Сущность и характеристика компетенций в оценках ключевых участников образовательного процесса
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-7-109-132
Аннотация
Вопросы интерпретации компетенций преподавательским составом, обучающимися вузов и работодателями представляют особый интерес, учитывая важность, которую занимает данное понятие при организации образовательного процесса. Целью исследования является установление близости оценок ключевых участников образовательного процесса в высшей школе относительно сущности и содержания компетенций, профессиональных и надпрофессиональных. Сбор данных осуществлялся посредством анкетного опроса и экспертного интервью, при операционализации понятий использовались теоретические разработки поведенческого и функционального методологических подходов изучения компетенций. Для сопоставления оценок использованы коэффициент Крамера (V) и корреляционный анализ Пирсона. Анкетирование и интервью проводилось в 2024 г. в г. Омске. Опрошено: (n1) 44 представителя преподавательского состава вузов; (n2) 215 обучающихся; (n3) 41 работодатель. Из проанкетированных респондентов проинтервьюировано 19 работодателей и 23 преподавателя. Результаты показали, что в ответах преподавателей в большей степени, чем у других участников образовательного процесса проявляется функциональный подход при интерпретации компетенций как понятия, в том числе профессиональных и надпрофессиональных. Работодатели в большей степени демонстрируют интегральный подход к компетенциям, объединяющий характеристики функционального и поведенческого. Анкетирование показало, что среди преподавателей значительно меньше, чем среди работодателей и обучающихся, доля респондентов, которая интерпретирует профессиональные компетенции не только в таких характеристиках как: знания, навыки и умения, но также через производные от них модели поведения. В рамках представленной работы выявление различий в оценках проводилось на основе сравнения мнений трёх ключевых участников образовательного процесса в отношении как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций. Это позволило провести многосубъектный анализ понимания такой важнейшей составляющей образовательного процесса, как компетенции, со стороны профессорско-преподавательского состава, обучающихся и работодателей. Особенностью проведённого многосубьектвного анализа является наличие опыта взаимодействия при реализации образовательных программ и трудоустройстве между проанкетированными и проинтервьюированными работодателями, преподавателями и обучающимися. Исследование вносит вклад в развитие компетентностного подхода при проектировании образовательных программ. Полученные результаты могут быть использованы в работе по проектированию образовательных программ и профессиональных стандартов на основе согласования и учёта понимания компетенций разными участниками образовательного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
С. Н. АпенькоРоссия
Апенько Светлана Николаевна – д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, Researcher ID: D-1661-2015,
644077, г. Омск, пр-кт Мира, д. 55а.
А. В. Лукаш
Россия
Лукаш Александр Викторович – канд. филос. наук, доцент кафедры связи с общественностью, сервис и туризм, Researcher ID: GLU-5137-2022,
644077, г. Омск, пр-кт Мира, д. 55а;
644046, г. Омск, пр-кт Маркса, д. 35
А. И. Давыдов
Россия
Давыдов Алексей Игоревич – канд. тех. наук, доцент кафедры информационной безопасности, Researcher ID: E-1446-2019,
644046, г. Омск, пр-кт Маркса, д. 35.
Список литературы
1. Tyminski Q., Owens G.B. An exploration of higher education leadership competencies: knowledge, skills and attitudes // International Journal of Educational Management. 2024. Vol. 38. No. 7. P. 1990–2001. DOI: 10.1108/IJEM-02-2024-0126
2. Jemal I., Armand N.S.W., Chikhaoui B. A new approach for competency frameworks mapping using large language models // Expert Systems with Applications. 2025. Vol. 263. Article no. 125648. DOI: 10.1016/j.eswa.2024.125648
3. Dutta D., Mishra S.K., Budhwar P. Ethics in competency models: A framework towards developing ethical behaviour in organisations // IIMB Management Review. 2022. Vol. 34. No. 3. P. 208–227. DOI: 10.1016/j.iimb.2022.10.002
4. Acuña O.L., Carvajal D.M.S., Bolanos-Barbosa A.D., Torres-Vanegas J.D., Alvarez Solano O.A. et al. Fostering technical proficiency and professional skills: A multifaceted PO-PBL strategy for unit operations education // Education for Chemical Engineers. 2025. Vol. 51. P. 64–78. DOI: 10.1016/j.ece.2025.01.001
5. Peng G. Do computer skills affect worker employment? An empirical study from CPS surveys // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 74. P. 26–34. DOI: 10.1016/j.chb.2017.04.013
6. Widdet S., Holliford S. A Practical Guide to Competencies. London, UK: Chartered Institute of Personnel and Development Wimbledon. 2003. 144 p. ISBN: 978-1843980124.
7. Апенько С.Н., Коньшунова А.Ю. Формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций в рамках образовательных программ высшего образования // Инновационная экономика и общество. 2024. № 2. С. 85–93. EDN: GCHCEU.
8. Апенько С.Н., Лукаш А.В., Давыдов А.И. Формирование надпрофессиональных проектных компетенций студентов технических специальностей университетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2024. Т. 18. № 4. С. 174–184. DOI: 10.57015/issn19985320.2024.18.4.17
9. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. №. 12. С. 85–91. EDN: ZXJGHJ.
10. Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9–16. DOI: 10.25586/RNU.HET.17.12.P.09
11. Бортник Б.И., Стожко Н.Ю., Судакова Н.П. От компетенций - к знаниям: дискуссионные аспекты структуры компетенций // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN616.pdf (дата обращения: 25.03.2025).
