Стратегия развития эмоционального интеллекта будущего педагога: ориентация на результативность и профессиональное мастерство
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-8-9-114-138
Аннотация
Потребность в развитии эмоционального интеллекта обусловлена повышением требований общества к качеству подготовки будущих педагогов, спецификой профессионально-педагогического общения и взаимодействия. Проблематика исследования связана с тем, что несмотря на большое количество научных работ, посвящённых эмоциональному интеллекту, развитие его у педагогов остаётся малоизученным и требует дальнейших исследований. Целью статьи является разработка стратегии развития эмоционального интеллекта у обучающихся педагогических вузов. В методологическом плане исследование опирается на субъектно-деятельностный и системный подходы; представление о единстве познавательной и аффективной сфер личности; отечественные и зарубежные теории и концепции, которые освещают разнообразные подходы к пониманию сущности эмоционального интеллекта, структуры и возможностей его измерения и развития. Для достижения цели были выбраны следующие методы исследования: теоретические (теоретико-методологический анализ, синтез, обобщение теоретических подходов к раскрытию сущности эмоционального интеллекта будущего педагога, сравнение психолого-педагогических исследований, реального состояния исследуемой проблемы с целью установления уровня её теоретического и практического решения); эмпирические (диагностика, педагогический эксперимент для подтверждения эффективности предложенной стратегии развития эмоционального интеллекта будущих педагогов). Эмпирическая база исследования составила 140 студентов институтов ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», уровня подготовки бакалавриат. В статье представлена стратегия развития эмоционального интеллекта будущих педагогов включающая мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-рефлексивный этапы и предполагающая создание эмоциональной окрашенной образовательной среды, обогащение дисциплин психолого-педагогического цикла темами, связанными с изучением эмоционального интеллекта. Разработана и экспериментально апробирована факультативная дисциплина «Практикум по развитию эмоционального интеллекта». Разработанная стратегия может быть реализована для совершенствования практики подготовки будущих педагогов с целью развития у них эмоционального интеллекта.
Об авторах
Н. А. ГлузманРоссия
Глузман Неля Анатольевна – д-р пед. наук, профессор,
297408, г. Евпатория, ул. Просмушкиных, д. 6.
Scopus Author ID: 5720054914
В. А. Романов
Россия
Романов Владимир Алексеевич – д-р пед. наук, профессор,
300026, г. Тула, пр-кт Ленина, д. 125.
Researcher ID: Y-2914-2018;
Scopus Author ID: 56995634200.
Н. Н. Колосова
Россия
Колосова Наталия Николаевна – канд. пед. наук, доцент,
297408, г. Евпатория, ул. Просмушкиных, д. 6.
Список литературы
1. Tsomartova M.E., Volik M.V. Consequences of the shortage of specialists in the labor market and challenges of 2024 // Diskussiya. 2024. Vol. 4. No. 125. P. 128–138. DOI: 10.46320/2077-76392024-4-125-128-138
2. Белобородов А.М., Сыманюк Э.Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов // Образование и наука. 2018. № 7. С. 109–127. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-109-127
3. Суров Д.Н. Новые тренды в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6-4 (108). С. 151–154. DOI: 10.23670/IRJ.2021.108.6.128
4. Romanovsky O., Romanovskaya J., Cherkashi- na T. Psychological and pedagogical conditions for the formation of emotional intelligence in future higher education teachers // Theory and practice of managing social systems. 2021. No. 2. P. 3–24. DOI: 10.20998/2078-7782.2021.2.01
5. Потапова Л.С. Научно-педагогический анализ сущности понятия «педагогические стратегии» // Magister. 2023. № 1. С. 16–21. EDN: WIPOZL.
6. Гоулман Д., Бояцис Г., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина Паблишер, 2016. 301 с. ISBN: 978-5-9614-5607-3.
7. Salovey P., Mayer J.D. Some final thoughts about personality and intelligence // R. Sternberg, P. Ruzgis (eds.). Personality and intelligence. 1994. P. 303–318.
8. Bar-On R. Emotional Intelligence in Men and Women. Emotional Quotient Inventory: Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 1997. 150 p.
9. Valente S., Veiga-Branco A., Rebelo H. Lourenço A., Cristóvão, A. The Relationship between Emotional Intelligence Ability and Teacher Efficacy // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8. No. 3. P. 916–923. DOI: 10.13189/ujer.2020.080324
10. Conway M.A. Gilhooly Conceptual representation of emotions: The role of autobiographical memories // Lines of thinking: Reflections on the psychology of thought. 1990. No. 2. P. 89–124. DOI: 10.1037/0033-295X.107.2.261
11. Иванова С.И. Эмоциональный интеллект: что это? (аналитический обзор литературы по эмоциональному интеллекту в педагогическом аспекте) // Ценности и смыслы. 2022. № 80. С. 6–53. DOI: 10.24412/2071–6427–2022–4–6–53
12. Deng X., Chen J., Zhao Y. Mediation effects of positive and negative affection the relationship between emotional intelligence and life satisfaction in rural school teachers // Frontiers in Psychology. 2023. No. 14. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1129692
13. Antonopoulou H. The Value of Emotional Intelligence: Self-Awareness, Self-Regulation, Motivation, and Empathy as Key Components // Technium Education and Humanities. 2024. No. 8. P. 78–92. DOI: 10.47577/teh.v8i.9719
14. Singleton E., Roberts T., Bradford K. Using Emotional Intelligence Practices to Mitigate Teacher Stress and Burnout // Psychology. 2024. No. 15. P. 285–292. DOI: 10.4236/psych.2024.153016
15. Lucas-Mangas S., Valdivieso-León L., EspinozaDíaz I.V., Tous-Pallarés J. Emotional intelligence, psychological well-being and burnout of active and in-training teachers // International journal of environmental research and public health. 2022. No. 19. Article no. 3514. P. 1–10. DOI: 10.3390/ijerph19063514
16. Luque-Reca O., García-Martínez I., PulidoMartos M., Burguera J.L., Augusto-Landa J.M. Teachers’ life satisfaction: A structural equation model analyzing the role of trait emotion regulation, intrinsic job satisfaction and affect // Teaching and Teacher Education. 2016. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103668
17. Kim J.H. Structural Relationships between Emotional Intelligence, Teaching Competencies, and Teacher–Child Interactions in Preservice Early Childhood Teachers // The Institute for Education and Research Gyeongin National University of Education. 2023. Vol. 43. No. 4. P. 129–140. DOI: 10.25020/je.2023.43.4.129
18. Hairina D., Saleh M. The Relationship between Emotional Intelligence, Work Commitment and Teacher Performance through Work Motivation // International Journal of Social Science and Human Research. 2022. No. 05. DOI: 10.47191/ijsshr/v5-i6-45
19. Андреева И.Н. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности с ценностями: половые различия в период ранней взрослости // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2023. № 1. С. 75–81. DOI: 10.33581/2520-2251-2023-1-75-81
20. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2009. 351 с. ISBN: 978-5-9270-0153-8.
