Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ДАННЫЕ ПРОТИВ МИФОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, выполненного на основе, с одной стороны, данных межвузовского социологического опроса аспирантов, с другой -экспертных интервью с руководителями аспирантских программ в университетах -участниках Проекта «5-100». Сравниваются представления аспирантов и руководителей в отношении современной российской аспирантуры. Выделяются пять распространенных среди руководителей аспирантских программ «мифов»: (1) аспиранты не рассматривают аспирантуру как место обучения; (2) многие идут в аспирантуру, чтобы получить отсрочку от армии или место в общежитии; (3) аспирантура - для будущих преподавателей и исследователей; (4) работа в своём университете - это благо для аспиранта и университета; (5) работа препятствует обучению в аспирантуре. Показывается, что представления руководителей аспирантских программ во многом расходятся с мнением аспирантов. Наибольшие несоответствия фиксируются по таким аспектам, как трудности, с которыми сталкиваются аспиранты, планируемые карьерные траектории, особенности совмещения обучения и работы.

Об авторах

И. А. Груздев
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия

директор Центра внутреннего мониторинга,

109074, г. Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2



Е. А. Терентьев
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия

канд. социол. наук, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга,

109074, г. Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2



Список литературы

1. Аспирантура как образовательная программа (круглый стол) // Высшее образование в России. 2013. №6. С. 137-158.

2. Попова А.Г., Биричева А.В. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. №1. С. 5-14.

3. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. №. 12. С. 22-34.

4. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко А.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. №. 3. С. 5-16.

5. Deem R. 'New managerialism' and higher education: The management of performances and cultures in universities in the United Kingdom // International Studies in Sociology of Education. 1998. Vol. 8. №. 1. P. 47-70.

6. Правдина М.А. Зачем университетам внутренние исследования? Обзор зарубежного опыта institutional research // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 4. С. 56-65.

7. Survey of Graduate Students and Postdoctorates in Science and Engineering. URL: http://www. nsf.gov/statistics/srvygradpostdoc/

8. Graduate Students Survey: Results and Follow up // Yale University 2014. URL: http://gsas. yale.edu/sites/default/files/page-files/doctoral-student-survey-report-2014.pdf

9. Office of the Provost Princeton University. URL: http://www.princeton.edu/provost/ institutional-research/survey-information/ survey-questionaires/


Рецензия

Просмотров: 424


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)