Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 7 (2017)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

5-14 64
Аннотация
Предложены универсальные модели учебного графика и учебного плана образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, не зависящие от направления и сроков подготовки. Даны рекомендации и примеры по наполнению блока 1 дисциплинами (модулями), а также по содержанию программ педагогической и исследовательской практик на основе профессиональных стандартов. Предложен возможный состав дисциплин Государственного экзамена для любого направления подготовки.
15-20 27
Аннотация
В процессе обучения любой профессии студент, кроме всего прочего, должен овладеть знаниями, умениями и навыками в трёх областях. Первая - это обеспечение качества соответствующей продукции (или услуги). Вторая - обеспечение эффективного руководства (управления) организацией, выпускающей данную продукцию (услугу). Третья - обеспечение требований всех заинтересованных сторон, в том числе общества. Совместному достижению двух последних целей способствуют изучение и получение навыков использования принципов и методов, регламентированных в современных стандартах менеджмента.
21-25 36
Аннотация
Борьба с плагиатом в образовательных организациях приобрела гипертрофированный характер. «Уровень оригинальности текста» стал основным показателем качества выпускной квалификационной работы бакалавра, при этом полнота, логичность и грамотность изложения ушли на второй план. Во многих случаях это неоправданно, особенно для специальностей, где требуются однозначные формулировки, цитирование законодательных и нормативных актов. Усилия выпускников направлены на поиск различных лингвистических приёмов, которые позволяют повысить уровень уникальности работы. При этом страдают знания по специальности. Практика также испытывает потребность в специалистах, готовых исполнять уже разработанные стандарты, а не интерпретировать их. В силу этого требуется изменение подходов к оценке качества студенческих работ. В статье приводится обоснование данной позиции и даны рекомендации по внедрению новых подходов.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

26-35 28
Аннотация
В статье рассматривается проблема эволюции корпоративных отношений в современных российских вузах в контексте реформирования системы высшего образования. Корпоративные отношения характеризуются как система неформализованных взаимосвязей и взаимодействий сотрудников, ведущую роль в которых играет личностный фактор. Отмечается, что традиционно их развитие определялось стабильностью организационной структуры вузов, однородностью вузовских коллективов, обособленностью учреждений высшего образования и их консерватизмом. В настоящее время эти факторы перестают действовать, что означает разрыв корпоративной традиции и фактическую ликвидацию вузовского корпоративизма.
36-45 19
Аннотация
В статье обсуждаются особенности педагогического знания в контексте его представления в диалоговом формате: неустоявшийся терминологический аппарат, множественность в трактовках понятий и терминов, методологические проблемы, связанные с трудностью перехода от общих теоретических положений к практическим рекомендациям. Также рассмотрены информационный, рефлексивный и продуктивный аспекты педагогического диалога в их логической взаимосвязи; рассматривается полилог как метод коммуникации в научно-педагогическом сообществе.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

46-68 19
Аннотация
14 марта в рамках Гуманитарных чтений РГГУ состоялся круглый стол журнала «Высшее образование в России» на тему «Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс».

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

69-78 234
Аннотация
В статье предложен топологический взгляд на социальные сети, создаваемые университетами, ориентированными на коммерциализацию интеллектуальной деятельности, производство и внедрение инноваций. Он основан на достижениях социальной топологии, с привлечением основ математической топологии и методологии построения идеально-типических конструктов. Раскрыты теоретико-методологические основы процедур построения реального сетевого дизайна как сферы применения социальной топологии в рамках сетевого подхода. Реальный сетевой дизайн опирается на выделение информационных блоков, названных сетевыми дескрипторами, которые, в свою очередь, делятся на статические и динамические. Статические дескрипторы, являющиеся предметом данной статьи, разделены на идентификационные и структурные. Определен набор характеристик, входящих в данные дескрипторы. Сети с участием университетов исследованы с учетом заявленной методологии, выявлены качества, необходимые для эффективного построения инновационной экосистемы вуза.
79-88 27
Аннотация
В настоящее время актуально изучение деятельности образовательных организаций высшего образования страны в сфере формирования и развития системы практико-ориентированного научно-технического творчества студентов и школьников по инженерным направлениям подготовки. В качестве объекта исследования выбрана научно-образовательная среда вузов в целом, поскольку для целей анализа принципиально важно выявить все виды структурных подразделений и сообществ энтузиастов, деятельность которых способствует популяризации инженерно-технических направлений подготовки и развитию инженерного образования. В статье анализируются такие аспекты, как структура вузов, на базе которых функционируют научно-технические клубы, целевая аудитория обучающихся, направления деятельности, формы и методы работы, используемые в деятельности клубов. Анализ проведен по результатам мониторинга, который был осуществлен впервые в рамках проекта «Разработка и внедрение методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников».
89-97 47
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования, выполненного на основе, с одной стороны, данных межвузовского социологического опроса аспирантов, с другой -экспертных интервью с руководителями аспирантских программ в университетах -участниках Проекта «5-100». Сравниваются представления аспирантов и руководителей в отношении современной российской аспирантуры. Выделяются пять распространенных среди руководителей аспирантских программ «мифов»: (1) аспиранты не рассматривают аспирантуру как место обучения; (2) многие идут в аспирантуру, чтобы получить отсрочку от армии или место в общежитии; (3) аспирантура - для будущих преподавателей и исследователей; (4) работа в своём университете - это благо для аспиранта и университета; (5) работа препятствует обучению в аспирантуре. Показывается, что представления руководителей аспирантских программ во многом расходятся с мнением аспирантов. Наибольшие несоответствия фиксируются по таким аспектам, как трудности, с которыми сталкиваются аспиранты, планируемые карьерные траектории, особенности совмещения обучения и работы.