21. Трофимова Н.Б., Орлова Г.В. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов как условия успешности профессиональной деятельности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (299). С. 41–47. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_2_41
22. Рудаков С.И., Рудаков К.С. Эмоциональный интеллект в системе человеческой деятельности // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. 2022. № 14 (16). С. 100–107. DOI: 10.52270/26585561_2022_14_16_100
23. Poveda-Brotons R., Izquierdo A., Perez-Soto N., Pozo-Rico T., Castejуn J.L., Gilar-Corbi R. Building paths to success: a multilevel analysis of effects of an emotional intelligence development program on the academic achievement of future teachers // Frontiers in Psychology. 2024. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1377176
24. Романов В.А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 189–192. EDN: YUZJVW.
25. Романов В.А. Алфавитный перечень тем докторских диссертаций по педагогике и психологии (1937-2017): научно-справочное издание (исправленное и дополненное). Тула: ООО ТППО, 2018. 420 с. ISBN: 978-5-6040106-3-1.
26. Бекузарова Н.В., Назаренко Е.М. Развитие эмоционального интеллекта студентов бакалавриата в условиях дистанционного обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31831 (дата обращения: 14.02.2025).
27. Волкова Е.Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 3. С. 126–157. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-126-157
28. Rastogi S., Agarwal M. Emotional Intelligence among Banking Professionals // Journal of Informatics Education and Research. 2024. Vol. 4. No. 1. P. 471–483. DOI: 10.52783/jier.v4i1.588
29. Наривная А.В., Дзансолов Г.О. Использование статистических методов для определения эмоциональной окраски окружающей среды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5-2. С. 42–46. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-5-2-42-46
30. Will A. Emotional experience and emotion regulation of future teachers: Findings of two studies in the practical semester and the preparatory service // Evaluation in Teacher Education. 2024. Vol. 17. No. 1. P. 104–126. DOI: 10.62350/zpdr4206
31. Spytska L. Emotional intelligence and its impact on human life in the global world // Scientific Studios on Social and Political Psychology. 2023. Vol. 52. No. 55. P. 47–56. DOI: 10.61727/sssppj/2.2023.47
32. Серафимович И.В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 33. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
33. Selvan T. Emotional intelligence of teachers working in higher secondary schools // SSRN, 2025. URL: https://ssrn.com/abstract=3604032 (дата обращения: 12.02.2025).
34. Poveda-Brotons R., Izquierdo A., Perez-Soto N., Pozo-Rico T., Castejón J.L., Gilar-Corbi R. Building paths to success: a multilevel analysis of effects of an emotional intelligence development program on the academic achievement of future teachers // Frontiers in Psychology. 2024. No. 15. Article no. 1377176. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1377176
35. Su H., Zhang J., Xie M., Zhao M. The relationship between teachers’ emotional intelligence and teaching for creativity: The mediating role of working engagement // Frontiers in Psychology. 2022. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1014905
36. Wang Y., Pan B., Yu Z., Song Z. The relationship between preschool teacher trait mindfulness and teacher-child relationship quality: The chain mediating role of emotional intelligence and empathy // Current Psychology. 2023. No. 43. P. 2667–2678. DOI: 10.1007/s12144-023-04512-5
37. Andrei O. Enhancing religious education through emotional and spiritual intelligence // HTS Teologiese Studies. 2022. Vol. 78. No. 1. DOI: 10.4102/hts.v78i1.7887
38. McEown K., McEown M.S., Quint Oga-Baldwin W.L. The role of trait emotional intelligence in predicting academic stress, burnout and engagement in Japanese second language learners // Current Psychology, 2023. Vol. 43. P. 1395–1405. DOI: 10.1007/s12144-023-04296-8
39. Котомина О.В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 10. С. 91–105. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-10-91-105
40. Pong H.K., Leung C.H. Cross-sectional study of the relationship between trait emotional intelligence and career adaptability of Chinese youths // BMC Public Health, 2023. No. 23. Article no. 514. DOI: 10.1186/s12889-023-15372-w
41. Drigas A., Papoutsi C. The Need for Emotional Intelligence Training Education in Critical and Stressful Situations. The Case of Covid-19 // International Journal of Recent Contributions from Engineering Science & IT (iJES), 2020. Vol. 8. No. 3. P. 20–35. DOI: 10.3991/ijes.v8i3.17235