Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Выпускная квалификационная работа в вузе в условиях распространения искусственного интеллекта: взгляд студентов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-112-135

Аннотация

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является важнейшим этапом обучения в вузе и своеобразным итогом, демонстрирующим качество освоения обучающимися образовательной программы. Однако, учитывая распространение случаев неправомерного использования нейросетей и чат-ботов в процессе написания дипломных проектов, встаёт вопрос об объективности и целесообразности использования данной формы итогового контроля. Для принятия взвешенных решений в данной области необходим анализ мнения основных участников образовательного процесса. Несмотря на многочисленные опросы студентов относительно использования искусственного интеллекта в учебном процессе, практически отсутствуют работы, направленные на выявление практики его использования в научно-исследовательской деятельности. Данная статья призвана восполнить существующий пробел. Целью исследования является выявление отношения студентов Казанского федерального университета к процессу подготовки выпускной квалификационной работы в условиях распространения искусственного интеллекта. Результаты интерпретации опроса позволяют авторам отметить положительную тенденцию во взаимодействии студентов с научным руководителем по сравнению с аналогичными опросами, проведёнными ранее. Очевидным вызовом системе вузовского образования оказалось критическое отношение студентов к системе «Антиплагиат» и склонность к позитивному восприятию роли искусственного интеллекта (ИИ) в реализации дипломного проекта (лишь 10,7% респондентов считают использование ИИ при написании ВКР неэтичным). При этом отмечается прямая связь между использованием ИИ и этическим одобрением его использования. Однако, опираясь на положительные результаты описанной в статье практики организации научно-исследовательской работы (НИР) студентов Казанского федерального университета (КФУ), авторы прогнозируют улучшение ситуации в рамках введения на старших курсах бакалавриата лекционных курсов и практических занятий по НИР, а также защит проектов и предзащит ВКР. Авторы приходят к выводу, что прирост качества подготовки выпускника университета возможен при реализации комплексного дифференцированного подхода к организации НИР, а также дальнейшей разработки этических норм научной деятельности студента вуза.

Об авторах

Н. В. Тихонова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Тихонова Наталия Владимировна – канд. пед. наук, доцент кафедры европейских языков и культур Института международных отношений, истории и востоковедения 

Researcher ID: G-3513-2017 

420008, РФ, РТ, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18 



Н. П. Поморцева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Поморцева Надежда Павловна – канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой европейских языков и культур Института международных отношений, истории и востоковедения 

Researcher ID: M-2765-2013 

420008, РФ, РТ, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18 



Список литературы

1. Črček N., Patekar J. Writing with AI: University students’ use of ChatGPT // Journal of Language and Education. 2023. No. 9 (4). P. 128–138. DOI: 10.17323/jle.2023.17379

2. Parker L., Carter C.W., Karakas A., Loper A.J., Sokkar A. Ethics and Improvement: Undergraduate Students’ Use of Artificial Intelligence in Academic Endeavors // International Journal of Intelligent Computing Research. 2023. Vol. 14. No. 1. P. 1187–1194. DOI: 10.20533/ijicr.2042.4655.2023.0146

3. Chan C.K.Y., Hu W. Students’ voices on generative AI: perceptions, benefits, and challenges in higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. Article no. 43. DOI: 10.1186/s41239-023-00411-8

4. Rowland D.R. Two frameworks to guide discussions around levels of acceptable use of generative AI in student academic research and writing // Journal of Academic Language and Learning. 2023. Vol. 17. No. 1. T31–T69. URL: https://journal.aall.org.au/index.php/jall/article/view/915 (дата обращения: 05.04.2025).

5. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Вовлечённость студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. С. 256–271. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271

6. Ханов Т.А., Баширов А.В. Научно-исследовательская работа студентов в вузе: причины снижения активности // Современные наукоёмкие технологии. 2021. № 6–1. С. 209–214. DOI: 10.17513/snt.38724

7. Хамидуллина Л.К., Бобкова Е.А. Развитие научного наставничества в образовательной организации высшего образования // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 3. С. 63–66. EDN: BLQXME.

8. Буймов А.Г., Похолков Ю.П., Тарасенко В.Ф. Формула Глейчера в решении проблемы плагиата и управления научно-исследовательской работой студентов // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2020. Т. 23. № 4. С. 78–84. DOI: 10.21293/1818-0442-2020-23-4-78-84

9. Левин В.И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 143–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32334342 (дата обращения: 05.04.2025).

10. Kumar R. Understanding PSE students’ reactions to the postplagiarism concept: a quantitative analysis // International Journal for Educational Integrity. 2025. Vol. 21. Article No. 9. DOI: 10.1007/s40979-025-00182-x

11. Плещенко В.И. О плагиате в научных публикациях и выпускных работах // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8–9. С. 62–70. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-62-70

12. Бажанов В.А., Козина О.А. Феномен плагиата и его восприятие в академической среде // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 48. С. 225–235. DOI: 10.17223/1998863X/48/22

13. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 335–353. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353

14. Ананин Д.П., Комаров Р.В., Реморенко И.М. «Когда честно – хорошо, для имитации – плохо»: стратегии использования генеративного искусственного интеллекта в российском вузе // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 31–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-31-50

15. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2- 31-53

16. Лаптева О.И., Корнилова А.Г. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN620.pdf (дата обращения: 05.04.2025).

