Коммуникативный искусственный интеллект: концептуализация новой реальности в образовании
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-152-168
Аннотация
Представленная статья посвящена исследованию влияния искусственного интеллекта (ИИ) на сферу образования. Мы предлагаем концепт «коммуникативный искусственный интеллект» (КомИИ) для более точного описания новой реальности в образовании, где ИИ становится не просто инструментом, а активным участником коммуникации. В статье рассматриваются академические дискуссии об ИИ как социальном акторе, предлагается теоретическая рамка коммуникативного конструктивизма для интерпретации КомИИ, обсуждаются аргументы в пользу введения нового понятия и предлагаются ключевые вопросы для дальнейших исследований в этой области. Особое внимание уделяется трансформации оценивания и рефлексивных практик, а также ценностным аспектам взаимодействия человека и ИИ в образовательном процессе. Активное и масштабное развитие коммуникативного искусственного интеллекта приводит к необходимости выделения специфической предметной области исследований в образовании.
Об авторе
В. С. НикольскийРоссия
Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, профессор, гл. редактор журнала «Высшее образование в России»
107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38
Список литературы
1. Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М. [и др.]. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36–48. DOI: 10.21686/1818-4243-2023-2-36-48
2. Armony Y., Hazzan O. Inevitability of Al Technology in Education Futurism Perspectives for Education for the Next Two Decades. Springer, 2024. DOI: 10.1007/978-3-031-72790-0
3. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
4. Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 49–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62
5. Guzman A.L., Lewis S.C. Artificial intelligence and communication: A Human-Machine Communication research agenda // New Media & Society. 2019. Vol. 22. No. 1. P. 70–86. DOI: 10.1177/1461444819858691
6. Guzman A.L. What is human-machine communication, anyway? // In: Guzman AL (ed.) Human-Machine Communication: Rethinking Communication, Technology, and Ourselves. New York: Peter Lang, 2018. P. 1–28. ISBN: 9781433142512.
7. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
8. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53
9. Nass C., Steuer J., Tauber E.R. Computers are social actors. In Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems Celebrating Interdependence-CHI ‘94, 1994. P. 72–78. DOI: 10.1145/259963.260288
10. Heyselaar E. The CASA theory no longer applies to desktop computers // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. Article no. 19693. DOI: 10.1038/s41598-023-46527-9
11. Knoblauch H. Communicative Constructivism and Mediatization // Periodical Communication Theory: an official journal of the International Communication Association. 2013. Vol. 23. No. 3. P. 297–315. DOI: 10.1111/comt.12018
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с. ISBN: 5-85691-036-2.
13. Лукман Т. Коммуникативное конструирование реальности и секвенциальный анализ. Личная реминисценция / пер. с англ. В. В. Семеновой // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12. № 1. С. 9–18. DOI: 10.19181/inter.2020.21.1
14. Knoblauch H. The Communicative Construction of Reality. London: Routledge, 2020. DOI: 10.4324/9780429431227
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2023. 576 c. ISBN: 9785171338336.
16. Liu C.H., Matthews R. Vygotsky’s philosophy: Constructivism and its criticisms examined // International Education Journal. 2005. Vol. 6. No. 3. P. 386–399. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854992.pdf (дата обращения: 24.05.2025).
17. Knoblauch H., Pfadenhauer M. Construction versus Realism? The Unrealized Potential of Communicative Constructivism // Sociologica. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 119–136. DOI: 10.6092/issn.1971-8853/16725
18. Ou A.W., Stöhr C., Malmström H. Academic communication with Al-powered language tools in higher education: From a post-humanist perspective // System. 2024. Vol. 121. DOI: 10.1016/j.system.2024.103225
19. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 51–71. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71
20. Вечерин А.В., Яголковский С.Р. Искусственный интеллект в оценивании и развитии креативности // Психология. Журнал ВШЭ. 2024. № 4. DOI: 10.17323/1813-8918-2024-4-787-799
21. Hooda M., Rana C., Dahiya O., Rizwan A., Hossain M.S. Artificial intelligence for assessment and feedback to enhance student success in higher education // Mathematical Problems in Engineering. Vol. 2022. No. 1. P. 1–19. DOI: 10.1155/2022/5215722.
22. Ананин Д.П., Комаров Р.В., Реморенко И.М. «Когда честно – хорошо, для имитации – плохо»: стратегии использования генеративного искусственного интеллекта в российском вузе // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 31–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-31-50
23. Owan V.J., Abang K.B., Idika D.O., Etta E.O., Bassey B.A. Exploring the potential of artificial intelligence tools in educational measurement and assessment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2023. Vol. 19. No. 8. DOI: 10.29333/ejmste/13428
24. Krügel S., Ostermaier A., Uhl M. Chatgpt’s Inconsistent Moral Advice Influences Users’ Judgment // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. Article no. 4569. DOI: 10.1038/s41598-023-31341-0
25. Sison A.J.G., Daza M.T., Gozalo-Brizuela R., Garrido Merchán E.C. ChatGPT: More Than a “Weapon of Mass Deception” Ethical Challenges and Responses from the Human-Centered Artificial Intelligence (HCAI) Perspective // International Journal of Human-Computer Interaction. 2023. Vol. 40. No. 17. P. 1–20. DOI: 10.1080/10447318.2023.2225931
26. Guzman A.L., Lewis S.C. Artificial Intelligence and Communication: A Human-Machine Communication Research Agenda // New Media & Society. 2020. Vol. 22. No. 1. P. 70–86. DOI: 10.1177/1461444819858691
27. Esposito E. Artificial Communication? The Production of Contingency by Algorithms // Zeitschrift für Soziologie. 2017. Vol. 46. No. 4. P. 249–265. DOI: 10.1515/zfsoz-2017-1014.
28. Gligorea I., Cioca M., Oancea R., Gorski A.- T., Gorski H., Tudorache P. Adaptive Learning Using Artificial Intelligence in e-Learning: A Literature Review // Education Sciences. 2023. Vol. 13. No. 12. Article no. 1216. DOI: 10.3390/ educsci13121216
29. Rane N., Choudhary S., Rane J. Education 4.0 and 5.0: Integrating Artificial Intelligence (AI) for Personalized and Adaptive Learning. 2023. DOI: 10.2139/ssrn.4638365
30. Neshaei S.P., Mejia-Domenzain P., Davis R.L., Käser T. Metacognition meets Al: Empowering reflective writing with large language models // British Journal of Educational Technology. 2025. DOI: 10.1111/bjet.13601
31. Шейнбаум В.С., Никольский В.С. Инженерная деятельность и инженерное мышление в контексте экспансии искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-6-9-2
32. Король А.Д., Бушманова Е.А. Искусственный интеллект в зеркале образования: проблема диалога // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 125–135. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-125-135