Искусственный интеллект как фактор трансформации субъектной позиции студентов в высшем образовании
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-8-9-54-73
Аннотация
В условиях стремительной цифровизации высшего образования и широкого внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) актуализируется проблема трансформации субъектной позиции студентов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления не только технических, но и социально-гуманитарных последствий использования ИИ, в частности его влияния на личностное и профессиональное становление обучающихся. Цель работы – выявить и проанализировать вызовы, связанные с внедрением ИИ в образовательную среду вузов, с позиций субъектно-ориентированного подхода, а также определить направления развития субъектности студентов в условиях ИИ-медиированной образовательной среды. Научная новизна заключается в анализе влияния технологий ИИ на трансформацию субъектной позиции студентов в условиях цифровизации высшего образования, с акцентом на изменение их роли от пассивных потребителей знаний к активным соавторам образовательного процесса, выявлении концептуальных положений для переосмысления субъектной позиции в условиях ИИ-медиированной образовательной среды, которые могут быть использованы как методологическая основа субъектно-ориентированного похода в образовательной деятельности студентов для дальнейших эмпирических исследований и проектирования образовательных программ. Методологическая база исследования включает интеграцию субъектно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. В исследовании использованы методы анкетирования (188 курсантов вузов ФСИН России) и контент-анализа, что позволило оценить уровень субъектности и восприятие ИИ среди обучающихся. Основные результаты показали, что ИИ оказывает амбивалентное влияние: способствует развитию критического мышления и самостоятельности при осознанном использовании, но может снижать ответственность и рефлексивность при чрезмерной зависимости от алгоритмов. Выявлены корреляции между активностью студентов, их критическим мышлением и ответственностью за использование ИИ. Выводы подчёркивают необходимость педагогического сопровождения, направленного на баланс между технологическими инновациями и сохранением субъектности студентов. Важным условием является развитие цифровой культуры и поддержание живого диалога в образовательном процессе. Работа вносит вклад в дискуссию о роли ИИ в образовании, предлагая пути его интеграции без ущерба для личностного развития обучающихся.
Об авторе
О. А. ЧопикРоссия
Чопик Ольга Артуровна – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии,
198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1.
Список литературы
1. Мяо Ф., Чукурова М. Структура компетенций учителей в области искусственного интеллекта. Париж: ЮНЕСКО, 2024. 52 c. DOI: 10.54675/ZJTE2084
2. Илюшин Л.С., Торпашева Н.А. Технологии искусственного интеллекта как ресурс трансформации образовательных практик // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 3 (138). C. 62–71. DOI: 10.20323/1813-145X-20243-138-62
3. Видова Т.А., Романова И.Н. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1 (42). C. 27–35. DOI: 10.21777/2500-21122023-1-27-35
4. Скопина И.В. Использование ИИ в управлении образовательными организациями // Современные технологии управления. 2024. № 3 (107). Ст. № 10702. URL: https://sovman.ru/article/10702/ (дата обращения: 06.05.2025).
5. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы // Высшее образование в России. 2023. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33
6. Петренко Т.Ф., Левина Н.Н. Искусственный интеллект в образовании: проблемы и перспективы // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2024. № 17-1. С. 67–73. EDN: ELMPSD.
7. Войцехович В.Э., Вольнов И.Н., Малинецкий Г.Г. На пути к сильному ИИ: антропо-социальные проблемы // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: тр. 5-й Междунар. конф. (3–4 февраля 2022 г., Москва). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2022. С. 139–151. DOI: 10.20948/future-2022-12
8. Коровникова Н.А. Образовательное пространство в условиях пандемии COVID-19 // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2. С. 116–131. DOI: 10.31249/espr/2021.02.07
9. Амелина Ю.М. Оптимизация образовательного процесса: интеграция цифровых образовательных технологий с применением научно обоснованных методов преподавания // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (16–17 ноября 2023 г.). / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 616–632. EDN: JPFGYN.
10. Каменева Н.А. Использование искусственного интеллекта в высшем образовании // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. (14–15 ноября 2024 г.). / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 374–386. EDN: CJWPII.
11. Заводчиков Д.П., Лебедева Е.В., Шаров А.А. Будущее в структуре субъективного образа профессиональной жизни студентов // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 5. С. 152–181. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-5-152-181
12. Глухов А.П., Синогина Е.С., Ломовская С.А. Проблема рецепции технологий искусственного интеллекта в образовательной среде: педагогическое сопротивление и стратегии внедрения // Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 5 (57). С. 154–166. DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-154-166
13. Андреев В.И. Базовые законы и идеология гарантированного качества высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 11–16. EDN: STCJSD.
14. Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход: монография; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2010. 239 с. EDN: QYAZXB.
15. Милинис О.А. Субъектно-ориентированный подход к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Казань, 2012. 50 с.
16. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А.И. Подольского. М., 2002. С. 201–223. ISBN: 5-8013-0161-5.
17. Алешкоский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024. № 2. С. 335–353. DOI: 10.22363/2313-2272-202424-2-335-353
18. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 32–39. URL: https://ebooks.grsu.by/psihologia/elkonin-db-k-probleme-periodizatsii-psikhicheskogo-razvitiya-v-detskom-vozraste.htm (дата обращения: 06.05.2025).
19. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с. ISBN: 5-89570-005-5.
20. Приходченко Е.И., Кузьмичева А.С., Мотузенко Н.И. Деятельностный подход в обучении // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 22–27. EDN: XOILDV.
21. Шугаль Н.Б., Варламова Т.А. Освоение технологий искусственного интеллекта студентами вузов // Искусственный интеллект. Серия информационно-аналитических материалов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2024. № 6. 6 с. URL: https://unescofutures.hse.ru/mirror/pubs/share/956772564.pdf?ysclid=macqfi1yty59430416 (дата обращения: 06.05.2025).
22. Асмолов Г.А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3–28. EDN: NOWFAU.
23. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: продолжение поиска // Современная педагогика: взаимосвязь традиций и инноваций : Монография. М. : ООО «МАКС Пресс», 2024. С. 138–148. EDN: XLJBUR.