ПРЕЕМСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация
Российская Федерация испытывает потребность в инженерных кадрах для обеспечения инновационного развития экономики. В Казанском национальном исследовательском технологическом университете разработан проект преемственной профессиональной подготовки инженерных кадров, опирающийся на уникальные преимущества вуза нового типа: развитую систему профессионального образования; интеграцию процесса обучения с научными исследованиями, проводимыми в университетских лабораториях и научных центрах; возможности сетевого взаимодействия и международного сотрудничества; внедрение современных образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения. Проект представлен на примере направления «Технология переработки полимеров и композиционных материалов», является многоуровневым и обладает преемственностью как в плане содержания, так и в отношении развиваемых компетенций. Интересную часть такой подготовки составляют стажировки аспирантов и специалистов, организуемые на основе сетевого взаимодействия с вузами и предприятиями-партнёрами.
Об авторах
В. Г. ИВАНОВРоссия
д-р пед. наук, проф., первый проректор по учебной работе, зав. кафедрой инженерной педагогики и психологии
Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
Ф. Т. ШАГЕЕВА
Россия
д-р пед. наук, доцент, проф.
Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
М. Ф. ГАЛИХАНОВ
Россия
д-р техн. наук, проф., зам. директора Института дополнительного профессионального образования
Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
Список литературы
1. Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения // Проблемы управления в социальных системах. 2012. Т. 4. № 7. С. 6–14.
2. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3–8.
3. Melezinek A., Auer M. IGIP and the Trends in Engineering Education // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 35–39.
4. Приходько В.М. Каким быть современному инженерному образованию? // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 45–56.
5. Жураковский В.М., Воров А.Б. Системные инновации в моделях подготовки инженерных кадров // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 17–24.
6. Пиралова О.Ф. Современное инженерное образование: проблемы и перспективы // Высшее образование сегодня. 2016. № 10. С. 2–5.
7. Чучалин А.И. Модернизация инженерного образования на основе международных стандартов CDIO // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 14–29.
8. Шитов С.Б. Опережающее инженерное образование в современных условиях (социально-философский взгляд // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 109–113.
9. Rumler N., Staude S., Friese N. Development of an Innovative Learning Environment for Engineering Education // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2017. 544. P. 254–264.
10. Дьяконов Г.С. Инновационное инженерное образование в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 29–35.
11. Иванов В.Г., Барабанова С.В., Галиханов М.Ф., Мифтахутдинова Л.Т. Повышение квалификации инженеров в исследовательском университете: синергетический эффект традиций и инноваций // Инженерное образование. 2016. Вып. 20. С. 9–15.
12. Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. Образовательные технологии подготовки современного инженера-технолога // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 129–133.
13. Galikhanov M.F., Guzhova A.A. Complex approach for preparation and implementation of continuous professional education programs in technological university // International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), Kazan, 25-27 Sept. 2013, P. 54–55.
14. Gorodetskaya I.M., Shageeva F.T., Valeeva E.A. Cross-Cultural Communication Training for Future Engineers – A Model Developed at Kazan National Research Technological University to Prepare Students for Mobility Programs and the Global Marketplace // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings 122nd ASEE Annual Conference and Exposition: Making Value for Society. 2015. Paper ID# 11381.
15. Шагеева Ф.Т., Ерова Д.Р., Гаврилова О.Е. Формирование академической мобильности будущих инженеров: проблема и пути решения // Казанская наука. 2014. № 11. С. 245–247.
16. Ivanov V.G., Barabanova S.V., Galikhanov M.F., Guzhova A.A. The Role of the Presidential Program of Training Engineers in Improvement of the Research University Educational Activities // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Dubai, UAE, 3–6 December 2014. Р. 420–423.
17. Mishchenko E.S., Galikhanov M.F., Ivanov V.G. Model of Implementation of Joint International Continuing Professional Development (CPD) Module for Industrial Enterprise Specialists // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Dubai, UAE – 3–6 December 2014. Р. 436–438.
18. Ilyasova A.,Galikhanov M., Ivanov V., Shageeva F., Gorodetskaya I. Concept of Implementing the Programs of Additional Professional Education Within the Cluster System // 122nd ASEE Annual Conference & Exposition. June, 14–17, 2014. Seattle, WA, USA. Conference Proceedings. Paper ID # 14065.
19. Сазонова З.С. Подготовка инженеров и научно-педагогических кадров технических вузов в современных условиях международного взаимодействия // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого- педагогические науки. 2015. № 2. С. 180–186.
20. Lubben B., Schelker T. Curriculum and Working Groups: Corner Stones of IGIP Engineering Pedagogy // Proceedings of International IGIP Symposium. Moscow, Russia – 7– 10 December 2008. Р. 22–33.
21. Кондратьев В.В. А.А. Кирсанов как основоположник казанской научной школы инженерной педагогики // Управление устойчивым развитием. 2016. № 1 (02). С. 89–96.