НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня многие ведущие вузы России обретают черты, характерные для университетов третьего поколения. Адаптация к новым условиям вызывает преобразования собственной структуры университетов. Развитие опережающего образования для кадрового сопровождения быстро формирующихся междисциплинарных технологий ведёт к слиянию и делению подразделений, а также к созданию межфакультетских команд. Университеты становятся центрами сетевых взаимодействий с бизнесом и партнёрами. Происходит интенсивное взаимопроникновение проектных и административных форм управления. Возникающие при этом заметные изменения роли многих ведущих сотрудников воспринимаются болезненно и также требуют развития новых подходов к управлению. Возрастает объединяющая роль таких коллективно принимаемых документов, как миссия и стратегия вуза. Конкретная характеристика возникающих проблем управления иллюстрируется на примере формирования опережающего междисциплинарного образования в области биомедицины и биотехнологий в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Отмечается, что на современном этапе развития университет обретает черты открытой системы (в интерпретации И. Пригожина).
В статье рассматриваются основные подходы к оценке качества образования в процессе становления и развития системы государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ в сфере высшего образования России. Процесс трансформации форм аккредитации в течение 20 лет, по мнению автора, обусловлен изменениями в государственной образовательной политике. На основе анализа практики становления государственной и независимой систем аккредитации, их специфики и множественности форм обсуждаются возможности и перспективы дальнейшего развития системы гарантии качества.
Рассматриваются сложности сопряжения ФГОС 3+ ВО с профессиональными стандартами и соблюдения принципа регионализации при разработке самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов по лингвистическому направлению подготовки. Дан краткий анализ характера взаимодействия вуза с работодателями в сфере переводческой деятельности по вопросу формулирования профессиональных компетенций при отсутствии профессиональных стандартов. Рассмотрены сложности реализации компетентностного подхода в плане оценки сформированности компетенций, затрагиваются проблемы студентоцентрированного обучения и организации индивидуальных образовательных траекторий. Приведены примеры методической работы с регламентирующими документами, проиллюстрированы инновационные аспекты в практике работы современного вуза, в частности, использование мобильных модулей, проектного обучения и курсов МООК в качестве дополнительных ресурсов обучения.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Представленный текст не столько статья, сколько размышление, вызванное статьёй А.А. Полонникова «Современная образовательная ситуация: подходы к описанию и дискурсивная ответственность». Не являясь в строгом смысле педагогической, она поднимает чрезвычайно важные для развития педагогики вопросы, побуждает к критическому анализу системы педагогического языка. Но самое главное - она обращена к тем, кто вплотную занимается педагогической наукой, и поднимает вопрос о дискурсивной ответственности, пренебрежение которым становится тормозом в развитии педагогического знания, в понимании образовательной ситуации, в поисках ответа на вопрос: кто же я как автор педагогического текста.
Основной проблемой, обсуждаемой в статье, является вопрос об условиях и эффектах реификации (овеществлении) гуманитарных реалий, производимой научно-педагогическим текстом. Физикалистская научная установка на реализацию «режима истины» рассматривается в качестве одного из основных реифицирующих условий. Дереификация связывается с «семиологическим поворотом» научно-педагогического высказывания, обусловленным самореферентностью научно-педагогического языка и коммуникативной объективацией его риторических форм. Еще одним условием дереификации выступает изменение образа научности, на который ориентируются науки об образовании.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются вопросы смены концептуальных оснований в преподавании курса философии. Предложенные тематические ориентиры разработаны в рамках реализации госзадания по подготовке соответствующей концепции и примерной рабочей программы дисциплины для студентов нефилософских гуманитарных специальностей бакалавриата.
