НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассмотрены основные этапы реформирования отечественной системы высшего образования. Обсуждаются причины, по которым проводимые образовательные реформы не привели к повышению качества высшего образования. Главными из них являются: непродуманное использование зарубежного опыта и внедрение системы ценностей, ориентированных на материальные и потребительские стандарты, приспосабливающие систему образования к законам рынка, отсутствие последовательной национальной стратегии развития высшей школы. Многолетнее сопротивление отечественной системы высшего образования разрушительным «инновациям», выразившееся в нарастании превращенных форм деятельности и сознания, свидетельствует о том, что подлинное продвижение образовательных реформ в позитивном направлении вряд ли возможно без учёта интересов субъектов, заинтересованных в конструктивном реформировании отечественной системы образования, в том числе мнения профессорско-преподавательского сообщества высшей школы.
Статья посвящена рассмотрению вопроса о применимости матрицы компетенций для обоснования и формирования образовательной программы по предпринимательству в бакалавриате. Поднимаются проблемы стандартизации в сфере предпринимательского образования в контексте унификации и гармонизации подходов к обучению предпринимательству в высшей школе. В отсутствие отдельных ФГОС в сфере предпринимательского образования вузам приходится создавать соответствующие образовательные программы в рамках таких направлений высшего образования, как «Менеджмент», «Экономика», «Бизнес-информатика», «Инноватика», «Туризм», «Торговое дело», «Гостиничное дело» и даже «Металлургия». В статье рассматривается матрица предпринимательских компетенций, составленная на основе ФГОС по менеджменту. Высказывается ряд критических замечаний по поводу ограничений данного подхода. Приводится классификация конкурентных компетенций, необходимых современным предпринимателям для успешной деятельности.
Анализ внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается ныне система высшего образования, позволяет выделить сильные и слабые стороны сложившейся практики подготовки технических специалистов. Отмечено, что условием ее совершенствования как основного источника кадрового обеспечения предприятий является изменение организационной структуры взаимодействия работодателей, вузов и студентов. Показана перспективность применения информационной среды их взаимодействия как элемента виртуальной образовательной среды. Потенциал развития заключается в расширении круга привлекаемых работодателей на основе информационной среды взаимодействия предприятий и студентов и в создании конкурентной среды взаимного выбора как среди студентов, так и среди работодателей.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Технология создания студенческих фильмов при обучении иностранным языкам не имеет широкого распространения в российских вузах, тогда как в зарубежной практике она успешно развивается и находит своё применение на различных уровнях обучения и в разных предметных областях. В статье анализируется практический опыт использования технологии создания студенческих видеофильмов в процессе изучения иностранного языка, описываются этапы работы над проектом и предлагаются критерии оценивания данного вида деятельности. Такие творческие профессионально-ориентированные проекты повышают мотивацию и потребность не только изучать язык, но и активно пользоваться им для решения академических и профессиональных задач.
В статье представлен авторский взгляд на построение магистерской программы «Проектирование нового образовательного продукта». Суть его состоит в изменении предметно-ориентированного подхода, характерного для многих магистерских программ педагогического образования, на деятельностный, ориентирующий обучающихся на создание собственного образовательного продукта. В зависимости от контингента, поступающего в магистратуру, в статье указаны примерные виды образовательных продуктов, которые могут выступать в качестве целевого социального заказа, с которым абитуриенты выбирают магистерскую программу. Изменения касаются и вопросов организации образовательного процесса. На основе модульного подхода разработаны образовательные модули: концептуальный, проектировочный, технологический, диагностический, электронно-образовательный, управленческий, определяющие не только структуру образовательного процесса, но и компоненты основной профессиональной образовательной программы. В статье приведён пример отбора учебных дисциплин для их включения в образовательные модули в зависимости от запланированных образовательных результатов.
В статье рассмотрены и намечены пути решения некоторых проблем организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе. Среди них: имеющиеся нестыковки между традиционным пониманием термина «самостоятельная работа» вузовским сообществом и его трактовкой Министерством образования и науки, низкая мотивация студентов к самостоятельной работе, отсутствие чёткого алгоритма выбора известных форм и методов самостоятельной работы, уже доказавших свою эффективность и понятных преподавателям-практикам, недостаточное внимание со стороны вузов к различиям в уровне готовности студентов к самостоятельной работе. Предлагается вариативный подход к составлению баланса учебного времени, обеспечивающий оптимальное соотношение объёма контактной и самостоятельной работы обучающихся.
