 9781925627992.

29. Bulathwela S., Pérez-Ortiz М., Holloway С., Cukurova М. Artificial intelligence alone will not democratise education: On educational inequality, techno-solutionism and inclusive tools // Sus- tainability. 2024. Vol. 16. No. 2. Article no. 781. DOI: 10.3390/su16020781

30. Von Garrel J., Mayer J. Artificial Intelligence in studies – use of ChatGPT and AI-based tools among students in Germany // Humanities and social sciences communications. 2023. Vol. 10. No. 1. Р. 1–9. DOI: 10.1057/s41599-023-02304-7

31. Balabdaoui F., Dittmann-Domenichini N., Grosse H., Schlienger C., Kortemeyer G. A sur- vey on students’ use of AI at a technical university // Discover Education. 2024. Vol. 3. No. 1. Article no. 51. DOI: 10.1007/s44217-024-00136-4

32. Lepik K. Trust, but Verify: Students’ Reflections on Using Artificial Intelligence in Written Assignments // European Conference on Information Literacy. Cham: Springer Nature Switzerland. 2023. Р. 27– 38. DOI: 10.1007/978-3-031-53001-2_3

33. Dwivedi Y.K., Kshetri N., Hughes L., Slade E.L., Jeyaraj A. et al. Opinion Paper: “So what if ChatGPT wrote it?” Multidisciplinary perspectives on opportunities, challenges and im- plications of generative conversational AI for research, practice and policy // International Journal of Information Management. 2023. Vol. 71. Article no. 102642. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2023.102642

34. Kasneci E., Sessler K., Küchemann S., Bannert M., Dementieva D. et al. ChatGPT for good? On opportunities and challenges of large language models for education // Learning and Individual Differences. 2023. Vol. 103. Article no. 102274. DOI: 10.1016/J.LINDIF.2023.102274

35. Bernabei M., Colabianchi S., Falegnami A., Costantino F. Students’ use of large language models in engineering education: A case study on technology acceptance, perceptions, efficacy, and detection chances // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 5. Artiсle no. 100172. DOI: 10.1016/j.caeai.2023.100172

36. Shue E., Liu L., Li B., Feng Z., Li X., Hu G. Empowering beginners in bioinformatics with ChatGPT [Preprint] // Bioinformatics. 2023. DOI: 10.1101/2023.03.07.531414

37. Zhu G., Fan X., Hou C., Zhong T., Seow P., Shen-Hsing A.C. et al. Embrace opportunities and face challenges: Using ChatGPT in under- graduate students’ collaborative interdisciplinary learning // arXiv, Computers and Society. 2023. DOI: 10.48550/arXiv.2305.18616

38. Wollny S., Schneider J., Di Mitri D., Weidlich J., Rittberger M., Drachsler H. Are we there yet? Asystematic literature review on chatbots in education // Frontiers in Artificial Intelligence. 2021. Vol. 4. Article no. 6454924. DOI: 10.3389/frai.2021.654924

39. Zhang T., Schoene A.M., Ji S., Ananiadou S. Natural language processing applied to mental illnessdetection: A narrative review // npj Digital Medicine. 2022. Vol. 5. No. 1. Article no. 46. DOI: 10.1038/s41746-022-00589-7

40. Liu H., Peng H., Song X., Xu C., Zhang M. Us- ing AI chatbots to provide self-help depression in-terventions for university students: A randomized trial of effectiveness // Internet Interventions. 2022. Vol. 27. Article no. 100495. DOI: 10.1016/j.invent.2022.100495

41. Wu R., Yu Z. Do AI chatbots improve students learning outcomes? Evidence from a metaanal- ysis // British Journal of Educational Technology. 2024. Vol. 55. No. 1. Р. 10–33. DOI: 10.1111/bjet.13334

42. Chen S.Y., Lin P.H., Chien W.C. Children’s digital art ability training system based on AI-assisted learning: A case study of drawing color perception // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article no. 823078. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.823078

43. Lee Y.F., Hwang G.J., Chen P.Y. Impacts of an AI-based chatbot on college students’ after- classreview, academic performance, self- effi- cacy, learning attitude, and motivation // Edu- cational Technology Research and Development. 2022. Vol. 70. No. 5. Р. 1843–1865. DOI: 10.1007/s11423-022-10142-8

44. Mageira K., Pittou D., Papasalouros A., Kotis K., Zangogianni P., Daradoumis A. Educational AI chatbots for content and language integrated learning // Applied Sciences. 2022. Vol. 12. No. 7. Article no. 7. DOI: 10.3390/app12073239

45. Fidan M., Gencel N. Supporting the instruc- tional videos with chatbot and peer feedback mechanismsin online learning: The effects on learning performance and intrinsic motivation // Journal of Educational Computing Re- search. 2022. Vol. 60. No. 7. Р.1716–1741. DOI: 10.1177/07356331221077901

46. Salas-Pilco S.Z. The impact of AI and robot- ics on physical, social-emotional and intellec- tual learningoutcomes: An integrated analytical framework // British Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 51. No. 5. Р. 1808–1825. DOI: 10.1111/bjet.12984