12. Лямцева К.К. Структура компетенций талантливого сотрудника // Общество, экономика, управление. 2022. № 3. С. 38–43. DOI: 10.47475/2618-9852-2022-17307
13. Butler M.G., Church K.S., Spencer A.W. Do, reflect, apply: Experiential education in accounting // Journal of Accounting Education. 2019. Vol. 48. P. 12–21. DOI: 10.1016/j.jaccedu.2019.05.001
14. Dellaportas S. Reclaiming “sense” from “cents” in accounting education // Accounting Education. 2015. Vol. 24. No. 6. P. 445–460. DOI: 10.1080/09639284.2015.1114456
15. Gittings L., Taplin R., Kerr R. Experiential learning activities in university accounting education: A systematic literature review // Journal of Accounting Education. 2020. Vol. 52. P. 1–13. DOI: 10.1016/j.jaccedu.2020.100680
16. Turner M., Baskerville R. The experience of deep learning by accounting students // Accounting Education. 2013. Vol. 22. P. 582–604. DOI: 10.2139/ssrn.1912131
17. Venter J., Coetzee S.A., Schmulian A. Developing accounting students’ team innovation through assessment // International Journal of Management in Education. 2022. Vol. 20. Article no. 100673. DOI: 10.1016/j.ijme.2022.100673
18. Plant K., Barac K., Sarens G. Preparing workready graduates – skills development lessons learnt from internal audit practice // Journal of Accounting Education. 2019. Vol. 48. P. 33–47. DOI: 10.1016/j.jaccedu.2019.06.001
19. Koloszár L., Wimmer Á., Katalin T.-G., Mitev A. Tournament rituals and experiential competence development in higher education: A case of a unique conference series // The International Journal of Management Education. 2024. Vol. 22. No. 1. Article no. 100929. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100929
20. Cheng Ch.K.C., Chow E.Y.H., Lam K.C.K., Lee J.H.Y. Participation in internship, professional competition and overseas exchange and accounting students’ subsequent academic and job market performance. The International Journal of Plant Management Education. 2023. Vol. 21. No. 3. Article no. 100887. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100887
21. Mainga W., Murphy-Braynen M.B., Moxey R., Quddus S.A. Graduate employability of business students // Administrative Sciences. 2022. Vol. 12. No. 3. P. 1–35. DOI: 10.3390/admsci12030072
22. Spanellis А., Pyrko I., Dörfler V. Gamifying situated learning in organisations // Management Learning. 2022. Vol. 53. No. 3. P. 525–546. DOI: 10.1177/13505076211038812
23. Hinz J., Stephens J.P., Van Oosten E.B. Toward a pedagogy of connection: A critical view of being relational in listening // Management Learning. 2022. Vol. 53. No. 1. P. 76–97. DOI: 10.1177/13505076211047506
24. Cacciolatti L., Lee S.H., Molinero C.M. Clashing institutional interests in skills between government and industry: An analysis of demand for technical and soft skills of graduates in the UK // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 119. P. 139–153. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.03.024
25. Grossman R., Salas E. The transfer of training: what really matters // International Journal of Training and Development. 2011. Vol. 15. No. 2. P. 103–120. DOI:10.1111/j.1468-2419.2011.00373.x
26. Gemmano C.G., Manuti A., Giancaspro M.L. It’s just a matter of culture’: an explorative study on the relationship between training transfer and work performance // Journal of Workplace Learning. 2022. Vol. 34. No. 6. P. 532–548. DOI: 10.1108/JWL-10-2021-0133
27. Boere N.A., Jong B., Wal J.J., Cornelissen F. Does training content matter? Differences between soft- and hard-skill trainings in transfer motivation // Journal of Workplace Learning. 2023. Vol. 35. No. 9. P. 274–290. DOI: 10.1108/JWL-03-2023-0046
28. John A.M., Heal N.A. Chapter 14 – Implementation considerations: Soft skills, hard skills, and the ethics of restraint // A Practical Guide to Functional Assessment and Treatment for Severe Problem Behavior. Academic Press. 2025. P. 297–317. DOI: 10.1016/B978-0-443-21769-2.00016-0
29. Ballesteros M.Á., Sánchez J.S., Ratkovich N., Cruz J.C., Reyes L.H. Modernizing the chemical engineering curriculum via a student-centered framework that promotes technical, professional, and technology expertise skills: The case of unit operations // Education for Chemical Engineers. 2021. Vol. 35. P. 8–21. DOI: 10.1016/j.ece.2020.12.004
30. Пеша А.В., Евплова Е.В. Надпрофессиональные компетенции педагога XXI века // Педагогика и просвещение. 2020. № 3. С. 29–56. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.3.33247
31. Быкова А.С., Сахарова Н.С. Структура инфокоммуникативных умений в контексте развития надпрофессиональных компетенций // Вестник Оренбургского Государственного Университет. 2023. № 2. С. 6–11. DOI: 10.25198/1814-6457-238-6
32. Lyu W., Liu J. Soft skills, hard skills: What matters most? Evidence from job postings // Applied Energy. 2021. Vol. 300. Article no. 117307. DOI: 10.1016/j.apenergy.2021.117307
33. Гнатышина Е.А., Евплова Е.В., Малышева Е.В. Надпрофессиональные компетенции педагогов: результаты теоретического и эмпирического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 3. С. 72–96. DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.005.
34. Кандаурова А.В., Михайлова С.В. Роль надпрофессиональных компетенций в профессиональном развитии обучающихся // Вестник нижневартовского государственного университета. 2021. № 4 (56). С. 76–86. DOI: 10.36906/2311-4444/21-4/08
35. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. № 4. С. 12–21. DOI: 10.24422/MCITO.2018.4.12367
36. Конобеева А.Б. Формирование профессиональных компетенций в вузе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1. С. 182–185. EDN: MUWUWN.
37. Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. № 2 (27). С. 99–106. EDN: OTUNDT.
38. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 4. С. 177–181. EDN: YTHGOL.