Технология создания студенческих фильмов при обучении иностранным языкам не имеет широкого распространения в Российских вузах, тогда как в зарубежной практике она успешно развивается и находит свое применение на различных уровнях обучения и в разных предметных областях.В статье анализируется практический опыт использования технологии создания студенческих видеофильмов в процессе изучения иностранного языка, описываются этапы работы над проектом и предлагаются критерии оценивания данного вида деятельности. Такие творческие профессионально-ориентированные проекты повышают мотивацию и потребность не только изучать язык, но и активно пользоваться им для решения академических и профессиональных задач.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В начале статьи автор позитивно оценивает открытие на страницах журнала рубрики «Высшее образование: критический дискурс». Одна из целей рубрики – обсуждение научной обоснованности терминов и понятий, которые во множестве появились в современном образовательном пространстве. Автор утверждает, что такое обсуждение можно вести только с позиций определенной теории. В этом качестве может выступить психолого-педагогическая теория контекстного образования, развиваемая в научно-педагогической школе автора. Далее в статье в форме словаря приводятся определения ключевых понятий, раскрывающих сущность этой теории. В терминах теории контекстного обучения переосмысливается содержание основных категорий современной педагогики, приводятся их авторские определения.
В статье на основе использования элементов постнеклассической методологии и идеи «превращенных форм» образовательной реальности рассмотрены некоторые проблемы грантовой поддержки и материального вознаграждения труда вузовских преподавателей и поиска для этого финансовых источников в условиях бюджетного секвестра и «оптимизации» деятельности вузов. Обращено внимание на дифференцированный характер и трудности в реализации майских (2012 г.) Указов Президента РФ, в частности о повышении заработной платы профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений до показателя средней по экономике в каждом из регионов. Отмечены дисфункции в системе организации грантовой поддержки научных исследований и работы молодых ученых и преподавателей. В дискуссионном ключе на материалах сибирского региона на уровне постановки анализируется системная проблема – усиливающаяся тенденция проявлений научного протекционизма и бюрократизации в высшей школе и субъективизма в оценке деятельности как преподавателей и исследователей, так и собственно учебных заведений и научных учреждений. Критически рассматриваются основания дифференцированного подхода в распределении бюджетных субсидий в образовательной сфере и принятые критерии оценки эффективности деятельности ее субъектов.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью работы является оценка связи успеваемости учащихся в довузовский период с академической успеваемостью студентов-первокурсников через призму адаптации к вузовской среде. Тема факторов академических достижений студентов довольно хорошо разработана в американской исследовательской традиции, где этому вопросу посвящены сотни работ и десятки экспериментальных планов. В России почти нет исследований, где эта связь изучалась бы на национальных репрезентативных выборках и с использованием лонгитюдных данных. Исходной предпосылкой данного исследования является представление о том, что образовательные результаты студентов значимым образом связаны с характеристиками обучения в старшей школе. Исследований, которые связывали бы между собой достижения учащихся в школьное и в студенческое время, крайне мало. В работе приведены результаты корреляционного и регрессионного анализа. Были выявлены значимые коэффициенты корреляции Пирсона между оценками в 10−11-х классах (а также средним баллом ЕГЭ) и успеваемостью в вузе; ни один из показателей не превышал 0,3. Что касается остальных предикторов, то было установлено, что с успеваемостью в вузе значимым образом связаны школьная успеваемость, факт обучения в селективной школе и в профильном классе, участие в мероприятиях по профориентации, обучение в вузе на специальности гуманитарного или социально-экономического блока.
В статье проведен анализ состояния рынка труда молодёжи, определены основные тенденции развития социально-трудовых отношений в условиях финансово-экономической нестабильности. Определены ключевые направления формирования спроса на выпускников вуза на региональном рынке труда. В работе освещены результаты авторского социологического исследования проблем трудоустройства молодых специалистов. Раскрываются вопросы взаимодействия вуза с организациями-работодателями. Особое внимание обращается на требования современных работодателей к молодым специалистам, на разработку мероприятий по управлению трудоустройством, адаптации молодежи на рынке труда. В концептуальном плане определены меры по повышению уровня включённости будущих молодых специалистов в социально-партнёрские отношения между вузом и организациями-работодателями. В статье даются практические рекомендации по оптимизации взаимодействия работодателей и представителей вузов в контексте повышения качества образовательных услуг.
ЮБИЛЕЙ
В статье рассказывается о становлении и текущем состоянии ядерного образования в НИЯУ МИФИ. Приводятся факты из истории МИФИ. Описывается деятельность Института ядерной физики и технологий, объединяющего в настоящее время подразделения НИЯУ МИФИ, в которых готовятся специалисты для госкорпорации «Росатом».
На основе исследований, проводимых в НИЯУ МИФИ, характеризуются особенности карьерного роста студентов и аспирантов, а также молодых специалистов, в основном инженеров-инноваторов. Подчёркивается раннее начало научно-технологической карьеры, а также настоятельность её поддержки в вузах и научно-исследовательских организациях при содействии государства и бизнес-структур. Приводятся примеры успешного карьерного роста, в первую очередь – разработчиков и реализаторов инноваций.
