Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

УСИЛЕНИЕ РОЛИ «ЖИВОГО ЗНАНИЯ» ПРИ ПЕРЕХОДЕ К «ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ»: ПРОЕКТ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация

В статье рассматривается концепция «общества знаний» применительно к современным тенденциям в системе российского высшего образования. Вследствие все более обширного использования дистанционных технологий при обучении студентов и сокращения аудиторных часов и практических занятий, направленных на получение «живого знания», то есть конкретного знания конкретной личности, для вузов становится все затруднительнее подготовить специалиста, способного производить «интеллектуальный капитал», получаемый на основании его «личного самосовершенствования», интеллекта и воображения. В качестве решения предлагается использование комбинированного подхода, при котором дистанционные технологии становятся важным вспомогательным инструментом, значительно совершенствующим процесс получения обучающимся необходимого знания. В статье обосновывается мысль, что процесс обучения в условиях стремительного изменения всех аспектов существования человека выступает как пожизненное самообучение личности на основе кооперации и коммуникации. Субъективность как «вкладывание в самого себя» превращается в основную характеристику продуктивности знания. Автор приходит к выводу, что система подготовки специалиста должна включать в качестве необходимого компонента «живое» обыденное знание, а также гуманитарные ценности в целом, творческий потенциал, воображение и эмоции конкретного обучающегося с его неформальным знанием. Технологизированный и компьютеризированный образовательный процесс этого дать не способен.

Об авторе

Наира Владимировна Даниелян
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Россия


Список литературы

1. Drucker P.F. Post-capital society. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993. 232 p.

2. Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: Zur Theorie von Wissengesellschaften. Frankfurt-am-Main: Suhrkamp, 1994. 261 s.

3. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / Пер. с нем. М.: ИД ВШЭ, 2010. 208 с.

4. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 239 с.

5. Герген К. Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 328 с.

6. Румянцев О.К. Воспроизведение и конструирование в европейской мысли // Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования / Отв. ред. О.К. Румянцев. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 289-400.

7. Соловов А.В. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. 2006. №11. С. 104-112.

8. Фуллер С. Клиентская наука как выражение научного плюрализма // Эпистемология и философия науки. 2015. Т. XLVI. №4. С. 52-69.

9. Вострикова Е.В., Куслий П.С. Неолиберализм в науке: подход STS // Эпистемология и философия науки. 2015. Том XLVI. №4. С. 105-127.


Рецензия

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)