Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Полный текст:

Аннотация

На широком историко-научном материале демонстрируется, что процесс формирования научных дисциплин является проявлением самоорганизации научного сообщества. Показано, что успех появления новой дисциплины связан с выдвижением не исследовательской, а коллекторской программы (программы систематизации знаний). Именно она обеспечивает когнитивную институализацию той или иной области исследовательской практики. Учебные курсы базируются на коллекторских программах; они разрабатываются в целях трансляции познавательного опыта, включая «неявное знание», без которого невозможна профессиональная научная деятельность.

Об авторе

Наталия Ивановна Кузнецова
Российский государственный гуманитарный университет; Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Россия


Список литературы

1. Широкий Э.М., Юдин Э.Г. Дисциплинарное строение науки // Научная деятельность: структура и институты (сборник переводов). М.: Прогресс, 1980. С. 5-26.

2. Киященко Л.П. Философия трансдисциплинарности: подходы к определению // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Навигатор, 2015. 564 с.

3. Степин В.С. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический проект, 2011. 423 с.

4. Уитли Р. Когнитивная и социальная институализация научных специальностей и областей исследования // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 215-256.

5. Лоу Дж. Становление специальностей в науке: рентгенокристаллография белка // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 285-323.

6. Науки о человеке: история дисциплин / Отв. ред. и сост. А.Н. Дмитриев, И.М. Савельева. М.: ИД ВШЭ, 2015. 651 с.

7. Родный А.Н., Елина О.Е., Кузнецова Н.И., Кривошеина Г.Г. Изучение процессов социализации и профессионализации российских ученых в XVIII - первой половине XIX в. // Вопросы истории естествознания и техники. 2015. Т. 37. № 3. С. 479-505.

8. Цит. по: Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. М.: Руссо, 1995. 528 с.

9. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М.: Новый хронограф, 2008. 352 с.

10. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения (набросок плана) // Контекст. М., 1984.

11. См.: Сычева Л.С. Современные процессы формирования наук. Опыт эмпирического исследования. Новосибирск, 1984. 161 с.; Сычева Л.С. Типология научных дисциплин // Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985. С. 95-111.

12. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. 740 с.

13. Дастон Л. Дисциплинирование дисциплин: Академии и единство знания // Науки о человеке: история дисциплин. М.: ИД ВШЭ, 2015. С. 105-123.

14. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2001. 608 с.

15. Ооминокая Н. Всеобщая наука, энциклопедия и классификация наук в ранней философии Лейбница // Науки о человеке: история дисциплин. М.: ИД ВШЭ, 2015. С. 74-102.

16. См.: Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (XVIII - середина XIX вв.). М.: УРСС, 1997. 264 с.

17. Докинз Р. Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюции. М.: АСТ, 2012. 496 с.

18. Розов М.А. Наука как традиция // Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. Учебное пособие. М.: Гардарики, 1996. 400 с.

19. Сычева Л.С. О многообразии научных дисциплин // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 136-143.


Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)