Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Генеративный искусственный интеллект в высшем образовании: обзор теоретических подходов и практик применения

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-36-57

Аннотация

В статье представлены результаты обобщения и систематизации научнопрактической информации об основных направлениях внедрения отечественным научнопедагогическим сообществом инструментов генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) в образовательный процесс высшей школы и сопровождающих его проблемах. Технологический прорыв в области машинного обучения значительно расширил сферы применения искусственного интеллекта и обусловил необходимость аргументированной оценки потенциала его технологий для наиболее целесообразной их интеграции в образовательный процесс высшей школы, а также поиска оптимальных и безопасных способов взаимодействия с ними педагогов и студентов.

Исследование построено на основе аналитического обзора отечественных публикаций, посвящённых теоретическим и прикладным проблемам внедрения инструментов генеративного искусственного интеллекта в вузах страны. Проанализированы 270 статей, изданных в период с 2020 по 2024 гг. и включённых в Перечень рецензируемых научных изданий, утверждённый Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Применены методы качественного и количественного контент-анализа, контекстологического анализа и аналитической группировки, а также математические методы.

Анализ публикаций показал, что отечественные авторы ориентированы преимущественно на обобщение опыта применения ГенИИ в образовательном процессе в масштабах конкретной учебной дисциплины, образовательной программы или отдельного направления деятельности вуза. Высокая исследовательская активность проявляется в отношении проблем, связанных с оценкой возможностей ГенИИ и отдельных его инструментов в преподавании дисциплин. При этом учёных в первую очередь интересуют такие их функции, как персонификация образовательного процесса, оценка образовательных результатов, проектирование учебных курсов и отдельных занятий.

Особое внимание исследователями уделяется оценке степени распространённости инструментов ГенИИ в образовательной практике, а также теоретическому и эмпирическому обоснованию комплекса психологических, организационных и педагогических условий, обеспечивающих успешную интеграцию ГенИИ в образовательный процесс. Наиболее интенсивно внедрение технологий ГенИИ осуществляется в преподавании иностранных языков.

Об авторах

Е. А. Кошкина
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Кошкина Елена Анатольевна – д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры педагогики и психологии гуманитарного института 

163002, Россия, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17 

Researcher ID: S-5627-2016 



Н. В. Бордовская
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Бордовская Нина Валентиновна – д-р пед. наук, проф., академик Российской академии образования, зав. кафедрой педагогики и психологии образования 

 Researcher ID: F-8504-2015 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 



Д. С. Гнедых
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Гнедых Дарья Сергеевна – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования 

Researcher ID: N-1299-2015 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 



М. А. Хромова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Хромова Марина Анатольевна – канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования 

Researcher ID: E-4940-2018 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 



Р. В. Демьянчук
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Демьянчук Роман Викторович – д-р психол. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования 

Researcher ID: I-1959-2016 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 



М. П. Исхакова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Исхакова Мария Павловна – аспирант кафедры педагогики и психологии образования 

Researcher ID: IUP-1903-2023 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 



П. А. Балышев
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Балышев Павел Александрович – ассистент кафедры педагогики и психологии образования 

 Researcher ID: MZS-1761-2025 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 



Список литературы

1. Chen X., Xie H., Hwang G. A multi-perspective study on artificial intelligence in education: grants, conferences, journals, software tools, institutions, and researchers // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2020. Vol. 1. Article no. 100005. DOI: 10.1016/j.caeai.2020.100005

2. Pacheco-Mendoza S., Guevara C., MayorgaAlbán A., Fernández-Escobar J. Artificial Intelligence in Higher Education: A Predictive Model for Academic Performance // Educ. Sci. 2023. Vol. 13. No. 10. Article no. 990. DOI: 10.3390/educsci13100990

3. Miwa K., Terai H., Kanzaki N., Nakaike R. An Intelligent Tutoring System with Variable Levels of Instructional Support for Instructing Natural Deduction // Transactions of the Japanese Society for Artificial Intelligence. 2014. Vol. 29. No. 1. P. 148–156. DOI: 10.1527/tjsai.29.148

4. Holmes W., Bialik M., Fadel C. Artificial intelligence in education: promises and implications for teaching and learning // The Center for Curriculum Redesign. 2019. 228 p. ISBN: 978-1794293700. URL: https://www.researchgate.net/publication/332180327_Artificial_Intelligence_in_Education_Promise_and_Implications_for_Teaching_and_Learning (дата обращения: 19.04.2025).

