Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«СВЕТ» И «ТЕНЬ» ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ А. С. МАКАРЕНКО

Аннотация

Проблема, поднимаемая статьей, касается отношения к наследию советского педагога А.С. Макаренко. В силу недоступности этого наследия «непосредственному восприятию» встает вопрос о рецепции опыта Макаренко как проблема его прочтения и интерпретации. Описаны три реконструктивные стратегии данной традиции, а также следствия их реализации для современного образования и культуры. Обнаружена связь этих реконструкций с идеологией, отношениями власти, с утверждаемыми при их посредничестве политическими проектами. 

Об авторах

Д. Клус-Станьска
Гданьский университет
Польша

Клус-Станьска Дорота – ординарный профессор, докторр хабилитированный, Институт педагогики, кафедра по изучению детства и школы. 

Адрес: 80-309, ул. Яна Бажиньского 8, Гданьск



А. А. Полонников
Белорусский государственный университет
Беларусь

Полонников Александр Андреевич – кандидат психологических наук, доцент, зам. начальника Центра проблем развития образования. 

Адрес: 220050, ул. Московская 15-725, Минск



Список литературы

1. Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX в. / Х. Уайт / Пер. с англ. Е.Г. Трубиной, В.В. Харитонова. Екатеринбург: УралГУ, 2002. 528 с.

2. Mitchell W.J.T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. Chicago, IL: U of Chicago P, 2005.

3. Комарова А.В., Слотина Т.В. Современный взгляд на идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова о взаимосвязи личности и коллектива // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 2. С. 122–129.

4. Ахияров К.Ш. А.С. Макаренко и современность. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. 55 с.

5. Lewin A. Tryptyk pedagogiczny: Korczak – Makarenko – Freinet. Warszawa: Nasza Księgarnia, 1986. S. 132–138.

6. Меттини Э. Коллективное воспитание в педагогическом наследии А.С. Макаренко // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 7-х Междунар. Макаренк. студ. пед. чтений. Екатеринбург, 8 апр. 2010 г. / Сост. Н.Г. Санникова. Екатеринбург: Рос. гос. профессор-пед. ун-т, 2010. С. 75–79.

7. Возчиков В.А. Миф «Педагогической поэмы» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2008. № 4. С. 87–100.

8. Bybluk M. Przemiany demokratyczne edukacji w Rosji: studia i szkice historyczno-pedagogiczne. Kraków: Impuls, 2003. 230 s.

9. Сухомлинский В.А. Идти вперед! // Народное образование. 1989. № 8. С. 70–78.

10. Kadykało A. Dzieciństwo jako rosyjski temat kulturowy w XX wieku: Rozprawa doktorska. Warszawa, 2012. 655 s.

11. Kołakowski A. Reorientacja celów wychowania dzieci osieroconych w Polsce po II wojnie światowej w świetle czasopiśmiennictwa pedagogicznego PRL // Przegląd pedagogiczny. Półrocznik. Dziecko w Polsce w XX wieku. 2012. № 1. S. 127–138.

12. Быков А.К. А.С. Макаренко: к дискуссии о творческом наследии // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. №1 (2). С. 19–24.

13. Хиллиг Г. А.С. Макаренко и В.А. Балицкий. Два соратника на службе украинского ГПУ // Культура народов Причерноморья. 2005. № 62. С. 65–67.

14. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 1 / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. С. 267–329.

15. Knoll M. Laboratory school, University of Chicago // Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy. Thousand Oaks: Sage, 2014. Vol. 2. P. 455–458.

16. Neill A. Summerhill. Katowice: Almaprint, 1991. 252 s.

17. Либертарианство: Ваша жизнь принадлежит только вам // ГАУ. 2013.11.18. URL: http://upogau.org/ru/ourview/ourview_503.html

18. Mouffe Ch. The Return of the Political. New York: Verso, 1993. 156 p. 19. Bourdieu P. Les Règles de l’art. Genèse et structure du champ littéraire. Paris: Éditions du Seuil, 1998. 567 p.

19. Girard R. Eating Disorders and Mimetic Desire // Universität Innsbruck. 2008.09.10. URL: www.uibk.ac.at/theol/cover/contagion/contagion3/contagion03_girard.pdf

20. Деянов Д. Практические логики и коммуникативные стратегии // Критика и семиотика. 2001. Вып. 3/4. С. 106–115.

21. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 c.

22. Schäfer H., Seibert L., Hahne P., Tovar A., Stockmeier A. Bourdieu’s Categories for «Field» Construction // CIRRuS Working Papers. 2008. № 8. URL: https://www.unibielefeld.de/theologie/CIRRuS-downloads/Schaefer-ea_2009_CIRRuS_field-categories.pdf

23. Ball S. J. Bourdieu’s Method. An Exposition and Application // Institute of Education, University of London. URL: www.deptedu.ccu.edu.tw/blog/file/090508ball.ppt

24. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984. 512 с.

25. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.

26. Szkudlarek T. Dyskursywna konstrukcja podmiotowości. «Puste znaczące» a pedagogika kultury // Forum oświatowe. Numer specjalny. 2008. S. 125–139.

27. Klus-Stańska D. Między wiedzą a wladzą // Problemy wczesnej edukacji. 2007. № 1–2. S. 92–106.

28. Siegień W. Od Dzierżyńskiego do Magnitskiego i z powrotem. Studium dzieciństwa i sieroctwa w rosyjskiej polityce symboli Społeczeństwo // Dzieciństwo i wczesna edukacja: kontrowersje, problemy i poszukiwania. Studia Pedagogiczne. T. LXVIII. Gdańsk, 2015. S. 125–140.

29. Klus-Stańska D. Cyfrowi tubylcy w szkole cyfrowych imigrantów, czyli awatar w świecie Ptysia i Balbinki // Problemy wczesnej edukacji. 2013. № 4 (23). S. 6–14.


Рецензия

Просмотров: 412


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)