Перспективы расширения гуманитарного сотрудничества студенчества в российских и белорусских университетах
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-7-93-108
Аннотация
Миссия современных университетов включает создание условий для раскрытия молодёжного потенциала, формирования лидерских начал в студенческой среде, где под влиянием интегративных молодёжных инициатив развиваются и укрепляются гуманитарные связи между странами. В российско-белорусском студенческом сотрудничестве гуманитарная дипломатия проявляется через низовые научные, образовательные, профессиональные, культурные, спортивные, социальные и иные проекты, поддерживаемые университетами. Несмотря на стремление к разноплановой повестке молодёжного взаимодействия, как определяется в стратегических документах РФ, Республики Беларусь и Союзного государства, на практике вовлечённость студентов обеих стран в международные проекты видится ограниченной. В статье анализируются данные проведённого в 2024 году опроса студентов 3-го курса, обучающихся в 12 университетах Свердловской области (Россия) и 3 высших учебных заведений Гродненской области (Республика Беларусь) (выборка квотная, квоты выдержаны по полу, профилю подготовки, вузам; n = 3000; дов. интервал 0,95, ошибка выборки < 3%). При большем опыте молодёжного сотрудничества белорусских студентов, более высокий уровень заинтересованности в различных практиках межгосударственного взаимодействия демонстрируют третьекурсники из России. Проявившиеся различия в уже имеющемся опыте межстранового сотрудничества молодых россиян и белорусов могут объясняться свозь призму национальных особенностей систем высшего образования и специфики государственной поддержки молодёжной активности. Исследование доказывает, что и российские, и белорусские студенты практически в равной степени готовы к участию в международных научнообразовательных, культурных, экологических мероприятиях, проектах, посвящённых глобальной интеграции и развитию предпринимательских навыков. Однако среди опрошенных учащихся из Беларуси выше лидерский потенциал, более отчётливо проявляется организационное начало.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. ПевнаяРоссия
Певная Мария Владимировна – д-р социол. наук, проф., зав. кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления,
620002, г. Екатеринбург, уд. Мира, 19.
Д. В. Минченко
Россия
Минченко Дарья Вячеславовна – магистрант кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления,
620002, г. Екатеринбург, уд. Мира, 19.
О. Н. Гаврилик
Беларусь
Гаврилик Оксана Николаевна – канд. социол. наук, доцент кафедры политологии и социологии,
230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 22.
Список литературы
1. Кузнецов Д.А. Практика современной гуманитарной дипломатии. Москва: Эдитус, 2022. 206 с. ISBN: 978-5-00149-806-3.
2. Громогласова Е.С. Гуманитарная дипломатия в современных международных отношениях: опыт системного исследования. Москва: ИМЭМО РАН, 2018. 124 с. ISBN: 978-5-9535-0536-9.
3. Пашинина Е.И., Кныжова З.З., Суслов И.В., Бабаян И.В. Предметное поле российской молодёжной политики // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 2. С. 74–94. DOI: 10.15593/2224-9354/2022.2.6
4. Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Козырева Н.В. Жизнестойкость и самоактивация молодёжи России и Беларуси в транзитивном обществе // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 168–188. DOI: 10.17223/17267080/79/10
5. Ковба Д.М. Гуманитарное измерение дипломатии: проблема категоризации и анализ // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. 2020. Т. 20. № 11. С. 169–174. ISSN: 1694-500X.
6. Minear L., Smith H. Humanitarian Diplomacy: Practitioners and Their Craft. Tokyo; New York: United Nations University Press, 2007. 39 p. ISBN: 978-92-808-1134-6.
7. Nye J.S. Soft Power // Foreign Policy. 1990. Vol. 80. P. 153–171. DOI: 10.2307/1148580
8. Ковба Д.М. Гуманитарная дипломатия: основные уровни, акторы и их мотивы // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023. № 1. С. 135–147. DOI: 10.18384/2310-676X-2023-1-135-147
9. Русакова О.Ф., Русаков В.М. «Мягкая сила» как инструмент политической коммуникации и гуманитарной дипломатии // Дискурс ПИ. 2017. № 1. С. 61–72. DOI: 10.17506/dipi.2017.26.1.6172
10. Gong L. Humanitarian diplomacy as an instrument for China’s image-building // Asian Journal of Comparative Politics. 2021. Vol. 6. No. 3. P. 238–252. DOI: 10.1177/20578911211019257
11. Rousseau E., Pende A.S. Humanitarian diplomacy // T. Balzacq, F. Charillon, F. Ramel (eds.). Global Diplomacy: Theory and Practice. MacMillan: Palgrave MacMillan, 2020. P. 253–266. URL: https://www.iprc.com.tr/wp-content/uploads/2024/03/Humanitarian_Diplomacy.pdf (дата обращения: 10.05.2025).
12. Régnier P. The emerging concept of humanitarian diplomacy: identification of a community of practice and prospects for international recognition // International Review of the Red Cross. 2011. Vol. 93. No. 884. P. 1211–1237. DOI: 10.1017/S1816383112000574
13. Davutoğlu A. Turkey’s humanitarian diplomacy: Objectives, challenges, and prospects // Nationalities Papers : The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2013. Vol. 41. No. 6. P. 865–870. DOI: 10.1080/00905992.2013.857299
14. Богатырева О.Н., Ковба Д.М., ТабаринцеваРоманова К.М. Межцивилизационный диалог как инструмент гуманитарной дипломатии стран БРИКС // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 3. С. 101–121. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_3_101
15. Byram M. Students, Staff and Academic Mobility in Higher Education. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2009. 320 p. ISBN: 144-38083-69.
16. Knight J., de Wit H. Internationalization of Higher Education: Past and Future // International Higher Education. 2018. No. 95. P. 9–11. DOI: 10.6017/ihe.2018.95.10715
17. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М., Троска З.А., Никонова О.Д. Смена векторов международного сотрудничества российских вузов в условиях новой геополитической ситуации // ИТС. 2023. № 4 (113). С. 554–573. DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.554-573
18. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Просоциальные установки и поведение студенческой молодёжи: эффекты обучения служением // Высшее образование в России. 2025 Т. 34. № 3. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-3-9-30
19. Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. № 2. С. 27–37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010
20. Николаев В.К., Скворцов А.А., Николаев Р.С., Богатенков С.А. Интернационализация российского образования: новые вызовы и новые решения // Высшее образование в России. 2025 Т. 34. № 1. С. 42–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-42-62
21. Архипова Е.В., Парубочая Е.Ф., Колиoпулос К. Роль современного российского университета в общественной дипломатии (на примере Волгоградского государственного университета) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 2. С. 241–252. DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.2.18
22. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 9–20. DOI: 10.31992/08693617-2019-28-8-9-9-20
23. Боришполец К.П. Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3 (54). С. 224–237. DOI: 10.24833/2071-81602017-3-54-224-237