5. Spikol D., Ruffaldi E., Dabisias G., Cukurova M. Supervised machine learning in multimodal learning analytics for estimating success in project-based learning // Journal of Computer Assisted Learning. 2018. Vol. 34. No. 4. P. 366–377. DOI: 10.1111/jcal.12263

6. Piedra-Castro W.I., Burbano-Buñay E.S., Tamayo-Verdezoto J.J., Moreira-Alcívar E.F. Inteligencia artificial y su incidencia en la estrategia metodolуgica de aprendizaje basado en investigaciуn // Journal of Economic and Social Science Research. 2024. Vol. 4. No. 2. P. 178–196. DOI: 10.55813/gaea/jessr/v4/n2/106

7. Zawacki-Richter O., Marín V.I., Bond M. et al. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education – where are the educators? // Int J Educ Technol High Educ 2019. Vol. 16. Article no. 39. DOI: 10.1186/s41239-019-0171-0

8. Paquette L., Lebeau J.F., Beaulieu G., Mayers A. Designing a Knowledge Representation Approach for the Generation of Pedagogical Interventions by MTTs // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2015. Vol. 25. No. 1. P. 118–156. DOI: 10.1007/s40593-014-0030-z

9. Nehm R.H., Ha M., Mayfield E. Transforming Biology Assessment with Machine Learning: Automated Scoring of Written Evolutionary Explanations // Sci Educ Technol. 2012. No. 21. P. 183–196. DOI: 10.1007/s10956-011-9300-9

10. McDonald N., Johri A., Ali A., Hingle Collier A. Generative artificial intelligence in higher education: Evidence from an analysis of institutional policies and guidelines // Computers in Human Behavior: Artificial Humans. 2025. Vol. 3. Article no. 100121. DOI: 10.1016/j.chbah.2025.100121

11. Akinwalere S., Ivanov V. Artificial Intelligence in Higher Education: Challenges and Opportunities // Border Crossing. 2022. No. 12. P. 1–15. DOI: 10.33182/bc.v12i1.2015

12. Брызгалина Е.В. Искусственный интеллект в образовании. Анализ целей внедрения // Человек. 2021. Т. 32. № 2. С. 9–29. DOI: 10.31857/S023620070014856-8

13. Малиничев Д.М., Арпентьева М.Р. Нейроцифровые технологии и искусственный интеллект в современном образовании: от аугментации к управлению человеком // Вестник РМАТ. 2023. № 3. С. 17–25. EDN: CWDZDC.

14. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 5–7. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-299-5-7

15. Пятко Л.А., Стародумова Л.А. К вопросу об использовании технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-2. С. 331–334. EDN: EKKDJQ.

16. Войтальянова Я.И., Савицкая Т.Н. Потенциал искусственного интеллекта (GPT) при планировании занятий по иностранному языку в университете // Современный учёный. 2024. № 4. С. 305–311. DOI: 10.58224/2541-8459-2024-4-305-311

17. Блейхер О.В., Снегурова В.И., Боженова М.В. Персонификация обучения математике: о результатах анализа педагогического эксперимента в университете ИТМО // Вестник педагогических наук. 2024. № 8. С. 112–118. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-8-112-118

18. Абрамов В.И., Гриншкун А.В., Елисеев А.В., Корнева Н.С., Суворова Т.Н. Искусственный интеллект в образовании: направления применения и ограничения // Современная {цифровая} дидактика/ Р.Х. Абдюханов, В.И. Абрамов и др. М.: Изд-во ООО «А-Приор», 2023. С. 89–98. EDN: DRHIEQ.