В статье рассматривается опыт НИЯУ МИФИ по вовлечению сотрудников университета в проектные формы деятельности и решению задач повышения конкурентоспособности вуза за счёт эффективного командообразования, ориентации на достижение результатов. Рассматривается система формирования кадрового резерва в университете на основе лучших практик успешных компаний, в частности Госкорпорации «Росатом». Достижение результатов возможно на пути формирования пула высокомотивированных сотрудников и развития у них компетенций, необходимых НИЯУ МИФИ для решения перспективных задач управления изменениями, организационного проектирования, структурного развития и управления эффективностью деятельности. Кадровый резерв рассматривается как конкурентное преимущество университета в ходе достижения позитивных изменений в рамках программы обеспечения конкурентоспособности вуза.
В статье изложен опыт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» по формированию инженерных компетенций в системе довузовской подготовки. Показано, как углублённая физико-математическая и технологическая подготовка может быть эффективно усилена исследовательским компонентом. Рассмотрен опыт реализации программ основного и дополнительного образования (Предуниверситарий, инженерные классы, Атомклассы, дистанционное обучение в Сетевой школе), приведены способы отбора и поддержки школьников, проявивших творческие способности и интерес к инженерной деятельности.
В статье представлена деятельность Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» по организации предметных олимпиад школьников. Такие олимпиады позволяют выявлять одарённых школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности и проявляющих интерес к вопросам ядерной энергетики и высоких технологий. Рассмотрен опыт проведения олимпиады «Росатом», Инженерной олимпиады школьников, Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор». Приведены примеры появления и развития новых олимпиад («Звезда», олимпиада Национальной технологической инициативы). Рассмотрена практика организации краткосрочных школ на базе НИЯУ МИФИ для победителей и призёров олимпиад прошлых лет.
В статье освещается деятельность библиотеки НИЯУ МИФИ, её история, основные достижения. Раскрывается инновационный подход в организации информационно-библиотечного обеспечения образовательной деятельности и научных исследований в НИЯУ МИФИ. Представлены основные информационно-библиотечные сервисы.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Изложена суть библиометрического подхода к моделированию и оценке результатов научных исследований. Рассмотрены основы теории библиометрических показателей. Установлены исходные данные для оценки этих показателей. Предложены два универсальных метода указанной оценки – измерительный и метод моментов. Приведены примеры вычисления оценок этими методами. Проведенное исследование показало, что вычисление библиометрических показателей является лишь первым этапом процесса оценки результата научных исследований, за которым должен следовать второй этап – экспертная оценка.
Участие молодого поколения в деятельности волонтёрских организаций является показателем позитивной гражданской активности, имеющей ценностно-смысловое значение. В статье дана классификация волонтерских организаций в РФ по масштабу, направлениям, периоду деятельности, приводится таксономия целей и общие принципы организации. Выделена роль учебно-профессиональных волонтерских организаций, аффилированных с образовательными организациями и используемых для профессиональных проб учащихся в дополнение к академическим программам подготовки кадров. Установлены организационные и педагогические условия успешной деятельности учебно-профессиональных волонтерских организаций, описан опыт организации и повседневной работы УПВО Юргинского технологического института НИ ТПУ.
Анализируя положения недавно принятой статьи 291.2 УК РФ сквозь призму антикоррупционной деятельности в образовательном учреждении, автор показывает недостатки нового закона, аргументирует несправедливость полного уравнивания по степени общественной опасности таких деяний, как получение и дача мелкой взятки, делает вывод о негативном воздействии этого закона на состояние коррупции в вузах.
КОНФЕРЕНЦИИ
Данное исследование посвящено изучению образовательных достижений студентов-первокурсников. Целью работы является оценка связи успеваемости в довузовский период с академической успеваемостью студентов-первокурсников через призму адаптации к вузовской среде. Тема факторов академических достижений студентов, с одной стороны, довольно хорошо разработана в американской исследовательской традиции, где этому вопросу посвящены сотни работ и десятки различных экспериментальных планов. С другой – в России почти нет исследований, где эта связь изучалась бы на национальных репрезентативных выборках и с использованием лонгитюдных данных. Исходной предпосылкой данного исследования является представление о том, что образовательные результаты студентов, помимо прочего, значимым образом связаны с характеристиками обучения в старшей школе. Исследований, которые одновременно связывали бы между собой достижения учащихся в школьное, а после – в студенческое время, крайне не хватает. В работе приведены результаты корреляционного и регрессионного анализа. Были выявлены значимые коэффициенты корреляции Пирсона между оценками в 10-11 классах (а также средним баллом ЕГЭ) и успеваемостью в вузе, однако ни один из показателей не превышал 0,3. Что касается остальных предикторов, то было установлено, что с успеваемостью в вузе значимым образом связаны школьная успеваемость, факт обучения в селективной школе и в профильном классе, участие в мероприятиях по профориентации, обучение в вузе на специальности гуманитарного или социально-экономического блока.
ISSN 2072-0459 (Online)