Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Аналитика сотрудничества в высшем образовании и профессиональной среде: систематический обзор подходов и теоретических оснований

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-11-81-107

Аннотация

Статья посвящена обзору исследований в области аналитики сотрудничества (Collaboration Analytics) и их применению для анализа совместного обучения в высшем образовании. На основе систематического поиска и сопоставления работ выявлены ключевые конструкты сотрудничества – участие, координация и когнитивная регуляция, а также подходы к их теоретической интерпретации. Показано, что в университетской практике наиболее востребованы данные об активности студентов в цифровых платформах (логи сообщений, временные метки, сетевые связи), результаты содержательного анализа коммуникации (кодирование дискурса, семантические карты), а также мультимодальные индикаторы взаимодействия (например, временные ряды действий и распределение ролей в группах). Для их обработки активно применяются методы сетевого анализа, эпистемической сетевой аналитики (ENA), машинного обучения и визуализации цифровых следов. Эти подходы позволяют преподавателям диагностировать командную динамику, формировать более точную обратную связь и поддерживать развитие метакомпетенций студентов. В качестве сравнительного контекста рассмотрены исследования корпоративной аналитики, что позволило выявить модели мониторинга и визуализации вклада участников, потенциально применимые в университетской среде. Практическая значимость результатов состоит в том, что обзор даёт преподавателям и исследователям в области образования инструменты для осмысленного выбора аналитических методов и индикаторов, а также очерчивает направления возможного переноса корпоративных практик в университетские модели совместного обучения. Для читателей интерес статьи заключается в систематизации разрозненных исследований и выявлении перспективных подходов, которые могут повысить качество групповой работы студентов и её оценки.

Об авторах

А. И. Кутузов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Тольяттинский государственный университет
Россия

Кутузов Антон Игоревич – аспирант; Институт образования, директор центра маркетинга

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

445020, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14



А. В. Богданова
Тольяттинский государственный университет
Россия

Богданова Анна Владимировна – канд. пед. наук, начальник отдела технологий онлайн-образования

Reseacher ID: GRO-7042-2022

445020, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14



Список литературы

1. Schneider B., Dowell, N., Thompson K. Collaboration analytics – current state and potential futures // Journal of Learning Analytics. 2021. Vol. 8. No. 1. P. 1–12. DOI: 10.18608/jla.2021.7447

2. Martinez-Maldonado R., Kay J., Shum S.B., Yacef K. Collocated collaboration analytics: Principles and dilemmas for mining multimodal interaction data // Human–Computer Interaction. 2017. Vol. 34. No. 1. P. 1–50. DOI: 10.1080/07370024.2017.1338956

3. Martinez-Maldonado R., Gašević D., Echeverria V., Fernandez Nieto G., Swiecki Z., Shum S.B. What Do You Mean by Collaboration Analytics? A Conceptual Model // Journal of Learning Analytics. 2021. Vol. 8. No. 1. P. 126–153. DOI: 10.18608/jla.2021.7227

4. Балышев П.А. Универсальные психолого-педагогические механизмы формирования компетенции командной работы студентов вузов / П.А. Балышев // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6. EDN: NVJSFH.

5. Guitert Catasús M., Romeu Fontanillas T., Raffaghelli J.E., Cerro Martínez J.P. Collaborative Learning Analytics: Centring the Ethical Implications around Teacher and Student Empowerment. A Systematic Review // Journal of Learning Analytics. 2025. Vol. 12. No. 1. P. 201–214. DOI: 10.18608/jla.2025.8489

6. Huang X., Ochoa X. Charting the Development of Collaboration Skills through Collaborative Learning Analytics Systems // Journal of Learning Analytics. 2025. Vol. 12. No. 1. P. 338–366. DOI: 10.18608/jla.2025.8523

7. Dillenbourg P., Järvelä S., Fischer F. The evolution of research on computer-supported collaborative learning: From design to orchestration // Technology-enhanced learning: Principles and products. Dordrecht: Springer Netherlands, 2009. P. 3–19. DOI: 10.1007/978-1-4020-9827-7_1

8. Schubert P. Areas of Collaboration Analytics // Procedia Computer Science. 2025. Vol. 256. P. 458–471. DOI: 10.1016/j.procs.2025.02.142

9. Gašević D., Dawson S., Siemens G. Let’s not forget: Learning analytics are about learning // TechTrends. 2015. Vol. 59. No. 1. P. 64–71. DOI: 10.1007/s11528-014-0822-x

10. Ochoa X., Worsley M. Augmenting learning analytics with multimodal sensory data // Journal of Learning Analytics. 2016. Vol. 3. No. 2. P. 213– 219. DOI: 10.18608/jla.2016.32.10