19. Кузьменко Е.Л., Белоусова Т.М., Лещенко Е.М. Проблемы и риски интеграции искусственного интеллекта в высшее образование // Регион: системы, экономика, управление. 2024. № 2 (65). С. 164–168. DOI: 10.22394/1997-4469-2024-65-2-164-168

20. Гараев Т.К., Новик Н.С. Искусственный интеллект в высшем образовании глазами студентов // Мир образования – образование в мире. 2023. № 3 (91). С. 221–229. DOI: 10.51944/20738536_2023_3_221

21. Корчагин С. А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. № 1. С. 37–42. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-1-37-42

22. Елсакова Р.З., Кузьмина Н.Н., Кочкина Д.В. Искусственный vs естественный интеллект в образовательном процессе вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. Т. 16. № 1. С. 90–101. DOI: 10.14529/ped240109

23. Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 49–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62

24. Вислова А.Д. Современные тенденции развития искусственного интеллекта // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2020. № 2 (94). С. 14–30. DOI: 10.35330/1991-6639-2020-2-94-14-30

25. Елсакова Р.З., Кузьмина Н.Н., Маркусь А.М., Кузьмина Н.М. Классификация нейросетей для создания образовательного контента преподавателем высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. Т. 16. № 2. С. 17–29. DOI: 10.14529/ped240202

26. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Эффективность использования искусственного интеллекта в высшем образовании: философско-антропологический анализ // Наука. Общество. Государство. 2024. Т. 12. № 1 (45). С. 101–109. DOI: 10.21685/2307-9525-2024-12- 1-11

27. Павлюк Е.С. Акцентное обучение иностранному языку: междисциплинарные ИИтехнологии // Вестник педагогических наук. 2024. № 7. С. 124–129. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-7-124-129

28. Реморенко И.М., Савенков А.И., Романова М.А. Кандидатные подходы и методика использования специализированных систем генеративного искусственного интеллекта при изучении педагогики студентами университета // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2024. Т. 18. № 3. С. 76–90. DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.3.05

29. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

30. Антифеева Е.Л., Петрова Д.Г. Возможности искусственного интеллекта при обучении физике // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 5 (108). С. 143–146. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-5108-143-146

31. Ковальчук С.В., Тараненко И.А., Устинова М.Б. Применение искусственного интеллекта для обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. С. 1. DOI: 10.17513/spno.33000

32. Есина Л.С. Внедрение чат-ботов в преподавание и изучение иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 201–204. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-201-204

33. Смышляева О.В., Панова И.В. Анализ подходов к построению индивидуальных образовательных траекторий в вузах с использованием искусственного интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-4. С. 168–171. EDN: KNZVCW.

34. Прохорова М.П., Кутепова Л.И. Возможности использования нейросетей для подготовки студентов к проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-2. С. 309–312. EDN: YCPBKE.

35. Маркова С.М., Филатова О.Н., Канатьев П.В. Проектная деятельность в профессиональном образовании в рамках сквозных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-2. С. 436–438. EDN: VDPAYH.

36. Плохотнюк О.С. Особенности разработки вариативных тестовых заданий с использованием чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT в обучении будущих педагогов иностранному языку // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 3 (65). С. 107–115. DOI: 10.25688/2072-9014.2023.65.3.10

37. Бычков В.А., Патока С.С. Адаптивное обучение в цифровую эпоху: интеграция искусственного интеллекта и педагогических методик // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 11-1 (70). С. 92–100. DOI: 10.25726/t7839-3784-0123-p

38. Евстигнеев М.Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 617–634. DOI: 10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634