Одной из задач высших учебных заведений выступает подготовка квалифицированных специалистов, способных по окончании вуза заниматься исследовательской и инновационной деятельностью в профессиональной сфере для создания научного продукта, организации наукоемких производств и внедрения современных достижений науки в практику. Эффективность решения этой задачи находится в прямой зависимости от организации научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) в период их обучения в вузе. Данная работа посвящена рассмотрению вопросов привлечения студентов к исследовательской работе и анализу результатов разработки соответствующей многоуровневой модели организации научно-исследовательской деятельности в вузе. В статье авторы а) обозначают актуальность вопроса, б) обобщают цели и задачи развития студенческой науки в вузе, в) разрабатывают многоуровневую модель организации научно-исследовательской деятельности в вузе, г) рассматривают вопрос об эффективности управления научно-исследовательской работой студентов.
Происходящие изменения в системе российского образования задают новые требования к выпускникам педагогического вуза, ориентированные на развитие личности студента, самостоятельности в принятии им ответственных решений. Выполнение этих требований связывают с формированием дидактической компетентности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога. В соответствии с данными положениями возникает потребность в исследовании педагогических инструментов выработки у студентов эффективной дидактической компетентности. В статье описываются компоненты модели формирования дидактической компетентности у студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы.
Статья написана в рамках дискуссии относительно статуса инженерной педагогики, её определения и типологии. В процессе решения проблемы единства и противоположности позиций преподавателя технического вуза одновременно как педагога, учёного и методиста, возникают вопросы: как уравновесить все эти его функции? Как обеспечить эффективность педагогической деятельности, не нарушая её целостности? Размышления неизбежно приводят к проблеме педагогического мастерства преподавателя, необходимости поиска путей его развития и совершенствования. В статье обсуждаются сущность и структура педагогического мастерства, пути его становления и совершенствования, что весьма актуально для преподавателей инженерного вуза, как правило, не имеющих базовой психолого-педагогической подготовки. Предложена программа повышения квалификации как один из вариантов его развития, состоящая из нескольких модулей, рассмотрено их содержание и особенности реализации в инженерном вузе.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Предлагаемый цикл из трёх статей представляет собой авторскую попытку отразить хотя бы «по касательной» всё многообразие практики обеспечения качества высшего образования, как оно динамично проявлялось и осмысливалось на ежегодных одиннадцати Европейских форумах по обозначенной проблеме (2006-2016 гг.). Разумеется, авторы намеревались отрефлексировать эту коллективную концептуально-методологическую деятельность в контексте Болонского процесса, очевидно уже пережившего оптимистический раунд своего первого десятилетия и вступившего в противоречивую разноско-ростную и разноуровневую реальность перехода на институциональный уровень реформ.
Первая статья посвящена некоторым проблемам современного этапа болонских преобразований в условиях финансово-экономического и демографического кризиса. Авторы бегло коснулись того богатого потенциала отечественного высшего образования, котор^сй в конце XX - начале XXI вв. они характеризовали как «российское предболонье»Выполнение программы развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики, невозможно без инженерных кадров высшей квалификации, способных в кратчайшие сроки создавать технику и технологии мирового уровня. При совершенствовании системы подготовки кадров высшей квалификации может быть полезен опыт подготовки профессиональных докторов в Великобритании и других странах англосаксонского мира, где профессиональные докторские программы формируют квалификацию, которая, будучи эквивалентной по статусу и сложности решаемых соискателем задач квалификации обладателя PhD, ориентирована на сферу промышленности или бизнеса, а не на академическую сферу.
В статье проанализирован мировой опыт подготовки инженерных кадров по программам подготовки профессиональных докторов и представлены предложения по использованию этого опыта в России путём интеграции подобных программ в действующую систему подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Статья является откликом на публикуемую в настоящем выпуске журнала статью «"Кандидат инженерии" - учёная степень, востребованная временем». Автор акцентирует внимание на актуальности развития сотрудничества университетов и индустрии в подготовке инженерных кадров высшей квалификации, на принципах организации программ «индустриальной» аспирантуры. Речь идет о реализации практико-ориентиро-ванной модели аспирантуры в рамках третьего уровня высшего образования и о введении профессиональных степеней.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Внутринаучные и социокультурные факторы, действующие в мире и в России, требуют повысить методологический потенциал магистрантов и аспирантов. Для этого авторше предлагают фокусировать внимание диссертанта на проблеме корректного выражения полученного им нового знания. Проверив эту педагогическую стратегию на обучении формулировкам положений, защищаемых в диссертации, авторы определяют некоторый минимум понятий и предлагают использовать разработанный ими подход к творчеству. Составлен ориентировочный перечень учебных тем с библиографией. Освоив этот материал, диссертант сможет более объективно и конкретно квалифицировать свою деятельность (в том числе - в контексте жизненного цикла научного или инженерного направления) и тип взаимоотношений с научным руководителем, реалистически оценить свою возможную лидерскую позицию в творческом коллективе.