11. Wise A.F., Shaffer D.W. Why theory matters more than ever in the age of big data // Journal of Learning Analytics. 2015. Vol. 2. No. 2. P. 5–13. DOI: 10.18608/jla.2015.22.2

12. Praharaj S., Scheffel M., Drachsler H., Specht M. Literature review on co-located collaboration modeling using multimodal learning analytics – Can we go the whole nine yards? // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2021. Vol. 14. No. 3. P. 367–385. DOI: 10.1109/TLT.2021.3097766

13. Schneider B., Sung G., Chng E., Yang S. How can high-frequency sensors capture collaboration? A review of the empirical links between multimodal metrics and collaborative constructs // Sensors. 2021. Vol. 21. No. 24. P. 81–85. DOI: 10.3390/s21248185

14. Дацун Н.Н. Совместное оценивание деятельности обучающихся в массовых открытых онлайн-курсах: систематический обзор литературы // Мир науки (электронный научный журнал). 2015. № 3. С. 10. EDN: VJVEXL.

15. Рузибоев С.К.У., Демидов А.В. Оценка академического поведения обучаемых в системах электронного обучения: систематический обзор литературы // Академическая наука. 2025. № 1 (январь – март). С. 135–140. DOI: 10.24412/3034-4042-2025-2-135-140

16. Суханова Т.В. Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Германия). Обзор // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 38–73. DOI: 10.24412/2071-6427-2021-4-38-73

17. Swiecki Z. Measuring the impact of interdependence on individuals during collaborative problem-solving // Journal of Learning Analytics. 2021. Vol. 8. No. 1. P. 75–94. DOI: 10.18608/JLA.2021.7240

18. Vujovic M., Tassani S., Hernández-Leo D. Motion capture as an instrument in multimodal collaborative learning analytics // European Conference on Technology Enhanced Learning. Cham : Springer International Publishing, 2019. P. 604– 608. DOI: 10.1007/978-3-030-29736-7_49

19. Just M., Schubert P., Blatt J., Delfmann P. Data Preprocessing for Cross-System Analysis: The DaProXSA Approach // Procedia Computer Science. 2024. Vol. 239. P. 1635–1644. DOI: 10.1016/j.procs.2024.06.340

20. Zamecnik A., Kovanović V., Joksimović S., Grossmann G., Ladjal D., Pardo A. The perceptions of task cohesion in collaborative learning teams // International Journal of Computer-Supported Collaborative Learning. 2024. Vol. 19. P. 369–393. DOI: 10.1007/s11412-024-09424-5

21. Poquet O., Kitto K., Jovanović J., Dawson S., Siemens G., Markauskaite L. Transitions through lifelong learning: Implications for learning analytics // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. Article no. 100039. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100039

22. Liu Z., Liu H., Tian Y., Nie X., Liu M. Relationships between interactive network patterns and students’ cognitive and emotional processes: Evidence from the individual and group levels // Computers & Education. 2025. Vol. 232. P. 105– 109. DOI: 10.1016/j.compedu.2025.105309

23. Ouyang F., Zhang L., Wu M., Jiao P. Empowering collaborative knowledge construction through the implementation of a collaborative argument map tool // The Internet and Higher Education. 2024. Vol. 62. P. 100–146. DOI: 10.1016/j.iheduc.2024.100946

24. Saqr M., López-Pernas S. The curious case of centrality measures: A large-scale empirical investigation // Journal of Learning Analytics. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 13–31. DOI: 10.18608/jla.2022.7415

25. Saqr M., López-Pernas S., Murphy K. How group structure, members’ interactions and teacher facilitation explain the emergence of roles in collaborative learning // Learning and Individual Differences. 2024. Vol. 112. Article no. 102463. DOI: 10.1016/j.lindif.2024.102463

26. Zhu X., Shui H., Chen B. Beyond reading together: Facilitating knowledge construction through participation roles and social annotation in college classrooms // The Internet and Higher Education. 2023. Vol. 59. Article no. 100919. DOI: 10.1016/j.iheduc.2023.100919

27. Ferreira M.A.D., Mello R.F., Kovanović V., Nascimento A., Lins R., Gašević D. NASC: Network analytics to uncover socio-cognitive discourse of student roles // LAK22: 12th International Learning Analytics and Knowledge Conference. 2022. P. 415–425. DOI: 10.1145/3506860.3506978

28. Bahles S., Schwade F, Schubert P. A Workspace Typology for Enterprise Collaboration Systems // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 196. P. 296–304. DOI: 10.1016/j.procs.2021.12.017

