ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация
Статья написана в рамках дискуссии относительно статуса инженерной педагогики, её определения и типологии. В процессе решения проблемы единства и противоположности позиций преподавателя технического вуза одновременно как педагога, учёного и методиста, возникают вопросы: как уравновесить все эти его функции? Как обеспечить эффективность педагогической деятельности, не нарушая её целостности? Размышления неизбежно приводят к проблеме педагогического мастерства преподавателя, необходимости поиска путей его развития и совершенствования. В статье обсуждаются сущность и структура педагогического мастерства, пути его становления и совершенствования, что весьма актуально для преподавателей инженерного вуза, как правило, не имеющих базовой психолого-педагогической подготовки. Предложена программа повышения квалификации как один из вариантов его развития, состоящая из нескольких модулей, рассмотрено их содержание и особенности реализации в инженерном вузе.
Об авторе
Ф. Т. ШагееваРоссия
Шагеева Фарида Тагировна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии
Адрес:420015, г. казань, ул. к. Маркса, 68
Список литературы
1. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. № 8/9(215). С. 32-42.
2. Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
3. Медведская Т.М., Соболева Е.Л. Пути совершенствования педагогического мастерства преподавателей технологического университета // Актуальные вопросы образования. 2015. № 1. С. 136-139.
4. Минин М.Г., Бенсон Г.Ф., Беломестнова Э.Н., Паканова В.С. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 20-29.
5. Любаева Г.В. Формирование педагогического мастерства преподавателя технического вуза // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4. С. 132-136.
6. Сергиевич А.А., Бацевич А.Э. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза // Вестник Омского университета. 2014. № 2. С. 191-193.
7. Дремова Н.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 117–120.
8. Дремова Н.Б., Конопля А.И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 127–132.
9. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 358 с.
10. Нечаева М.С. Личностно-профессиональные качества как показатель педагогического мастерства преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 65–69.
11. Хидоятова М.А. Сущность и содержание педагогического мастерства преподавателей вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013. № 7-2. С. 157–158.
12. Шагеева Ф.Т., Богоудинова Р.З. Профессионально-педагогическая подготовка аспирантов в исследовательском университете // Казанская наука. 2016. № 10. С. 181–183.
13. Муратова Е.И., Попов А.И., Ракитина Е.А. Технология формирования готовности выпускников аспирантуры к преподавательской деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 52–59.
14. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. О саморазвитии и формировании профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 17. С. 225–228.
15. Суковатицын Н.А. Педагогическое мастерство и пути его формирования // Военный научно- практический вестник. 2015. № 2. С. 116–121. 88-93.