В статье представлен анализ изменений базовых ориентаций системы образования в информационную эпоху, в ситуации диалога культур, трансдисциплинарности и динамики научных исследований. В этих условиях образование должно стать непрерыьв-ным процессом, образом жизни (деятельностью) каждого человека, его самообразованием, самосозиданием, а важнейшей задачей школы становится развитие способности учащихся к обучению и формирование у них потребности в самообразовании. Для решения этой задачи необходимо создание инновационной школы, креативной (диалогической) педагогики и сложно организованной многофункциональной образовательной среды. В качестве одного из инструментов креативной педагогики предложен пилотный инновационный проект учебника обществознания для средней школы, осуществленный на факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.
СОЦИОЛОГИЯ
Статья знакомит с последними зарубежными исследованиями в области академической мобильности и перспективами её развития. Выделяются и описываются факторы влияния и современные тенденции в международном образовании. На основании изложенных данных делаются прогнозы о направлении трансформации академической мобильности в мире на предстоящее десятилетие. Статья актуальна в связи с утверждением в России 2017 г. приоритетного проекта по развитию экспортного потенциала российской системы образования.
Приведены данные двухлетнего анализа особенностей выбора онлайн-обуче-ния слушателями на примере массового открытого онлайн-курса (МООК) «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие», реализуемого с сентября 2015 г. на Национальной платформе «Открытое образование» (www.openedu.ru). На основе анкетирования составлен обобщённый портрет российского слушателя открытого онлайн-курса. По нашим данным, в основном это женщины молодого возраста, проявляющие интерес к предмету и являющиеся или студентами, или молодыми специалистами, проживающие преимущественно в Московском регионе. Установлено, что в 2015-2016 гг. обучение на нашем курсе завершили 9-11% слушателей от общего числа записавшихся; эти показатели совпадают с данными, полученными зарубежными исследователями МООК по количественному отсеву слушателей. Одной из основных причин выбора онлайн-обучения слушатели назвали возможность расширения своего кругозора, что и определяет специфику онлайн-курсов, которые не только дают новые знания, но и помогают систематизировать уже имеющиеся. Немаловажным признаком, свидетельствующим в пользу развития онлайн-обучения, является возрастание к 2016 г. количества слушателей нашего курса, проживающих за рубежом.
В статье затронут вопрос использования результатов национальных рейтингов российскими университетами. Выявлена практика трансляции результатов рейтингов потенциальным стейкхолдерам, определены ключевые для университетов группы стейкхолдеров и основные инструменты трансляции результатов. Описано использование университетами результатов рейтингов в качестве данных для аналитики, бенчмаркинга и индикативного планирования. Выделен ряд практик использования рейтингов при разработке стратегий развития университетов и спектр должностей, ответственных за работу с рейтингами. В заключение приведён ряд рекомендаций по расширению потенциала работы с результатами рейтингов университетов.
СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ
7-8 сентября в Казанском национальном исследовательском технологическом университете в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума проходил международный круглый стол «Кадровое обеспечение предприятий нефтегазохимического комплекса: вопросы развития инженерной педагогики» с участием более 130 представителей научно-педагогической общественности и бизнеса из России, США, Португалии и других стран, видных отечественных и зарубежных специалистов в области инженерного образования.
ISSN 2072-0459 (Online)