Образ преподавателя как фактор оценки образовательной среды вуза и учебной мотивации студентов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-7-52-73
Аннотация
В условиях трансформации высшего образования и смещения акцента с трансляции знаний на создание развивающей образовательной среды возрастает значение вузовского преподавателя как её ключевого агента, формирующего учебную мотивацию и субъективное восприятие качества образования. Несмотря на возрастающий интерес к трансформации педагогических ролей, конструирования образовательной среды и управления учебной мотивацией обучающихся, эти феномены рассматриваются скорее изолированно. Это создаёт методологический разрыв между структурными характеристиками образовательной среды и динамикой учебной мотивации студентов. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью комплексного подхода к изучению воспринимаемого образа преподавателя, образовательной среды и мотивационных профилей студентов.
Целью статьи стало выявление связей между воспринимаемым образом преподавателя, оценкой образовательной среды и учебной мотивацией студентов. Мы предположили, что студенты, позитивно воспринимающие преподавателей, склонны выше оценивать образовательную среду вуза и обладают более выраженной учебной мотивацией. Также было сделано предположение, что характер этих отношений зависит от социально-профессиональных характеристик самих студентов. В исследовании участвовали 348 студентов российских вузов. Для моделирования оценок студентов в пространстве исследуемых феноменов привлекались методы эксплораторного и конфирматорного факторного анализа, анализа латентных профилей, сравнительного и корреляционного анализа.
Научная новизна исследования заключается в концептуальной, методологической и эмпирической актуализации образа преподавателя как ключевого компонента образовательной среды вуза и определения его связи с учебной мотивацией студентов. Выявлены ключевые параметры образа преподавателя, включающие харизматично-вдохновляющий стиль, академическую добросовестность и личностную зрелость. Впервые выявлены латентные профили восприятия студентами преподавателя, различающиеся по уровню учебной мотивации и удовлетворённости образовательной средой.
Полученные результаты дополняют существующие модели взаимодействия субъектов образовательных отношений и имеют прикладное значение для проектирования вузовской среды, где преподаватель рассматривается как фасилитатор, наставник и модератор социокультурной образовательной среды вуза, её репрезентант в целом.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. ТарасовРоссия
Тарасов Сергей Валентинович – д-р пед. наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования,
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48.
Е. Б. Спасская
Россия
Спасская Елена Борисовна – канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования,
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48.
Ю. Л. Проект
Россия
Проект Юлия Львовна – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании,
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48.
Список литературы
1. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 16–29. DOI: 10.15826/umpa.2017.01.002
2. Tarı Kasnakoğlu B., Mercan H. Co-creating positive outcomes in higher education: are students ready for co-creation? // Journal of Marketing for Higher Education. 2020. Vol. 32. No. 1. P. 73– 88. DOI: 10.1080/08841241.2020.1825031
3. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и её социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101. DOI: 10.21638/spbu12.2020.106
4. Dingel M., Punti G. Building faculty-student relationships in higher education // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2023. Vol. 31. No. 1. 61–82. DOI: 10.1080/13611267.2023.2164976
5. Hagenauer G., Volet S.E. Teacher–student relationship at university: an important yet under-researched field // Oxford Review of Education. 2014. Vol. 40. No. 3. P. 370–388. DOI: 10.1080/03054985.2014.921613
6. Корешникова Ю.Н., Авдеева Е.А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 36–66. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-36-66
7. Kahu E.R., Nelson K. Student engagement in the educational interface: understanding the mechanisms of student success // Higher Education Research & Development. 2017. Vol. 37. No. 1. P. 58–71. DOI: 10.1080/07294360.2017.1344197
8. Ирхина И.В., Никулин И.Н., Исаев И.Ф., Кролевецкая Е.Н. Образовательная среда вуза как фактор стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2021. № 3. С. 31–32. EDN: IGKJVP.
9. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 88–103. DOI: 10.17759/pse.2020250608
10. Кролевецкая Е.Н., Исаев И.Ф. Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога // Высшее образование в России. 2022. № 6. С. 114–135. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-114-135
11. Полякова Т.Ю. Преподаватель технического вуза: что ценят студенты? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 11. С. 60–76. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-11-60-76
12. Espinoza Ó., Miranda C., Sandoval L., Corradi B., González L., McGinn N. Determinants of study motivation of undergraduate university students in Chile // Studies in Higher Education. 2024. P. 1–15. DOI: 10.1080/03075079.2024.2363512
13. Mattanah J., Holt L., Feinn R., Bowley O., Marszalek K.et al. Faculty-student rapport, student engagement, and approaches to collegiate learning: exploring a mediational model // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 23505–23516. DOI: 10.1007/s12144-024-06096-0
14. Bao D.Q., Phong N.D., Tho N.D. Co-creation in higher education and quality of college life: the roles of students’ co-creation effort, interactions, and mindfulness // The International Journal of Management Education. 2023. Vol. 21. No. 3. Article no. 100862. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100862
15. Khojanashvili L., Tsereteli M., Labadze L. Understanding the impact of social and academic factors on sense of belonging in higher education: a study from the Georgian educational landscape // Journal of Eurasian Studies. 2024. Vol. 16. No. 1. P. 139–154. DOI: 10.1177/18793665241261728
16. Komarraju M., Musulkin S., Bhattacharya G. Role of student-faculty interactions in developing college students’ academic self-concept, motivation, and achievement // Journal of College Student Development. 2010. Vol. 51. No. 3. 332–342. DOI: 10.1353/csd.0.0137
17. Bureau J.S., Howard J.L., Chong J.X.Y., Guay F. Pathways to student motivation: a meta-analysis of antecedents of autonomous and controlled motivations // Review of Educational Research. 2021. Vol. 92. No. 1. P. 46–72. DOI: 10.3102/00346543211042426
18. Raboca H.M., Carbunarean F. Faculty support and students’ academic motivation // Frontiers in Education. 2024. Vol. 9. Article no. 1406611. DOI: 10.3389/feduc.2024.1406611
19. Zepke N. Student engagement research: thinking beyond the mainstream // Higher Education Research and Development. 2015. Vol. 34. No. 6. P. 1311– 1323. DOI: 10.1080/07294360.2015.1024635
20. Ольховая Т.А., Хабарова Т.С. Модель становления субъектности студента медицинского вуза // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-22. С. 5003–5007. EDN: TWTAIV.
21. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 352 с. EDN: QVMKLJ.
22. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: ЛОИРО, 2003. 139 с. EDN: QTESKH.
23. Тарасов С.В., Спасская Е.Б., Проект Ю.Л. Взаимодействие педагогических вузов и региональных образовательных систем: подходы, практики, решения: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. 247 с. EDN: MOJQJY.
24. Митницкая Е.В. Образовательная среда как социокультурный феномен // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: материалы VI международной конференции. Москва: Московский педагогический государственный университет, Институт социально-гуманитарного образования, 2021. С. 535– 542. DOI: 10.37492/ETNO.2021.12.45.071
25. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 295–314. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-2295-314
26. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43. № 1. С. 4–13. EDN: MBDBYX.
27. Агранат Ю.В., Иванова Л.В. Оценка преподавателей студентами в контексте повышения качества образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 3. С. 68– 72. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.3.13
28. Ислакаева Г.Р. Образовательная среда университета как фактор повышения качества высшего образования // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 6. С. 89–96. DOI: 10.34773/EU.2023.6.16
29. Козилова Л.В., Чвякин В.А. Влияние образовательной среды педагогического университета на профессиогенез педагога // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 96–114. DOI: 10.32744/pse.2022.4.6
30. Курьян М.Л., Воронина Е.А. Общение студентов и преподавателей вне аудитории: теоретический обзор зарубежных исследований // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 219–237. DOI: 10.31862/2500297X-2020-1-219-237
31. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35–45. EDN: RVVJID.