17. Писарева С.А., Бражник Е.И., Гладкая И.В., Пискунова Е.В., Федорова Н.М. Исследование особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности // Science for Education Today. 2024. Т. 14. № 1. С. 25–53. DOI: 10.15293/2658-6762.2401.02

18. Эбзеева Ю.Н. Грантовая поддержка как фактор развития научных исследований в российских университетах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 1. С. 146–157. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-1-146-157

19. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Меры поддержки исследовательской работы студентов и научного наставничества в российских вузах // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 10. С. 60–82. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-10-60-82

20. Салаватулина Л.Р. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарнопедагогического университета. 2019. № 2. С. 167–178. DOI: 10.25588/CSPU.2019.13.60.012

21. Соколова М.В., Глебов Г.Е. Научное наставничество в системе высшего образования: результаты эмпирического исследования // Педагогика и просвещение. 2024. № 2. DOI: 10.7256/2454-0676.2024.2.70880

22. Пересторонина М.В., Корпачева О.В., Торопов А.П. Научно-исследовательская работа студентов глазами обучающихся в медицинском вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. С. 235–238. EDN: CECIGV.

23. Ахмадова Т.Х., Башаева С.А., Магомедова П.И. Формирование представлений студентов-первокурсников о научно-исследовательской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-2. С. 75–77. EDN: EUPTJT.

24. Goşa С. Perceptions and Attitudes of BA and MA Graduating Students in Philology Towards the Writing of Their Final Research Papers. A Survey-Based Case Study // Romanian Journal of English Studies. 2022. Vol. 19. P. 78–87. DOI: 10.2478/rjes-2022-0010

25. Еременко Т.В. Педагогический инструментарий для предупреждения академической нечестности студентов (анализ исследований российских авторов) // Вестник Вятского государственного университета. 2024. № 1(151). С. 60–68. DOI: 10.25730/VSU.7606.24.007

26. Чехович Ю.В., Беленькая О.С. Плагиат в средней школе: маленькое бездействие с большими последствиями // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 447–467. DOI: 10.15507/1991- 9468.112.027.202303.447-467

27. Кацко С.Ю., Кокорина И.П. Проверка ВКР: корректные заимствования, плагиат и оригинальность текста // Актуальные вопросы образования. 2021. № 1. С. 142–145. DOI: 10.33764/2618-8031-2021-1-142-145

28. Eaton S.E. Postplagiarism: transdisciplinary ethics and integrity in the age of artificial intelligence and neurotechnology // International Journal for Educational Integrity. 2023. Vol. 19. Article no. 23. DOI: 10.1007/s40979-023-00144-1

29. Глубокова Е.Н., Калабина И.А., Ривкина С.В. Подготовка выпускной квалификационной работы в вузе: взгляд современных студентов // Перспективы науки и образования. 2024. № 2 (68). С. 201–215. DOI: 10.32744/pse.2024.2.12

30. Ратнер Ф.Л. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей студентов в научной деятельности: отечественный и зарубежный опыт. Учебно-методическое пособие. Казань: КГУ, 1999. 44 с.

31. Playfoot D., Quigley M., Thomas A.G. Hey ChatGPT, give me a title for a paper about degree apathy and student use of AI for assignment writing // The Internet and Higher Education. 2024. Vol. 62. Article no. 100950. DOI: 10.1016/j.iheduc.2024.100950

32. Орбодоева Л.М., Самбуева В.Б., Тараскина Я.В. Практико-ориентированный подход к подготовке выпускных квалификационных работ бакалавров лингвистики // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 4. С. 107–113. DOI: 10.21209/2658-7114-2021-16-4-107-113

33. Dalalah D., Dalalah O.M.A. The false positives and false negatives of generative AI detection tools in education and academic research: The case of ChatGPT // The International Journal of Management Education. 2023. Vol. 21(2). DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100822

34. Weber-Wulff D., Anohina-Naumeca A., Bjelobaba S., Foltýnek T., Guerrero-Dib J., Popoola O., Šigut P., Waddington L. Testing of detection tools for AI-generated text // International Journal for Educational Integrity. 2023. Vol. 19. Article no. 26. DOI: 10.1007/s40979-023-00146-z

35. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116

36. Сабирова Д.Р., Поморцева Н.П., Шишкина Ю.А. Условия повышения качества научноисследовательских работ школьников по иностранному языку // Казанский лингвистический журнал. 2024. Т. 7. № 2. С. 145–157. DOI: 10.26907/2658-3321.2024.7.2.145-157

37. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 5. С. 124–151. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-5-124-151

38. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 87–96. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96

39. Bobyreva N.N., Pomortseva, N.P., Zorina A.V. Supervising the Research Work of Students of Linguistics Major: Current Issues and Prospects // 11th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, 1-3 July 2019. P. 9169–9175. DOI: 10.21125/edulearn.2019.2265

40. Fajt B., Schiller E. Hungarian university students’ perceptions of plagiarism // International Journal for Educational Integrity. 2025. Vol. 21. Article no. 5. DOI: 10.1007/s40979-024-00169-0

41. Кашина М.А., Васильева В.А., Ткач С. «Если цель оправдывает средства, то можно...»: академические девиации российских аспирантов социо-гуманитарных направлений подготовки // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 84–103. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-84-103


Рецензия

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)