«ВЗРОСЛЕНИЕ» СТУДЕНЧЕСТВА КАК ФЕНОМЕН МЕНЯЮЩЕГОСЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Цель статьи – обоснование необходимости изменений в российском высшем образовании вследствие трансформации возрастной структуры одной из ключевых образовательных общностей – студенчества. Предметом исследования является феномен «взросления» студенчества, возникающий за счёт включения в практики высшего образования представителей «третьего» возраста. Одна из задач заключается в прогнозировании возможных последствий этого явления для высшей школы и разработке моделей высшего образования, отвечающих выявленной тенденции. Эмпирической основой статьи стали данные, полученные авторами в ходе изучения темпоральных стратегий поведения представителей «третьего» возраста, а также практик высшего образования в России и за рубежом, отвечающих вызовам нелинейных изменений в современном обществе.
Об авторах
Г. Е. ЗборовскийРоссия
Зборовский Гарольд Ефимович – доктор философских наук, профессор.
Адрес: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19, Россия
П. А. Амбарова
Россия
Амбарова Полина Анатольевна – кандидат социологических наук, доцент.
Адрес: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19, Россия
Список литературы
1. Генин В., Тилли М., Белоножко М.Л. Фасилитирование учёбы студентов. Андрагогика и инновации в образовательных процессах вузов // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2007. № 4. С. 66–70.
2. Мосийчук А.В. Становление и развитие педагогики взрослых в международном контексте // Дискуссия. 2011. № 2. С. 99–104.
3. Староверова Н.А. Андрагогические основы профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. С. 299–302.
4. Dupuis-Blanchard S., Theriault D., Mazerolle L. University of the third age: The continuing education needs of senior francophone people in New Brunswick // Canadian Journal on Aging-revue Canadienne du Vieillissement. 2016. Vol. 35, no. 4. P. 423–431.
5. Chua R.L.E., de Guzman A.B. Do You See What I See? Understanding Filipino Elderly’s Needs, Benefits, and Expectations from an Adult Continuing Education Program // Educational Gerontology. 2014. Vol. 40, no. 1. P. 1–15.
6. Dauenhauer J., Steitz D.W., Cochran L.J. Fostering a new model of multigenerational learning: Older adult perspectives, community partners, and higher education // Educational Gerontology. 2016. Vol. 42, no. 7. P. 483–496.
7. Yang S., Hsu W.C., Chen H.C. Age and gender’s interactive effects on learning satisfaction among senior university students // Educational Gerontology. 2016. Vol. 42, no. 12. P. 835– 844.
8. Jamieson A. Retirement, learning and the role of higher education // International Journal of Lifelong Education. 2016. Vol. 35, no. 5. P. 477–489.
9. Richardson V.E., Barusch A.S. Gerontological Practice for the Twenty-First Century: A Social Work Perspective. N.Y.: Columbia University Press, 2005.
10. Tornstam L. Gerotranscendence: a development theory of positive aging. N.Y.: Springer Publishing Company, 2005.
11. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Темпоральные характеристики и противоречия студенческой молодёжи как возрастной общности // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 72–80.
12. Морозова Т. Лучше поздно: как учатся студенты в возрасте 45+. URL: http://mr7.ru/articles/107763/
13. Мокрогуз Е.Д. Образование людей «третьего возраста»: социокультурный анализ тенденций развития // Человек и образование. 2015. № 4. С. 169–173.
14. Мотова Г.Н., Аносова Н.А. Проблемы дополнительного образования в свете нового закона // Аккредитация в образовании. 2013. № 11. URL: http://www.akvobr.ru/problemy_dpo_v_svete_zakona.html
15. Каримова А.Д. Особенности результатов образовательного процесса в магистратуре // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3 (46). С. 67–71.