ЮБИЛЕЙ

99-105 57
Аннотация
Статья посвящена многогранной деятельности коллектива Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Основной вектор развития вуза сегодня - подготовка специалистов для развития территориального инновационно-технологического кластера региона, реализация Программы перспективного развития электроэнергетики Чувашской Республики, а также проекта по внедрению в республике комплекса мероприятий по энергетической эффективности. Показана ведущая роль вуза в организации, координации, методическом развитии системы высшего образования в регионе в целом, в создании современной уникальной системы непрерывного инженерно-технического образования молодёжи, в системном обеспечении республики профессиональными кадрами.
106-112 12
Аннотация
Статья посвящена организационным вопросам подготовки высококвалифицированных кадров для инновационных производств, решающих задачи национальной технологической инициативы EnergyNet. Особое внимание уделено созданию региональной системы планирования и организации подготовки специалистов на основе государственно-частного партнёрства, интеграции науки, образования и производства.
113-119 36
Аннотация
В статье приведены сведения по развитию инжиниринга на базе высших учебных заведений в рамках трансфера научных знаний и технологий в реальном секторе экономики страны. Представлены основные результаты и достижения Чебоксарского инжинирингового центра транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, созданного на базе Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
120-124 26
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние международных связей вуза, поднимаются вопросы интернационализации образования, формулируются основные проблемы сотрудничества с зарубежными партнерами и предлагаются варианты их решения.
125-131 54
Аннотация
В статье обосновывается необходимость организации профориентационной работы в многопрофильном региональном университете в условиях интенсивного развития системы российского высшего образования, формулируются цели и задачи этой деятельности. Раскрывается разносторонний опыт работы центра профориентации и центра по работе с одарённой молодёжью Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова по реализации проектов «Университетские субботы», «Университет для детей», «Инженерные классы», «Малый физмат ЧГУ», «Педагоги - на производство». Описывается уникальный опыт организации олимпиад и творческих проектных конкурсов для школьников, проводимых совместно с инновационными предприятиями Чувашской Республики.
132-137 10
Аннотация
Внеучебная воспитательная деятельность является важнейшим фактором формирования профессиональных компетенций и воспитания гражданских, общекультурных качеств обучающихся. В статье представлен опыт организации внеучебной работы в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова, проанализирована деятельность школы кураторов, рассмотрены реализуемые в университете проекты и программы по направлениям духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

138-146 40
Аннотация
Статья подготовлена на основе опыта работы ее авторов в техническом вузе на различных позициях. Она представляет собой итог размышлений о проблеме совершенствования правового сопровождения инженерной деятельности через развитие новых форм взаимодействия правоведов и представителей инженерной профессии, преподавателей и администрации инженерных вузов. Авторы оценивают традиционные подходы к организации обучения праву будущих инженеров как не отвечающие требованиям современной инженерной деятельности и предлагают не только пересмотреть содержание соответствующих курсов, но и изменить организационную структуру вуза. В частности, предлагается отойти от традиционного разделения кафедр социогуманитарного и технического профиля и создать структуру междисциплинарного характера. Изучение дисциплин юридического блока в инженерном вузе, по мнению авторов, необходимо и актуально, при этом преподавать их следует с ориентацией на формирование правовой грамотности студентов как будущих специалистов в инженерно-технической сфере. Это потребует переподготовки преподавателей-юристов, их активного взаимодействия с представителями инженерных дисциплин, проведения соответствующих научных и прикладных исследований. Также должна быть трансформирована и подготовка студентов гуманитарных специальностей в инженерных вузах, они обязательно должны получать основы инженерно-технических знаний для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.
147-151 66
Аннотация
В работе обосновывается необходимость усиления практической направленности инженерного образования. Показано, что практико-ориентированному подходу как одному из принципов инженерной педагогики соответствует использование контекстных задач. Приведённые примерке заданий прикладного характера иллюстрируют связь общеобразовательных, общетехнических дисциплин с особенностями профессиональной деятельности будущего инженера оптико-электронного приборостроения. Выделены компетенции студентов технического вуза, формируемые в процессе решения контекстных заданий межпредметного содержания. Отмечено, что отражение в содержании задач реальных жизненных ситуаций, связанных с будущей профессией, повышает мотивацию к обучению и приобретению компетенций.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

152-164 121
Аннотация
Статья представляет результаты изучения структуры и основных направлений развития системы образования КНР. Рассмотрены основные виды образования в КНР: дошкольное, начальное, среднее и высшее, описаны условия его получения; структура профессионального образования в КНР и условия его приобретения. Описаны уровни и условия организации системы высшего и послевузовского образования в КНР: специалист (чжуанькэ), бакалавр, магистр, доктор. Отмечены особенности образования взрослых в КНР. Рассмотрены основные направления развития образования КНР на 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.): стандартизация школ, осуществляющих обязательное девятилетнее образование, популяризация образования в средней школе старшей ступени, развитие инклюзивных детских садов, развитие сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями, создание вузов мирового уровня и первоклассной науки, развитие непрерывного образования, подготовка педагогического состава, информатизация образования, развитие международного образовательного сотрудничества.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)