32. Tawfeek E.E., Gouda E., Elaraby S., Talaat W. Relationship between the role of the clinical instructor, students’ self-efficacy, and academic achievement // Suez Canal University Medical Journal. 2021. Vol. 24. № 2. P. 164–177. DOI: 10.21608/scumj.2021.197634
33. Панферов В.Н., Никифоров О.В., Шингаев С.М. Когнитивные эталоны восприятия «эффективного» и «неэффективного» преподавателя высшей школы студентами с разной мотивацией обучения // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5. № 3. С. 435–451. DOI: 10.33910/2686-9527-2023-5-3-435-451
34. Кольцова А.А., Яковлева Т.В. Компетентностный профиль преподавателя экономических дисциплин в вузе: мнения студентов // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4 (65). С. 250–255. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.777
35. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СанктПетербург: Питер, 2002. 512 с. ISBN: 5-27200028-5. EDN: RXZGQH.
36. Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личных достоинств» // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 107–127. URL: https://www.academia.edu/3145454/Силы_характера_как_ресурсы_личности_подростка_опыт_применения_опросника_Профиль_личных_достоинств (дата обращения: 17.04.2025).
37. Донских О.А., Логунова Л.Ю., Уткина А.Н. Профессиональное достоинство профессора // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 71. С. 192–203. DOI: 10.17223/1998863
38. Mahasneh A.M., Al-Zoubi Z.H., Alkhawaldeh A.M. The impact of teacher’s emotional intelligence on students’ academic engagement // International Journal of Educational Psychology. 2023. Vol. 12. No. 1. P. 49–67. DOI: 10.17583/ijep.10444
39. Галлямова А.Р., Карачева Е.А. Профессиональные и личностные качества современного преподавателя иностранного языка как ключевой фактор гуманистического образования // Вопросы методики преподавания в вузе. 2024. Т. 13. № 1. С. 117–129. DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.08
40. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 26– 47. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47
41. Dervenis C., Fitsilis P., Iatrellis O. A review of research on teacher competencies in higher education // Quality Assurance in Education. 2022. Vol. 30. No. 2. P. 199–220. DOI: 10.1108/QAE-08-2021-0126
42. Dewaele J.-M., Li C. Teacher enthusiasm and students’ social-behavioral learning engagement: the mediating role of student enjoyment and boredom in Chinese EFL classes // Language Teaching Research. 2021. Vol. 25. No. 6. P. 922–945. DOI: 10.1177/13621688211014538
43. Tinto V. Classrooms as communities: exploring the educational character of student persistence // Journal of Higher Education. 1997. Vol. 68. No. 6. P. 599–623. DOI: 10.2307/2959965
44. Agrawal P., Singh P., Mishra L., Bhatt T., Panda A.K., Singh O.P. Unpacking the intricacies of techno-pedagogical competency, social competency and interpersonal relationships in HEI’s professors: a qualitative metasynthesis // 2024 3rd Edition of IEEE Delhi Section Flagship Conference (DELCON), New Delhi, India. 2024. P. 1–4. DOI: 10.1109/DELCON64804.2024.10867042
45. Хлыбова М.А. Роль преподавателя в условиях цифровой образовательной среды // Педагогический вестник. 2023. № 26. С. 94–97. EDN: TPHFHR.
46. Черницына М.М., Колмыкова В.А. Коммуникативный стиль преподавателя в контексте интегративных технологий обучения и его влияние на смыслообразование у обучающихся // Modern Humanities Success. 2024. № 5. С. 227–233. DOI: 10.58224/2618-7175-2024-5227-233
47. Burke-Smalley L., Neely A.R., Bryant E. Building professor-student rapport: A model, survey findings, and implications for practicing professors // Business Horizons. 2024. Vol. 67. No. 2. P. 137–145. DOI: 10.1016/j.bushor.2023.11.003
48. Saidi L.G., Vu P. Students’ perspective on higher educators: interpersonal relationship matters // SN Social Sciences. 2021. Vol. 1. Article no. 175. DOI: 10.1007/s43545-021-00176-9