О ПЕРЕХОДЕ «ШКОЛА – ВУЗ»: ПРЕДИКТОРЫ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Аннотация
Целью работы является оценка связи успеваемости учащихся в довузовский период с академической успеваемостью студентов-первокурсников через призму адаптации к вузовской среде. Тема факторов академических достижений студентов довольно хорошо разработана в американской исследовательской традиции, где этому вопросу посвящены сотни работ и десятки экспериментальных планов. В России почти нет исследований, где эта связь изучалась бы на национальных репрезентативных выборках и с использованием лонгитюдных данных. Исходной предпосылкой данного исследования является представление о том, что образовательные результаты студентов значимым образом связаны с характеристиками обучения в старшей школе. Исследований, которые связывали бы между собой достижения учащихся в школьное и в студенческое время, крайне мало. В работе приведены результаты корреляционного и регрессионного анализа. Были выявлены значимые коэффициенты корреляции Пирсона между оценками в 10−11-х классах (а также средним баллом ЕГЭ) и успеваемостью в вузе; ни один из показателей не превышал 0,3. Что касается остальных предикторов, то было установлено, что с успеваемостью в вузе значимым образом связаны школьная успеваемость, факт обучения в селективной школе и в профильном классе, участие в мероприятиях по профориентации, обучение в вузе на специальности гуманитарного или социально-экономического блока.
Об авторе
Т. А. САПРЫКИНАРоссия
аналитик, Центр внутреннего мониторинга
Адрес: 109074, Россия, Москва, Славянская пл., д. 4/2
Список литературы
1. Busato V.V., Prins F.J., Elshout J.J., Hamaker C. Intellectual Ability, Learning Style, Achievement Motivation and Academic Success of Psychology Students in Higher Education // Personality and Individual Differences. 2000. No. 29. P. 1057–1068.
2. Galton F. An Inquiry into Human Ability. London: MacMillan, 1883.
3. Goh D., Moore C. Personality and Academic Achievement in Three Educational Levels // Psychological Reports. 1987. No. 43. P. 71–79.
4. Harris D. Factors Affecting College Grades: A Review of the Literature, 1930-1937 // Psychological Bulletin. 1940. No. 37. P. 125–166.
5. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников // НИУ ВШЭ. Серия WP15 «Научные труды Лаборатории исследований рынка труда». 2016. № 1.
6. McKenzie K., Schweitzer R. Who Succeeds at University? Factors Predicting Academic Performance in First Year Australian University Students // Higher Education Research and Development. 2001. V. 20. No. 1. P. 21–33.
7. Paunonen S.V., Ashton M.C. Big Five Predictors of Academic Achievement // Journal of Research in Personality. 2001. V. 35. No. 1. P. 78–90.
8. Юдкевич М.М., Польдин О.В. Эффекты сообучения в высшем образовании: обзор теоретических и эмпирических подходов // Вопросы образования. 2011. №. 4. С. 106–123.
9. Докука С.В., Валеева Д.Р., Юдкевич М.М. Коэволюция социальных сетей и академических достижений студентов // Вопросы образования. 2015. №. 3. С. 44–65.
10. Tinto V. Leaving College: Rethinking the Causes and Cures of Student Attrition. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1993.
11. Pascarella E.T., Terenzini P.T. How college affects students. San Francisco, CA: Jossey- Bass, 2005. V. 2.
12. Kuh G.D., Kinzie J., Buckley J.A., Bridges B.K., Hayek J.C. What Matters to Student Success: A Review of the Literature // Commissioned report for the National Symposium on Postsecondary Student Success: Spearheading a Dialog on Student Success. 2006. URL: https://nces.ed.gov/npec/pdf/kuh_Team_Report.pdf
13. Power C., Robertson F., Baker M. Success in Higher Education. Canberra: Australian Government Publishing Service, 1987.
14. Kobrin J.L., Patterson B.F., Shaw E.J. et al. Validity of the SAT for Predicting First-Year College Grade Point Average // College Board Research Report. 2008. No. 5. N.Y.: The College Board, 2008.
15. Хавенсон Т.Е., Соловьева А.А. Связь результатов Единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176–199.
16. Польдин О.В. Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ // Прикладная эконометрика. 2011. Т. 1. № 21. С. 56–69.
17. Канторович Г.Г., Македонский А.Л., Замков О.О. Влияние результатов ЕГЭ на успеваемость студентов на примере НИУ ВШЭ: Доклад на научном семинаре ИНИИ НИУ ВШЭ 3 марта 2011 г. URL: http://cinst.hse.ru/news/27397119.html
18. Пересецкий А.А., Давтян М.А. Эффективность ЕГЭ и олимпиад как инструмента отбора абитуриентов // Прикладная эконометрика. 2011. № 23 (3). С. 41–56.
19. Замков О.О., Пересецкий А.А. ЕГЭ и академические успехи студентов бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ // Прикладная эконометрика. 2013. Т. 30. №. 2. С. 93–114.
20. Польдин О.В., Юдкевич М.М. Как школьные оценки и баллы ЕГЭ предсказывают успеваемость в вузе. URL: http:// regconf.hse.ru/uploads/fa4d2636a635140e3e02dc378b19b6be24232128.pdf
21. Hanushek E. Assessing the Eff ects of School Resources on Student Performance: An Update // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1997. V. 19. No. 2. P. 141–164.
22. Берестнева О.Г., Шаропин К.А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 5. С. 131–135.
23. Будук-оол Л.К., Ай зман Р.И., Красильникова В.А. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климатогеографическом регионе // Физиология человека. 2009. № 4. С. 103–109.
24. Власова Т.А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник ЧГПУ. 2009. № 1. С. 13–22.
25. Калуженина Т.А. Субъективные критерии адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2. С. 95– 98.
26. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. № 3(51). С. 37–48.
27. Горбунова Е.В. Адаптация студентов первого– третьего курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни // Universitas. 2013. Т. 1. № 1. С. 48–64.
28. Горбунова Е.В. Влияние адаптации первокурсников к университету на вероятность их отчисления из вуза // Universitas. 2013. Т.1. № 2. С. 59–84.
29. Enochs, W., Roland C. Social Adjustment of College Freshmen: The Importance of Gender and Living Environment // College Student Journal. 2006. No. 40 (1). P. 63–73.
30. Credé, M., Kuncel N.R. Study Habits, Skills, and Attitudes: The Third Pillar Supporting Collegiate Academic Performance // Perspectives on Psychological Science. 2008. V. 3. No. 6. P. 425–453.
31. Hurtado, S., Carter D.F., Spuler A. Latino Students Transition to College: Assessing Diffi culties and Factors in Successful College Adjustment // Research in Higher Education. 1996. No. 37(2). P. 135–157.
32. Rendon L.I. Access in a Democracy: Narrowing the Opportunity Gap. Paper Presented at the Policy Panel on Access, National Postsecondary Education Cooperative. Washington, DC, 1998.