МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Аннотация
Модернизация высшего педагогического образования в России соответствует общемировой тенденции профессионализации подготовки учителей, которая предполагает усиление её практической направленности. Вместе с тем можно отметить недостаточную разработанность теоретических и технологических аспектов практикоориентированной методической подготовки будущего учителя. Наиболее перспективным направлением реализации практико-ориентированного подхода в педагогическом вузе является погружение в профессиональную реальность, что может быть осуществлено с помощью организации так называемых профессионально-образовательных событий (ПОС). В статье ПОС трактуется как специальная форма реализации образовательной деятельности студентов педагогического вуза; выделены и охарактеризованы основные виды ПОС (исследование, профессиональная проба, совместное с обучающимися общеобразовательных школ учебное занятие по предметной области); описаны образовательные результаты, на которые ориентирован каждый вид события. Введено понятие «учебно-профессиональное задание». Приведен пример учебно-профессионального задания как формы предъявления учебного материала, задающей вектор исследования. Описаны этапы организации ПОС: подготовительный, прогностический, организации и реализации, рефлексивный.
Об авторе
О. В. ТумашеваРоссия
ТУМАШЕВА Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89
Список литературы
1. Тумашева О.В., Турова И.В. Моделирование кластера методических компетенций студентов педагогического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 24–29. URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/tumasheva_o._v._24_29_8_173_2016.pdf
2. Schreckenberg W. Der Irrweg der Lehrerausbildung. Ьber die Mцglichkeit und die Unmцglichkeit, ein «guter» Lehrer zu werden und zu bleiben. Dьsseldorf, 1984. 110 S. URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/GP_Germanys_dual_vocational_training_system.pdf
3. Югфельд Е.А., Панкина М.В. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. № 1(3). С. 49–62. DOI:10.17853/19945639-2014-3-49-62
4. Euler D. Germany’s dual vocational training system: a model for other countries? 2013.78 р. URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/GP_Germanys_dual_vocational_training_system.pdf
5. Ruthven K. Pedagogical knowledge and training of mathematics teachers // Mathematics Education Review. 1993. No. 3. P. 1–10.
6. McIntaire D. Designing a teacher education curriculum from research and theory on teachers’ knowledge. In: J. Calderhead (Ed). Teachers’ Professional Learning, Lewes: Falmer, 1988. P. 97–114.
7. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практико-ориентированной подготовки будущих учителей / В.Л. Виноградов и др. // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 142–152. DOI:10.17759/pse.2015200513
8. Smith K. Partnerships in Teacher Education –Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context // CEPS Journal. 2016. Vol. 6. No. 3. P. 17–36. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1128734.pdf
9. Shukshina T.I. [et. al] Practice-Oriented Teachers’ Training: Innovative Approach // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 16. P. 9125– 9135. URL: http://www.ijese.net/makale/1152
10. Mokshina N.G. Pedagogical Maintenance of Future Teachers’ Practice-oriented Training // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8. (S10). 8 р. DOI: 10.17485/ijst/2015/v8iS10/84853
11. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45–64. DOI:10.17759/pse.2015200505
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
13. Лобанов В.В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. 2015. № 1(1) С. 33–42. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-1-33-42
14. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Учебно-профессиональные задания как инструмент мониторинга методических компетенций будущих учителей // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5. № 2. С. 9–16. DOI.org/10.12737/25137