Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 4 (2017)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-16 1673
Аннотация

Статья посвящена анализу и обобщению суждений и оценок исследователей высшего образования в отношении новой модели подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в аспирантуре. Основное внимание уделяется целевым функциям аспирантуры и проблеме повышения её эффективности. Обосновывается подход к функционалу аспирантуры, ориентированный на рынок высокоинтеллектуального труда, в том числе на его академический сегмент. Показано, что расширение спектра профессиональных траекторий выпускников обусловливает необходимость создания целевых аспирантских программ, содержание которых должно согласовываться с конкретными работодателями. Если для аспирантов, планирующих профессиональную карьеру в сфере науки и высшего образования, подтверждением профессиональной квалификации является учёная степень, то за пределами академического рынка целесообразно использовать систему оценки профессиональных компетенций и достижений путем присуждения профессиональных степеней (например, в области государственного управления, менеджмента и бизнеса, в области образования). Рассматриваются причины относительно низкой эффективности института аспирантуры в отношении реализации его основной функции – воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы и меры, направленные на повышение эффективности академических аспирантских программ. 

17-25 580
Аннотация

На основе анализа обобщенных требований национальных и международных стандартов к компетенциям выпускников магистратуры (MSc-программ) и аспирантуры (PhD-программ) в области инженерного дела, технологий и технических наук, с учетом экспертной оценки особенностей и приоритетов инновационной и исследовательской инженерной деятельности разработаны двухуровневые перечни планируемых результатов обучения в магистратуре (FCDI Syllabus v1) и аспирантуре (FFCD Syllabus v1) по аналогии с CDIO Syllabus v2 для выпускников программ базового инженерного образования. С ориентацией на FCDI Syllabus v1 и FFCD Syllabus v1 разработаны стандарты образовательных программ магистратуры (FCDI Standards) и аспирантуры (FFCD Standards) по аналогии с CDIO Standards для программ базового инженерного образования. Разработанные перечни планируемых компетенций выпускников и стандарты образовательных программ магистратуры и аспирантуры могут стать предметом дальнейшего развития и детализации в вузах. 

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

26-37 1484
Аннотация

В 2013 г. началась реформа российской системы подготовки научных кадров, предполагающая, главным образом, сокращение диссертационных советов и защит диссертаций по гуманитарным и социально-экономическим специальностям. Прошло четыре года. Как изменились за это время количество и структура защит по федеральным округам и городам РФ, отраслям и областям науки, типам организаций? Ответ на этот вопрос автор попытался дать на основе анализа данных, взятых из авторефератов докторских диссертаций, защищенных в 2010 и 2015 гг. и размещённых на сайте ВАК. 

38-49 513
Аннотация

Цель статьи – обоснование необходимости изменений в российском высшем образовании вследствие трансформации возрастной структуры одной из ключевых образовательных общностей – студенчества. Предметом исследования является феномен «взросления» студенчества, возникающий за счёт включения в практики высшего образования представителей «третьего» возраста. Одна из задач заключается в прогнозировании возможных последствий этого явления для высшей школы и разработке моделей высшего образования, отвечающих выявленной тенденции. Эмпирической основой статьи стали данные, полученные авторами в ходе изучения темпоральных стратегий поведения представителей «третьего» возраста, а также практик высшего образования в России и за рубежом, отвечающих вызовам нелинейных изменений в современном обществе. 

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

50-57 603
Аннотация

Центры академического письма, открывающиеся в ведущих российских университетах, сталкиваются с серьезными проблемами как институционального, так и методического характера. В основе этих проблем лежит крайне малая на сегодняшний день осведомленность российского академического сообщества об академическом письме как отдельной отрасли научно-методического знания, малое число специалистов, учебно-методических разработок и научно-теоретических публикаций в этой отрасли на русском языке. Созданный в 2016 г. Российский консорциум центров письма ставит целью развитие взаимодействия центров письма, оказание им научно-методической поддержки и распространение знания об академическом письме. В статье приведены задачи Консорциума, первые шаги на пути к их реализации и перспективы дальнейшего развития организации. 

58-62 673
Аннотация

В статье представлен опыт организации работы по формированию навыков академической коммуникации у субъектов образовательного процесса. Авторы статьи выделили и описали педагогические условия, которые были реализованы путем создания лаборатории академического письма на базе кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации. Авторы акцентируют внимание на миссии, целях, принципах работы и организации деятельности лаборатории. Кроме того, в статье рассмотрена программа повышения академической грамотности, разработанная сотрудниками лаборатории для бакалавров, магистрантов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников Самарского университета. 

1278
Аннотация

В статье представлен опыт организации работы по формированию навыков академической коммуникации субъектов образовательного процесса Самарского Университета. Авторы статьи выделили и описали педагогические условия, которые были реализованы путем создания лаборатории академического письма на базе кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Самарского университета. Авторы акцентируют внимание на миссии, целях, принципах работы и организации деятельности лаборатории. Кроме того, в статье рассмотрена программа повышения академической грамотности, разработанная сотрудниками лаборатории для бакалавров, магистрантов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников Самарского университета.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

63-75 414
Аннотация

Проблема, поднимаемая статьей, касается отношения к наследию советского педагога А.С. Макаренко. В силу недоступности этого наследия «непосредственному восприятию» встает вопрос о рецепции опыта Макаренко как проблема его прочтения и интерпретации. Описаны три реконструктивные стратегии данной традиции, а также следствия их реализации для современного образования и культуры. Обнаружена связь этих реконструкций с идеологией, отношениями власти, с утверждаемыми при их посредничестве политическими проектами. 