39. Андреева А.А., Тучкевич Е.И. Три задачи преподавателя высшей школы, решаемых с помощью ИИ // Kant. 2024. № 3 (52). С. 274–276. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-52.44

40. Вегера Ж.Г. Применение генеративного искусственного интеллекта (ИИ) для анализа образовательных данных и прогнозирования академической успеваемости студентов // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 8-1. С. 116–125. DOI: 10.25726/ j2473-1350-7803-t

41. Носова Л.С., Белоусова Н.А., Корчемкина Ю.В. Разработка прикладной интеллектуальной системы на основе нейрофизиологических данных для поддержки принятия решений по организации образовательного процесса // Информатика и образование. 2023. Т. 38. № 2. С. 16–25. DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-2-16-25

42. Козлова О.А., Протасова А.А. Использование нейронных сетей в дистанционных образовательных технологиях для идентификации обучающихся // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 3. С. 26–35. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-3-26-35

43. Андреева А.А., Шакарикова А.А. Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс: опыт и перспективы // Вестник педагогических наук. 2024. № 8. С. 105–111. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-8-105-111

44. Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 7. С. 160–193. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-7-160-193

45. Черкасова Е.А. Организационно-педагогические условия дифференцированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки грамматике английского языка посредством чат-ботов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 3. С. 828–833. DOI: 10.30853/phil20240118

46. Гаврилов М.В. Организационные и педагогические условия обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1218–1235. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-5-1218-1235

47. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранного языка в условиях интеграции технологий искусственного интеллекта в обучении // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 88–96. EDN: OQZDSE.

48. Розов К.В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 2. С. 50–63. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-2-50-63

49. Бермус А.Г., Сизова Е.В. Педагогические, лингводидактические и психологические условия использования ChatGPT в системе высшего образования: систематический обзор // Концепт. 2024. № 11. С. 150–166. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11183

50. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А., Мухлынина О.А. Обучение цифровым образовательным технологиям на основе систем с элементами искусственного интеллекта (чат-бот) // Наука и школа. 2022. № 6. С. 205–215. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-205-215

51. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115–135. DOI: 10.32744/pse.2024.1.6

52. Староверова Н.А. Этические проблемы применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Современные наукоёмкие технологии. 2024. № 9. С. 145–150. DOI: 10.17513/snt.40163

53. Нaливaйкo Т.Е., Ивaнoв В.В. Применение искусственного интеллекта в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов в области энергетики // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2024. № 2 (74). С. 62–66. EDN: CSDUZB.

54. Часовских В.П., Аттокуров У.Т., Кох Е.В. Применение инновационных образовательных технологий в условиях цифровизации // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 7-1. С. 158–166. DOI 10.25726/q5947-6561-3430-t

55. Антонова Е.М. Цифровизация мирового здравоохранения как драйвер стратегии обучения студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. 2022. Т. 33. № 3. С. 141–151. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.3.12

56. Шибаев Д.В. Содержание и методика преподавания курса «Системы искусственного интеллекта» в юридическом вузе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2024. Т. 122. № 10. С. 150–158. DOI: 10.17803/2311-5998.2024.122.10.150-158

57. Дмитриева Е.В., Исмагилова Г.К. Влияние искусственного интеллекта на взаимодействие обучающегося и преподавателя в онлайн-обучении // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-3. С. 151–154. EDN: REIIWD.

58. Пономарева Е.Ю. Искусственный интеллект: как новые технологии внедряются в сферу психического здоровья студентов высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 326–329. EDN: ZSDWQS.

59. Никитин П.В., Горохова Р.И., Абашин В.Г. Совершенствование системы онлайн-обучения средствами искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2022. Т. 58. № 4. С. 522–539. DOI: 10.32744/pse.2022.4.31

60. Степнова Л.А., Сафонова Т.Е., Костюк Ю.А. Изучение цифрового сознания студентов методом семантического дифференциала // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. EDN: NNOOFT.


Рецензия

Просмотров: 50


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)