Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

РОССИЙСКИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ IGIP

Полный текст:

Аннотация

В данной работе мы попытались на основе личного участия и анализа литературных источников кратко проследить развитие Международного общества по инженерной педагогике (IGIP), расширение его международных связей, а также эволюцию круга его научных интересов. Обращено особое внимание на роль российских технических университетов в развитии IGIP, а также на влияние сотрудничества с IGIP на модернизацию образовательного процесса в них в рамках вхождения в международную образовательную среду. Сорок пять лет назад, в 1972 г., профессор Университета города Клагенфурта А. Мелецинек организовал Международное общество по инженерной педагогике (IGIP). Его идея: снабдить выпускников технических вузов необходимыми педагогическими знаниями и навыками. Им же предложена стройная система общества: – сертифицированные Центры инженерной педагогики IGIP (Training Centers), где обучение преподавателей должно вестись по стандартизированному учебному плану, – ведение Регистра IGIP, куда заносятся фамилии преподавателей, которым присвоено звание «Международный преподаватель инженерного вуза», – ежегодное проведение конференций (симпозиумов), на которые выносится обсуждение проблем инженерной педагогики. Вопросами аккредитации (сертификации) Центров инженерной педагогики (ЦИП), а также аттестации преподавателей занимается Международный мониторинговый комитет (ММК) IGIP. Активность членов общества проявляется на ежегодных научно-педагогических конференциях, организуемых IGIP. Тематика докладов, представляемых на этих конференциях, девизы конференций отслеживают существенные изменения в целях и содержании инженерного образования, а также в методах, средствах обучения, контроля и коммуникации. Глобализация рассматриваемых проблем сделала необходимым сотрудничество существующих сегодня в мире обществ по инженерному образованию. IGIP явилось одним из инициаторов создания Международной федерации обществ по инженерному образованию (IFEES) в 2006 г. В 2014 и 2015 гг. традиционные ежегодные конференции («симпозиумы») IGIP становились частью Международных форумов по инженерному образованию (WEEF), проводимых под эгидой IFEES. О них можно прочитать в обзорных статьях, опубликованных в журнале «Высшее образование в России». Так, Форум WEEF, который состоялся 20–24 сентября 2015 г. во Флоренции, проходил под девизом: «Engineering Education for a Resilient Society». Смысл этого термина, отражающего международный тренд, состоит в том, что инженерное образование должно содействовать созданию общества «устойчивого развития», адаптивного по отношению к «глобальным вызовам». Обзорный доклад, фиксирующий состояние инженерной педагогики в наши дни, сделала на конференции 2017 г. президент ММК Т. Рюютманн, профессор Таллиннского политехнического университета. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) был первым российским техническим вузом, который в 1995 г. году активно включился в деятельность IGIP (на его базе в том году был создан Российский мониторинговый комитет IGIP (РМК IGIP). При активном содействии РМК к настоящему времени в России создано 15 сертифицированных центров инженерной педагогики (больше, чем в какой-либо другой стране), а количество аттестованных за эти годы инженеров-педагогов в России превосходит 400 человек. Массовое участие в международных конференциях благоприятствовало установлению рабочих контактов между российскими преподавателями инженерных вузов c их зарубежными коллегами, что не только способствовало расширению кругозора и знакомству с достижениями мировой высшей школы, но и предоставило возможность обмена студентами, преподавателями, а также участия в Темпус-проектах. Международное разделение труда, интенсивный обмен информацией, необходимость повышения конкурентоспособности промышленного производства, а также существующая конкуренция на международном рынке услуг высшего образования предъявляют сегодня повышенные требования к качеству инженерного образования. Его совершенствование возможно в том числе и на основе международного обмена опытом, участия в работе международных обществ, организуемых ими конференций и т.д. Мы считаем, что сотрудничество с IGIP оказало значительное влияние на создание и развитие в России научной школы инженерной педагогики.

 

Об авторах

А. Н. СОЛОВЬЕВ
Российский мониторинговый комитет IGIP
Россия
д-р пед. наук, декан факультета довузовской подготовки, генеральный секретарь


В. М. ПРИХОДЬКО
Российский мониторинговый комитет IGIP
Россия
д-р техн. наук, чл.-корр. РАН, проф., президент


Т. Ю. ПОЛЯКОВА
Российский мониторинговый комитет IGIP
Россия
д-р пед. наук, проф., вице-президент


З. С. САЗОНОВА
Центр инженерной педагогики
Россия

д-р пед. наук, проф., директор 

 



Список литературы

1. Приходько В.М., Полякова Т.Ю. IGIP. Международное общество по инженерной педагогике: прошлое, настоящее, будущее. М.: Техполиграфцентр, 2015. 143 с.

2. Сенашенко В.С., Вербицкий А.А., Ибрагимов Г.И., Осипов П.Н. и др. Инженерная педагогика: методологические вопросы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 137–157.

3. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инженерная педагогика – основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 6–12.

4. Prikhodko V.M., Solovyev A.N. Training of International Engineering Educators According to the New IGIP Curriculum. 978-1-4799-0152-4/13 C2013 // IEEE 25–27 September 2013, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). P. 299–305.

5. Хойер Х., Ченг С. О всемирном форуме по инженерному образованию в Дубае // Высшее образова-ние в России. 2015. № 3. С. 33–40.

6. Auer M.E., Zafoschnig A. The participation of IGIP in the 2014 WEEF // Высшее образование в Рос-сии. 2015. № 3. С. 40–45.

7. Приходько В.М., Соловьев А.Н. Каким быть современному инженерному образованию? (Размышления участников форума) // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 45–56.

8. Иванов В.Г., Похолков Ю.П., Кайбияйнен А.А., Зиятдинова Ю.Н. Пути развития инженерного образования // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 67–78.

9. Ruutmann, T., Lohmus, M., Sell, R., Stoun, I., Pihel, M. Self-Evaluation of Pedagogical Competencies of Academic Staff in the Context of Career Management // ICL2017 – 20th International Conference on Interactive Collaborative Learning 27–29 September 2017, Budapest, Hungary, 2017. P. 821-831.

10. Приходько В.М., Петрова Л.Г., Соловьев А.Н., Макаренко Е.И. О деятельности Российского мониторингового комитета IGIP // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 39–47.

11. Приходько В.М., Петрова Л.Г., Соловьев А.Н., Макаренко Е.И. Значение международного сотрудничества вузов для интеграции российского высшего технического образования в мировое образовательное пространство // Вестник ТвГУ. Сер. «Педагогика и психология». 2011. Вып. 4. С. 141–151.

12. Сазонова З.С. Методологический семинар МАДИ-IGIP: история и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 30–39.

13. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 5–15.

14. Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф. Преемственная подготовка инженерных кадров для инновационной экономики в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 68–78.

15. Sanger Ph. A. Development of Technologies and Innovations in a Modern University: International Multi-Disciplinary Student Teams Solving Real Problems for Industry // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 49–53.

16. Исаев А.П., Плотников Л.В. «Учебный инжиниринг» в контексте реализации идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 45–52.


Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)