47. Han D.E. The effects of voice-based AI chatbots on Korean EFL middle school students’ speaking competence and affective domains // Asia-Pacif- ic Journal of Convergent Research Interchange. 2020. Vol. 6. No. 7. Р. 71–80. DOI: 10.47116/apjcri.2020.07.07

48. Yin J., Goh T.T., Yang B., Xiaobin Y. Conversa- tion technology with micro- learning: The impact ofchatbot-based learning on students’ learning motivation and performance // Journal of Educational Computing Research. 2021. Vol. 59. No. 1. Р. 154–177. DOI: 10.1177/0735633120952067

49. Gökoрlu S., Erdoрdu F. The effects of GenAI on learning performance: A meta-analysis study // Educational Technology & Society. 2025. Vol. 28. No. 3. URL: https://www.researchgate.net/publication/387110151_The_effects_of_GenAI_on_learning_performance_A_meta-analysis_study (дата обращения: 15.04.2025).

50. Dong L., Tang X., Wang X. Examining the Effect of Artificial Intelligence in Relation to Students’ Academic Achievement in Classroom: A Meta- Analysis // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2025. Vol. 8. Article no. 100400. DOI: 10.1016/j.caeai.2025.100400

51. Wang J., Fan W. The effect of ChatGPT on stu- dents’ learning performance, learning percep- tion, and higher-order thinking: insights from a meta-analysis // Humanities and Social Sciences Communications. 2025. Vol. 12. No. 1. Р. 1–21. DOI: 10.1057/s41599-025-04787-y

52. Deschenes А., McMahon M. A Survey on Stu- dent Use of Generative AI Chatbots for Academic Research // Evidence Based Library and In- formation Practice. 2024. Vol. 19. No. 2. Р. 2–22. DOI: 10.18438/eblip30512

53. Hirabayashi S., Jain R., Jurković N., Wu G. Har- vard Undergraduate Survey on Generative AI. An inaugural report commissioned by the Har- vard Undergraduate Association // Computers and Society. arXiv:2406.00833v2 [cs.CY]. 2024. Vol. 1. 26 p. DOI: 10.48550/arXiv.2406.00833

54. Мартыненко Т.С., Добринская Д.Е. Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С. 171–192. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1807

55. Xiao L., Pyng H.S, Ayub A.F. M., Zhu Z., Gao J., Qing Z. University Students’ Usage of Generative Artificial Intelligence for Sustainabil- ity: A Cross-Sectional Survey from China // Sustainability. 2025. Vol. 17. No. 8. Article no. 3541. DOI: 10.3390/su17083541

56. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 335–353. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353

57. Stöhr C., Ou A.W., Malmström H. Percep- tions and usage of AI chatbots among students in higher education across genders, academic lev- els and fields of study // Computers and Educa- tion: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7. Article no. 100259. DOI: 10.1016/j.caeai.2024.100259

58. Chan C.K.Y., Lee K.K.W. The AI generation gap: Are Gen Z students more interested in adopting generative AI such as ChatGPT in teaching and learning than their Gen X and millennial generation teachers? // Smart learning environments. 2023. Vol. 10. No. 1. DOI: 10.48550/arXiv.2305.02878

59. Cho C., Ofosu-Anim D. Navigating the Technology Divide: The Role of Educational Lead- ership in Generative AI Usage among Diverse Age Groups // Open Journal of Leadership. 2024. Vol. 13. No. 4. Р. 515–531. DOI: 10.4236/ojl.2024.134027

60. Freeman J. Student Generative AI Survey 2025 // HEPI Policy Note. 2025. Vol. 61. URL: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/up-loads/2025/02/HEPI-Policy-Note-61.pdf (дата обращения: 15.04.2025).

61. Chan C.K.Y., Hu W. Students’ voices on gen- erative AI: Perceptions, benefits, and challenges in higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. No. 1. Article no. 43. DOI: 10.1186/s41239-023-00411-8

62. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студен- ты к новым возможностям получения образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 51–71. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71

63. Ананин Д.П., Комаров Р.В., Реморенко И.М. «Когда честно – хорошо, для имитации – плохо»: стратегии использования генеративного искусственного интеллекта в российском вузе // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 31–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-31-50

64. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33

65. Потемкина Т.В., Авдеева Ю.А., Иванова У.Ю. Взаимодействие с искусственным интеллектом как потенциал программы об- учения иностранному языку в аспирантуре // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 5. С. 67–85. DOI: 10.31992/0869-3617-2024- 33-5-67-85

66. Тихонова Н.В., Ильдуганова Г.М. «Меня пугает то, с какой скоростью развивается искусственный интеллект»: восприятие студентами искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 63–83. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-63-83

67. Ofem U., Arikpo А.М., Ovat S.V., Nwogwugwu С.E., Anake Р.М. et al. Artificial Intelligence (AI) in academic research. A multi-group analy- sis of students’ awareness and perceptions using gender and programme type // Journal of Applied Learning and Teaching. 2024. Vol. 7. No. 1. Р. 76–92. DOI: 10.37074/jalt.2024.7.1.9


Рецензия

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)