Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 12 (2017)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-12 172
Аннотация

В контексте анализа международной практики гармонизации профессиональных и образовательных квалификаций рассматриваются предпринятые в последние два года попытки сопряжения профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами. Проводится анализ особенностей формирования Национальной системы квалификаций в России и делается вывод, что отсутствие современных отраслевых рамок квалификаций не позволяет осуществлять гармонизацию требований рынка труда и компетенций выпускников программ высшего образования, которая востребована инновационным сценарием развития российской экономики.

13-25 277
Аннотация

В настоящей работе обсуждаются механизмы обеспечения преемственности основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры как необходимого условия повышения качества высшего образования. Рассмотрены различные подходы к практической реализации магистерских программ, предпосылки для успешного становления системы непрерывного образования в условиях внедрения в высшей школе многоуровневой структуры образовательных программ. Отмечены трудности организации учебного процесса при несоблюдении преемственности образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

26-34 100
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы привлечения представителей бизнеса к образовательной деятельности в вузе в контексте повышения качества высшего образования и развития кадрового потенциала малого и среднего бизнеса. Определяются необходимые институциональные механизмы, обеспечивающие условия взаимодействия представителей бизнеса с вузами, в том числе нормативно-правовая база и организационные условия. Выявляются основные проблемы, препятствующие полноценному использованию нормативно установленных возможностей привлечения представителей бизнеса к образовательной деятельности. Формулируются предложения по решению данных проблем с учётом опыта вуза, который представляют авторы, а также с учётом возможностей участия общественных объединений работодателей, в частности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

35-45 117
Аннотация

Целью исследования является выявление особенностей мотивации современных первокурсников к получению высшего образования, в том числе – в зависимости от выбранного направления подготовки. В исследовании принимали участие студенты первых курсов 12 вузов и филиалов разных регионов России. Студенты оценивали относительную значимость мотивов методом прямого ранжирования. Выявлены мотивы, которые являются наиболее значимыми для первокурсников всех направлений подготовки, и мотивы, которые являются наименее значимыми. Рассмотрены особенные черты мотивации первокурсников каждого из направлений подготовки. Особенности мотивации первокурсников, выбравших то или иное направление подготовки, находятся в тесной связи с социально-экономическим положением в стране и отражают не только субъективные стремления и ожидания студентов, но и их реальные интересы.

46-53 135
Аннотация

Статья посвящена совершенствованию механизмов подготовки специалистов, поступающих в медицинский вуз на условиях целевого приёма. Проанализировано состояние современной нормативно-правовой базы, касающейся целевого обучения в медицинских вузах, показана динамика квоты целевого приёма. Проведена сравнительная оценка проходного балла на местах целевого приёма и общего конкурса в зависимости от факультета. Прослежена траектория обучения студентов целевой подготовки. Изучены частота и структура причин отчисления студентов целевой подготовки из медицинского вуза. Проанализированы договоры о целевом обучении с оценкой мер социально-экономической поддержки. Сформулированы предложения по совершенствованию мероприятий целевой подготовки врачебных кадров.

54-62 101
Аннотация

. В статье ставится актуальная в практическом плане проблема роли спортивного волонтёрства в развитии российского студенчества и добровольческого движения в университетской среде. Представлены основные тенденции включения волонтёрства в повседневные практики, а также в систему управления университетами в нашей стране. Опираясь на широкую эмпирическую базу социологических данных по Уральскому федеральному округу, авторы ставят перед собой цель конкретизировать особенности личностного развития студентов, имеющих опыт участия в различных мероприятиях в качестве спортивных волонтёров. В публикации анализируются результаты массового опроса студентов (2017; N=1860, выборка квотная). Представленные данные демонстрируют распространённость спортивного волонтёрства среди студентов университетов Уральского макрорегиона. Авторы анализируют специфику этого направления деятельности, показывают степень вовлечённости молодёжи в добровольческое движение, обусловливающую развитие определённых личностных характеристик у студентов – спортивных волонтёров, а именно их готовность доказывать свою конкурентоспособность, адаптироваться к постоянному изменению условий и правил жизнедеятельности, изменять свою личную образовательную траекторию.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

63-70 124
Аннотация

Модернизация высшего педагогического образования в России соответствует общемировой тенденции профессионализации подготовки учителей, которая предполагает усиление её практической направленности. Вместе с тем можно отметить недостаточную разработанность теоретических и технологических аспектов практикоориентированной методической подготовки будущего учителя. Наиболее перспективным направлением реализации практико-ориентированного подхода в педагогическом вузе является погружение в профессиональную реальность, что может быть осуществлено с помощью организации так называемых профессионально-образовательных событий (ПОС). В статье ПОС трактуется как специальная форма реализации образовательной деятельности студентов педагогического вуза; выделены и охарактеризованы основные виды ПОС (исследование, профессиональная проба, совместное с обучающимися общеобразовательных школ учебное занятие по предметной области); описаны образовательные результаты, на которые ориентирован каждый вид события. Введено понятие «учебно-профессиональное задание». Приведен пример учебно-профессионального задания как формы предъявления учебного материала, задающей вектор исследования. Описаны этапы организации ПОС: подготовительный, прогностический, организации и реализации, рефлексивный.

