Вузовская психологическая служба: социальные ожидания и институциональные вызовы на пути устойчивого развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-11-10-30
Аннотация
Описаны результаты исследования социальных ожиданий представителей руководства образовательных организаций высшего образования и специалистов вузовских психологических служб относительно востребованности и эффективности психологического сопровождения высшего образования. Значительное внимание уделено анализу сходств и, что представляется особенно важным, противоречий во взглядах по вопросам эффективности и включённости психологической службы в достижение стратегических целей вуза, востребованности психологической помощи и профессиональных компетенций вузовских психологов и др. Методологической основой стала концепция выращивания институтов на основе направленных институциональных изменений, в рамках которой согласованность позиций «агентов влияния и спроса» («курирующие» и «некурирующие» проректоры) и «сил поддержки» (вузовские психологи) рассматривалась как необходимое условие успешной институционализации психологической службы в качестве неотъемлемой структурной единицы университета. В социологическом опросе участвовал 241 респондент – проректоры, курирующие и не курирующие организацию психологической помощи в вузе, а также руководители и специалисты психологической службы – из 170 вузов, что составляет 38% от генеральной совокупности с сохранением структуры в части ведомственной принадлежности. Согласно данным, абсолютное единодушие всех «должностных» категорий респондентов зафиксировано относительно востребованности психологической помощи в системе высшего образования. При этом со стороны представителей руководства вузов сохраняются значительные негативные оценки отраслевой компетентности некоторой части психологов и преобладающей у них ориентации на собственные профессиональные интересы. Выявлены основные институциональные вызовы, ограничивающие становление вузовской психологической службы, определённые как отраслевая индифферентность, несоответствие компетенций задачам, отсутствие отраслевого контекста, профессиональный эгоизм и отраслевой негативизм. Сформулированы ключевые векторы, позволяющие ускорить процесс институциализации психологической службы в вузе. Делается вывод о критическом значении согласованности позиций руководства (в лице проректоров) и психологов для успешной институционализации психологической помощи в системе высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Н. ТихомироваРоссия
Тихомирова Татьяна Николаевна – академик РАО, д-р психол. наук, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования; ведущий научный сотрудник
Researcher ID: N-3016-2014
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
Е. И. Метелькова
Россия
Метелькова Елена Ивановна – канд. психол. наук, магистр социологии, советник ректора
109028, г. Москва, Покровский б-р, д. 11
Список литературы
1. Басюк В.С., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 4–18. DOI: 10.17759/pse.2022270601.
2. Метелькова Е.И. Институциализация психологической помощи в системе высшего образования Российской Федерации // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21. № 1. С. 34–49. DOI: 10.17759/bppe.202421010
3. Тихомирова Т.Н., Басюк В.С., Исматуллина В.И., Зинченко Е.В., Матяш Н.В. и др. Психологическое благополучие и образовательные результаты студентов с различными стратегиями поступления в вуз // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 6. C. 35–53. DOI: 10.17759/pse.2024290603
4. Тихомирова Т.Н., Басюк В.С., Алкаева Ю.В., Зинченко Е.В., Константинов В.В. и др. Психическая устойчивость студентов первого курса: взаимосвязь со стратегией поступления в вуз и образовательными результатами // Психологическая наука и образование. 2025. Т. 30. № 4. C. 26–43. DOI: 10.17759/pse.2025300402
5. Баева И.А., Лактионова Е.Б., Кондакова И.В., Савенко Ю.С. Личностные ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на новых территориях Российской Федерации // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 3. C. 366–383. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.366-383
6. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность студенческой молодёжи России в условиях неопределённости // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 90–121. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-90-121
7. Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлечённости в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. 2024. Т. 15. № 1. С. 171–189. DOI: 10.17759/sps.2024000001
8. St Clair-Thompson H., Devine L. Mental toughness in higher education: Exploring the roles of flow and feedback // Educational Psychology. 2023. Vol. 43. No. 4. P. 326–343. DOI: 10.1080/01443410.2023.2205622
9. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. T. 1 № 3. С. 5–19. DOI: 10.17759/epps.2024010301
10. Баева И.А., Лактионова, Е.Б., Кондакова, И.В., Пежемская, Ю.С., Соколова, М.Е.Л.С., Степанова Ю.С. Ресурсы психологической безопасности студентов в напряжённой социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 2. С. 3–29. DOI: 10.17759/psyedu.2024160201
11. Бузина Т.С., Олейников С., Макарова И.В. Определение стратегически важных направлений в работе психологической службы медицинского вуза // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 1. С. 120–130. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-1-120-130
12. Халак М.Е., Мазанова А.Е., Балыкова М.В. Психическое здоровье обучающихся как стратегическая цель развития образования: опыт комплексной поддержки студентов в США и России // Концепт. 2022. № 10. С. 168–185. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11075
13. Горбунова Е.В., Крылова И.Е. Психологические службы в российских вузах: что имеем и куда идём? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 11. С. 95–115. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-11-95-115
14. Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию: Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5–27. DOI: 10.32609/0042-8736-2005-5-5-27
15. Ухтомский А.А. Доминанта как фактор поведения / Доминанта. СПб.: Питер, 2002. C. 113–150. ISBN: 5-318-00067-3.
16. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров / Собрание сочинений. Л., 1960. Т. 1. С. 163–173.
17. Мертон Р. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 379–448. ISBN: 5-211-03099-0.
18. Мертон Р. Наука и социальный порядок // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. № 2 (3). С. 151–168. EDN: HSKQKX.