29. Cornide-Reyes H., Riquelme F., Monsalves D., Noël R., Cechinel C. et al. A multimodal realtime feedback platform based on spoken interactions for remote active learning support //Sensors. 2020. Vol. 20. No. 21. Article no. 6337. DOI: 10.3390/s20216337

30. Worsley M., Anderson K., Melo N., Jang J.Y. Designing analytics for collaboration literacy and student empowerment // Journal of Learning Analytics. 2021. Vol. 8. No. 1. P. 30–48. DOI: 10.18608/JLA.2021.7242

31. Cornide-Reyes H., Noёl R., Riquelme F., Gajardo M., Cechinel C. et al. Introducing low-cost sensors into the classroom settings: Improving the assessment in agile practices with multimodal learning analytics // Sensors. 2019. Vol. 19. No. 15. Article no. 3291. DOI: 10.3390/s19153291

32. Charitopoulos A., Vassiliadis S., Rangoussi M., Koulouriotis D.E. E-learning and blended learning in textile engineering education: a closed feedback loop approach. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017. Vol. 254. No. 22. Article no. 222002. DOI: 10.1088/1757-899X/254/22/222002

33. Alshawabkeh R.O., Abu Rumman A.R., Al-Abbadi L.H. The nexus between digital collaboration, analytics capability and supply chain resilience of the food processing industry in Jordan //Cogent Business & Management. 2024. Vol. 11. No. 1. Article no. 2296608. DOI: 10.1080/23311975.2023.2296608

34. Carvalho C.L., Pinto I.R., Costa-Lopes R., Páez D., Miranda M.P., Marques J.M. Social Dominance Orientation Boosts Collective Action Among Low-Status Groups // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. DOI: 10.3389/fp-syg.2021.681302

35. Guo Z., Barmaki R. Deep neural networks for collaborative learning analytics: Evaluating team collaborations using student gaze point prediction // Australasian Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 36. No. 6. P. 53–71. DOI: 10.14742/AJET.6436

36. Spikol D., Li Z., Nolte A., Ohsaki A., Rapur K. Investigating Hackathons with Collaboration Analytics //Proceedings of the 8th International Conference on Game Jams, Hackathons and Game Creation Events. 2024. P. 1–8. DOI: 10.1145/3697789.3697797

37. Le Q., Hui B., Putri A., Phan K. Using GitHub Analytics to Assess the Quality of Collaboration in Software Engineering Teams // 2024 IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). IEEE, 2024. P. 1–9. DOI: 10.1109/FIE61694.2024.10892887

38. Кутузов А.И. Инструменты оценки групповой и командной работы студентов в высшем образовании: систематический обзор литературы / А.И. Кутузов, А.В. Богданова // Высшее образование в России. 2025. № 4. С. 118–143. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-4-118-143

39. Oldeweme M., Konradt U., Brede M. The rhythm of teamwork: Discovering a complex temporal pattern of team processes // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. 2023. Vol. 27. No. 1. Article no. 50. DOI: 10.1037/gdn0000175

40. Lämsä J., Uribe P., Jiménez A., Caballero D. Deep Networks for Collaboration Analytics: Promoting Automatic Analysis of Face-to-Face Interaction in the Context of Inquiry-Based Learning // Journal of Learning Analytics. 2021. Vol. 8. No. 1. P. 113–125. DOI: 10.18608/jla.2021.7118

41. Lodge J.M., Knight S., Kitto K. Theory and Learning Analytics, a Historical Perspective // Bartimote K., Howard S.K., Gašević D. (eds) Theory Informing and Arising from Learning Analytics . Springer, Cham. 2024. P. 3–18. DOI: 10.1007/978-3-031-60571-0_1

42. Kitto K., Shum S., Gibson A. Embracing imperfection in learning analytics // Proceedings of the 8th international conference on learning analytics and knowledge. 2018. P. 451–460. DOI: 10.1145/3170358.3170413

43. Lockyer L., Heathcote E., Dawson S. Informing pedagogical action: Aligning learning analytics with learning design // American Behavioral Scientist. 2013. Vol. 57. No. 10. P. 1439–1459. DOI: 10.1177/0002764213479367

44. Тurvey K., Pachler N. Design principles for fostering pedagogical provenance through research in technology supported learning // Computers & Education. 2020. Vol. 146. Article no. 103736. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103736

45. Zhou Q., Suraworachet W., Pozdniakov S., Martinez-Maldonado R., Bartindale T. et al. Investigating students’ experiences with collaboration analytics for remote group meetings // International Conference on Artificial Intelligence in Education. Cham: Springer International Publishing, 2021. P. 472–485. DOI: 10.1007/978-3-030-78292-4_38

46. Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (50). С. 101–112. DOI: 10.25688/2076-9121.2019.50.4.09


Рецензия

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)