71-77 127
Аннотация

В статье представлен метод моделирования проблемных ситуаций, используемый в процессе обучения по программам высшего гуманитарного образования. Рассматриваются проблемы современных методов обучения, а также существующие способы их решения. Автор анализирует недостатки существующих методов в контексте обучения «мягким» и «жёстким» навыкам, которые необходимы будущим выпускникам. В результате предлагается метод моделирования проблемных ситуаций, который может быть использован в рамках современных программ высшего гуманитарного образования. В заключение представленный метод рассматривается в контексте других методов обучения.

78-84 82
Аннотация
На примере конкретной учебной дисциплины проанализирован опыт внедрения модели смешанного обучения в вузе. Обоснована перспективность смешанной формы обучения как важнейшего фактора перехода от пассивного обучения к активному. Проанализированы принципы технологии «перевёрнутого класса», основанные на перестановке ключевых компонентов учебного процесса с активным использованием электронной образовательной среды. Показаны преимущества данной технологии с точки зрения оптимизации аудиторной нагрузки, мотивации студентов, нацеленности на эффективное формирование у них общекультурных компетенций. Представлены новые методические подходы к проектированию дисциплины «Русский язык и культура речи», направленные на повышение качества обучения. 
85-91 632
Аннотация

В статье представлена авторская трактовка компетентностного подхода к организации учебного процесса в высшей школе. Предлагаются следующие определения. Компетенция – это нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – это совокупность личностных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определенному объекту. Вводится понятие «образовательная компетенция». Рассматриваются семь групп ключевых компетенций, структура компетенции. Представлен пример дидактических компетенций по направлению «Проектирование образовательного процесса».

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

92-101 182
Аннотация

В статье раскрываются ключевые смыслы современной российской системы высшего образования как результата интеграции в глобальное образовательное пространство. На основе анализа функционирования ряда американских и европейских вузов определяется универсальная модель успешного современного университета, обобщаются его базовые характеристики в плане организации учебно-образовательного процесса, научно-исследовательской работы и форм информационно-академического сопровождения. В контексте выявленной модели анализируются проблемы и потенциал российского университета. Как следствие, формулируются глобальные принципы реализации высшего образования; выдвигается обоснованный тезис о необходимости системного видения стратегии развития российского образования и нахождения его уникальной исторически и культурно обусловленной идентичности.

102-111 42
Аннотация

Рассматривается состояние и проблемы публикационной среды технических наук. Анализируется эффективность применения импакт-фактора и вспомогательных библиометрических показателей к периодическим изданиям по техническим наукам. Обосновывается необходимость дополнительных институциональных мер государственного регулирования по оздоровлению публикационной среды технических наук для повышения продуктивности деятельности исследователей.

112-119 82
Аннотация

В статье публикационное неблагополучие «студенческой науки» рассматривается как девиация, передаваемая из «взрослой» научной практики периода догоняющего реформирования высшего образования и науки. На основе метода case study анализируются два варианта публикаций студентов, представляющих крайние уровни девиантного диапазона. Описываются причины возникновения подобных отклонений от нормы в вузовской среде. Делаются предложения по исправлению сложившейся ситуации, которые включают: повышение этичности вузовской науки, ответственное формирование исследовательских компетенций студентов, создание электронной библиотеки студенческих работ, очищение РИНЦ от прошлых «мусорных» публикаций.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

120-132 196
Аннотация

Следуя за тематикой IX XIEQAF, статья анализирует влияние новой педагогической парадигмы (From Teaching to Learning) на изменения в высшем образовании и формирование новой методологии обеспечения качества. В Европе складывается новая внутривузовская институция – тьюторская поддержка студентов, развивается практика оценок профессионально-ориентированного бакалавриата, изменяется инструментарий государственной политики в высшей школе. Авторы прослеживают развитие практики опросов студентов и выпускников, а также знакомят читателя с результатами проекта t4SCL, направленного на разработку устойчивых стратегий и методов студентоцентрированного обучения. Выявляется направленность X и XI EQAF на изучение трендов развития высшего образования на ближайшие десятилетия, выявляется динамика изменения ментальности в высшем образовании, произошедшая за время проведения EQAF.

133-135 89
Аннотация

В статье рассматриваются трудности адекватного перевода на русский язык термина learning – одного из ключевых в Болонском процессе. Отсутствие однозначного перевода сказывается и на восприятии содержания цикла статей В.И. Байденко и Н.А. Селезневой.

136-143 126
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы, ставшие предметом обсуждения международной конференции по инженерному образованию в г. Будапеште (Венгрия) в сентябре 2017 г., в контексте вызовов современного глобального цифрового общества. Подчёркнут вклад российских учёных в развитие инженерной педагогики и совершенствование подготовки современных инженерных кадров с учётом общемировых тенденций. AR-SA'>образования.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

144-153 92
Аннотация

Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью деятельности Дальневосточного государственного университета путей сообщения с первых дней его становления. Анализ архивных и документальных материалов периода 1937–1991 гг. показывает, что научно-исследовательская работа студентов в вузе прошла несколько этапов становления: от разрозненных студенческих научных кружков до системы НИРС, приобщающей до 90% студентов к научному творчеству, и стала важным компонентом системы подготовки высококвалифицированных специалистов. Настоящее исследование основано на исторической реконструкции развития научно-исследовательской работы студентов в ХабИИЖТ в советский период, которая являлась самой прогрессивным формой подготовки специалистов с исследовательскими и практическими навыками. В связи с этим является актуальным обращение к историческому опыту университета, который отметил в 2017 г. свой 80-летний юбилей.



ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)