Пересборка субъекта и субъектная мембрана: философское осмысление образования в эпоху нейросетей
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-136-151
Аннотация
В статье исследуется трансформация субъектности в образовательном процессе в условиях интеграции нейросетей. Автор предлагает постнеклассический подход к пониманию взаимодействия человека и искусственного интеллекта через концепцию «пересборки субъекта», дополненную вводимым концептом «субъектной мембраны». Данный концепт характеризует избирательную проницаемость границ субъекта при сохранении его внутреннего гомеостаза. В работе прослеживается эволюция образовательных парадигм: от субъект-объектной через субъект-субъектную к сетевой модели распределённой педагогики. Автор демонстрирует, как нейросети преобразуют не только методы обучения, но и саму онтологию образовательного пространства, создавая новую форму распределённой субъектности. Отмечается, что взаимодействие с нейросетями разворачивается в режиме «бытия между», формируя особое дифракционное пространство, где размываются традиционные эпистемологические границы. Рассматриваются этические проблемы, связанные с интеграцией искусственного интеллекта (ИИ) в образование, и предлагаются концептуальные основания для формирования новой образовательной этики в условиях цифровой трансформации. Особое внимание уделяется продуктивному парадоксу «образовательной аутоиммунности», когда взаимодействие с нейросетями требует частичного переосмысления устоявшихся когнитивных схем для формирования новых, более адаптивных мыслительных структур. В статье также предлагается новое понимание роли педагога как медиатора между человеческим и машинным интеллектом в гибридном образовательном пространстве.
Об авторе
Р. Р. КарнеевРоссия
Карнеев Родион Рафаэльевич – канд. филос. наук, научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Список литературы
1. Буданов В.Г. О типологии деятельностной рациональности в цифровую эпоху // Вопросы философии. 2024. № 12. С. 41–51. DOI: 10.21146/0042-8744-2024-12-41-51
2. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
3. Карнеев Р.Р. Проект реконцептуализации субъекта: незавершённая сборка // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6. № 1. С. 7–19. DOI: 10.24833/2541-8831-2022-1-21-7-19
4. Карнеев Р.Р. Проблема пересборки субъекта как способ его реконцептуализации: дис. ... канд. филос. наук. М.: МГУ, 2023. 238 с. EDN: OQIBYK.
5. Кузнецов В.Ю. Пересборка субъектов и проблема развития // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 2. С. 148–156. DOI: 10.21146/2413-9084-2017-22-2-148-156
6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения. Т. II. М.: РИПОЛ классик, 2025. 768 с. ISBN: 978-5-386-15310-6.
7. Варела Ф., Томпсон Э., Рош Э. Отелесненный ум. Когнитивная наука и человеческий опыт. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2023. 456 с. ISBN: 978-5-905792-50-2. 8. Arshinov V.I., Yanukovich M.F. Neural Networks as Embodied Observers of Complexity: An Enactive Approach // Technology and Language. 2024. No. 5(2). P. 11–25. DOI: 10.48417/technolang.2024.02.02
8. Николаева Е.М., Камалеева А.М., Николаев М.С. Гибридная субъектность: интеграция естественного и искусственного в современном социально-техническом пространстве // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023. № 1 (58). С. 46–50. DOI: 10.26907/2079-5912.2023.1.46-50
9. Derrida J. Autoimmunity: Real And Symbolic Suicides // Philosophy in a Time of Terror. Chicago: University of Chicago Press, 2003. P. 85– 136. ISBN: 0-226-06666-5.
10. Silverstein A. Autoimmunity: A History of the Early Struggle for Recognition // The Autoimmune Diseases. New York: Academic Press, 2006. P. 31–52. DOI: 10.1016/B978-0-12-384929-8.00002-2
11. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2. No. 1. P. 3–10. URL: https://scispace.com/pdf/connectivism-a-learningtheory-for-the-digital-age-4fg2fhdvqi.pdf (дата обращения: 05.04.2025).
12. Haraway D. Staying with the Trouble: Making Kin in the Chthulucene. Durham: Duke University Press, 2016. 296 p. ISBN: 9780822362142. URL: https://media.icamiami.org/2020/07/c93615e4- haraway.-staying-with-the-trouble_-makingkin-in-the-chthulucene.pdf (дата обращения: 05.04.2025).
13. Шиповалова Л.В. Распределённое познание и его границы в контексте публичной научной коммуникации // Социология науки и технологий. 2019. № 3. С. 56–71. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-13003
14. Hutchins E. Cognition in the Wild. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 381 p. ISBN: 9780262581462.
15. Maturana H. R. Autopoiesis, Structural Coupling and Cognition: A History of These and Other Notions in the Biology of Cognition // Cybernetics and Human Knowing. 2002. Vol. 9. No. 3-4. P. 5–34. URL: https://reflexus.org/wp-content/uploads/Autopoiesis-structural-coupling-andcognition.pdf (дата обращения: 05.04.2025).
16. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. 464 с. ISBN: 978-5-901679-58-6.
17. Фрейре П. Педагогика угнетённых. М.: КоЛибри, 2018. 288 с. ISBN: 978-5-389-12189-8.
18. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с. ISBN 978-5-09-022055-2.
19. Cormier D. Rhizomatic Education: Community as Curriculum // Innovate: Journal of Online Education. 2008. Vol. 4. No. 5. Article no. 2. URL: http://nsuworks.nova.edu/innovate/vol4/iss5/2 (дата обращения: 05.04.2025).
20. AI Scientist: First Publication. Sakana AI, 2025. URL: https://sakana.ai/ai-scientist-first-publication/ (дата обращения: 03.04.2025).
21. Andersen L.M., Martinez-Saito M. Tracing the thoughts of a large language model // Journal of Cognitive Science. 2024. Vol. 25. No. 3. P. 312–336.
22. Barad K. Meeting the Universe Halfway: Quantum Physics and the Entanglement of Matter and Meaning. Durham: Duke University Press, 2007. ISBN: 109780822339175.
23. Tobias S., Everson H.T. Knowing what you know and what you don’t: further research on metacognitive knowledge monitoring // College Board Research Report. 2002. No. 3. New York: College Entrance Examination Board. URL: https://cft.vanderbilt.edu/wp-content/uploads/sites/59/knowing-what-you-know-what-whatyou-don-further-research-metacognitive.pdf (дата обращения: 03.04.2025).
24. Flavell J. H. Metacognitive Aspects of Problem Solving // The Nature of Intelligence / Ed. by L.B. Resnick. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1976. P. 231–235. DOI: 10.4324/9781032646527-16
25. Pangrazio L. Reconceptualising critical digital literacy // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2016. Vol. 37. No. 2. P. 1–12. DOI: 10.1080/01596306.2014.942836
26. Латур Б. Что такое «иконоклаш», или Возможна ли жизнь без войны образов // Топосы мысли: Западная философия XIX-XX веков в переводах и комментариях. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2024. С. 143–182. URL: https://istina.msu.ru/download/716078127/1tQSXY:5Qm5VUnSg1inxXMsDiE87Q10mr8/?ysclid=md5hjltki4729863116 (дата обращения: 03.04.2025).
27. Дастон Л., Галисон П. Объективность. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 584 с. ISBN: 978-5-4448-0932-7.