76-87 15000
Аннотация

В статье анализируется концепция развития гуманитарного образования известного американского философа Марты Нуссбаум. Согласно рассматриваемому подходу современное гуманитарное образование на всех уровнях вплоть до университетского должно опираться на навыки критического мышления. Основой для критического мышления представляется «сократическое мышление», и оно же является фундаментом для развития современной демократии. Подвергнуто критике происходящее при этом смешение понятий, в ходе которого древнегреческая демократия приравнивается к современной, сократическое мышление – к критическому, «гуманитарность» отождествляется с «гуманностью». Показана неприменимость соответствующих концептов к условиям современного общества, что позволяет сделать вывод об утопичности проекта. 

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

88-95 515
Аннотация

В статье рассматривается использование модели «перевернутый класс» для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Цель исследования – обобщить практический опыт применения данной модели в неязыковом вузе. В качестве критериев оценки эффективности модели «перевёрнутый класс» были установлены следующие показатели: время на подготовку домашней работы, время речевой активности обучающихся на занятии и количество учебных занятий, отведённых на изучение учебного материала. Анализ полученных данных показал, что применение модели «перевёрнутый класс» для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку позволяет сделать её более трудоёмкой, оптимизирует временные затраты на изучение учебного материала, повышает мотивацию к изучению иностранного языка и способствует формированию коммуникативной компетенции студентов. 

96-103 488
Аннотация

В статье рассматриваются важные проблемы социализации студентов на различных этапах обучения в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Обосновывается необходимость создания особой образовательной среды как интеграции обучения, воспитания и социализации, способствующей формированию у студента когнитивных способностей и ответственного социального поведения. Обобщается опыт работы в этом направлении кафедры иностранных языков и лингвистики ИГХТУ, приводятся примеры успешной реализации некоторых социокультурных проектов. 

104-110 455
Аннотация

Качество подготовки выпускников вузов подвергается критике со стороны работодателей. Выходя на рынок труда, выпускник системы высшего образования имеет выбор, но часто не понимает, как им воспользоваться. Причиной тому является недостаток внимания к проблемам профессиональной социализации при освоении образовательных программ. В складывающихся условиях возникает потребность создавать в ходе образовательного процесса условия для осуществления обучающимися диалектического синтеза социализации и индивидуализации относительно решения задач нахождения вариантов построения профессионально-жизненного пути. В статье предлагается связывать решение обозначенных задач с освоением обучающимися процедур самоопределения относительно видов осваиваемой деятельности в соответствии с требованиями образовательных программ. Раскрывается сложность реализации предлагаемого процесса и обосновывается потребность в его реализации для достижения выпускниками конкурентоспособности как прогнозируемого результата высшего образования. 

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА. УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

112-119 334
Аннотация

В статье раскрывается потенциал Ухтинского государственного технического университета как центра инновационного технологического и социального развития региона. 

120-125 359
Аннотация

В статье рассматривается взаимодействие системы общего и высшего образования с производственными организациями-партнерами в создании профильных классов как фактор успешной подготовки рабочих и инженерных кадров, анализируется опыт взаимодействия УГТУ с ООО «Газпромтрансгаз Ухта» при реализации проекта «Газпром-класс». 

126-130 398
Аннотация

В работе рассмотрены основные позиции целевой модели развития Ухтинского государственного технического университета на период до 2025 г., изложены стратегические инициативы, способствующие обретению университетом статуса центра создания пространства инноваций. Автор делает акцент на роли третьей ступени высшего образования (аспирантуры) и научно-педагогических школ в генерировании инновационной активности вуза. 

131-136 341
Аннотация

На примере деятельности Ухтинского государственного технического университета анализируются некоторые аспекты брендирования вуза. Продвижение университетского бренда рассматривается как один из важных факторов интернационализации образования. Особенности деятельности вуза: арктический вектор развития и нефтегазовая доминанта – представлены в качестве компонентов содержательной составляющей брендового потенциала университета. 

137-143 428
Аннотация

В статье раскрыта роль концепта выдающейся личности в реализации воспитательного потенциала университетской внутренней среды. При этом понятия «университетская среда», «образовательная среда» и «организационная культура университета» рассматриваются как эквивалентные. Показано, что жизнь и дело П.А. Сорокина и Л.П. Карсавина – мыслителей, так или иначе ассоциирующихся с историей и миссией УГТУ, – в контексте университетской среды выполняют ряд образовательных и воспитательных функций. 

144-150 420
Аннотация

В статье анализируются возможности систематизации учебно-воспитательной работы по формированию ценностно-смысловых компетенций в высшем инженерном образовании в контексте стратегии развития вуза как центра образовательно-научного, инновационного, технологического и социального развития региона. 

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

152-159 521
Аннотация

Современные возможности электронного представления образовательного материала определяют необходимость образовательному сообществу решать множество задач, связанных не только с формированием новых технологий взаимодействия «обучающийся – преподаватель», но и с разработкой правил подачи информации для активизации когнитивных процессов обучающегося. В первую очередь это касается особенностей размещения информации на экране. В данной статье даётся краткий анализ закономерностей восприятия информации в Интернете, на основании чего определяется перечень эргономических правил, соблюдение которых позволит повысить эффективность работы обучающихся с образовательной информацией посредством создания дружелюбной интернет-среды. 

160-164 379
Аннотация

Рассматривается применимость наукометрических показателей, широко используемых в фундаментальной науке, для оценки результатов исследований в технических науках. Обосновывается необходимость учёта объёма предполагаемых или уже реализованных применений этих результатов для объективной оценки исследований и исследователей в технических науках. 



ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)