ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГИБКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
В статье раскрываются изменения в формировании содержания обучения студентов в высшей школе, вызванные реализацией ФГОС. Отмечается необходимость разработки преподавателями вузов гибкого содержания обучения, удовлетворяющего требованиям ФГОС, профессионального стандарта, рынка труда, интересам и запросам обучающихся. Цель статьи – определить методологические подходы, принципы и методы проектирования структуры и содержания вариативной части и её взаимоувязки с базовой частью образовательной программы по направлению подготовки бакалавров. С использованием методов дидактического анализа и обобщения педагогического опыта предложена конструктивная основа проектирования гибкого содержания профессионального обучения студентов в вузе и взаимоувязки содержания базовой и вариативной частей образовательной программы. На этой основе может осуществляться сопряжение требований образовательного стандарта с требованиями профессионального стандарта и требованиями рынка труда в регионе с ориентацией на особенности производства региона.
Об авторах
Е. А. КОРЧАГИНРоссия
д-р пед. наук, проф.
Адрес: 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1
Р. С. САФИН
Россия
д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии
Адрес: 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1
Список литературы
1. Кайгородова Д.В. Методика проектирования содержания компетентностно- ориентированных образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24566
2. Синкина Е.А. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания профессиональных дисциплин для подготовки бакалавров технических вузов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=15911
3. Лисицына Л.С., Лямин А.В., Шехонин А.А. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО. СПб.: НИУ ИТМО, 2013.
4. Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Вильданов И.Э., Абитов Р.Н. Проектирование основной образовательной программы в строительном университете // Известия Казанского архитектурно-строительного университета. 2012. № 1. С. 189–194.
5. Сафин Р.С., Сучков В.Н., Корчагин Е.А. Педагогическое проектирование с программами разработки моделей, концепции, модульных программ (учебное пособие). Казань: КГАСУ, 2011. 79 с.
6. Воронина Е.Е. Корчагин Е.А. Проектирование содержания практического обучения студентов на блочно-модульной основе // Профессиональное образование. 2004. № 11. С. 10–11.
7. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Проектирование образовательных результатов бакалавров на основе профессионального стандарта педагога // Высшее образование в России. 2015. № 7. C. 12–19.
8. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования // Высшее образование в России. 2014. №8/9. С. 5–15.
9. Петухова Т.П. Модульное построение образовательных программ с учетом потребностей рынка труда // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 85–90.
10. Бавина П.А. Структурирование содержания уровневых образовательных программ // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 3–9.