СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОТ МОДЕЛИ К РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье раскрываются ключевые смыслы современной российской системы высшего образования как результата интеграции в глобальное образовательное пространство. На основе анализа функционирования ряда американских и европейских вузов определяется универсальная модель успешного современного университета, обобщаются его базовые характеристики в плане организации учебно-образовательного процесса, научно-исследовательской работы и форм информационно-академического сопровождения. В контексте выявленной модели анализируются проблемы и потенциал российского университета. Как следствие, формулируются глобальные принципы реализации высшего образования; выдвигается обоснованный тезис о необходимости системного видения стратегии развития российского образования и нахождения его уникальной исторически и культурно обусловленной идентичности.
Об авторах
А. В. ЩепиловаРоссия
ЩЕПИЛОВА Алла Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, директор Института иностранных языков.
Адрес: 105064, г. Москва, Малый Казённый пер., 5б
В. А. Гончарова
Россия
ГОНЧАРОВА Виктория Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методики обучения английскому языку и деловой коммуникации.
Адрес: 105064, г. Москва, Малый Казённый пер., 5б
С. В. Михайлова
Россия
МИХАЙЛОВА Светлана Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент.
Адрес: 105064, г. Москва, Малый Казённый пер., 5б
А. Е. Бажанов
Россия
БАЖАНОВ Александр Евгеньевич – замдиректора Института иностранных языков.
Адрес: 105064, г. Москва, Малый Казённый пер., 5б
В. В. Алпатов
Россия
АЛПАТОВ Владислав Викторович – кандидат филологических наук, доцент.
Адрес: 105064, г. Москва, Малый Казённый пер., 5б
Список литературы
1. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 208 с.
2. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
3. Грязев М.В., Руднев С.А., Анисимова М.А., Бляхеров И.С. Модульные планы для эффективной реализации образовательных программ университета на основе ФГОС 3+ // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 5–16.
4. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Ульянова М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3–13.
5. Розов Н.С. Преодолеть стагнацию университетского образования: от бюрократического контроля к конкуренции качества // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 9. С. 43–48.
6. Леонова О.Г. Проблемы инкорпорации России в глобальное образовательное и научное пространство // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 9. С. 75–80.