НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Вхождение отечественной системы высшего образования в Болонский процесс объясняется в статье экономическими обстоятельствами – попыткой сокращения ее бюджетного финансирования за счет перехода к двухуровневой структуре в условиях неблагоприятного сочетания демографических и финансовых условий на рубеже тысячелетий. С привлечением материалов трех обзорных статей В.И. Байденко и Н.А. Селезнёвой рассматриваются также такие темы, как Болонский процесс и российская образовательная политика сегодня, Болонский процесс и рынок, Болонский процесс и современная педагогическая революция. Обсуждается проблема сочетания духа Болонского процесса, опирающегося на горизонтальные связи университетов, с традиционной для России раздаточной экономикой.
В статье исследуются вопросы создания и развития опорных университетов региональной экономики в Российской Федерации. Приведён краткий анализ первичной практики создания опорных университетов по инициативе органов государственной власти России с использованием программно-целевого метода. Отмечено несовершенство современных подходов к установлению целей деятельности опорных университетов региональной экономики. Анализируются особенности функционирования вузов, ориентированных на решение проблем развития региональной экономики, в контексте «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Даны предложения по определению статуса и целей создания опорных вузов, организации планирования их деятельности, структурированию и взаимодействию с другими субъектами в регионе. Выделены основные функции опорных университетов: подготовка и реализация широкого спектра образовательных программ для перспективной экономической системы региона; проведение широкого спектра инициативных научных исследований в области регионального развития, использования пространственных ресурсов региона, охраны окружающей среды, развития регионального и местных социумов, трансформируемых в последующие действия и решения региональных и местных органов власти; создание совместно с региональными органами власти технологических площадок, обеспечивающих превращение результатов образовательной и научно-исследовательской деятельности в процессе экспериментального моделирования соответствующих бизнес-процессов в реальные инновационные бизнесы. Обсуждаются вопросы сетевого взаимодействия технических, педагогических и медицинских вузов в целях ускорения комплексного инновационного развития регионов.
Предпринята попытка системного обоснования того, что построение образовательных программ бакалавриата на основе соответствия профессиональным стандартам не отвечает стратегической цели реформирования системы профессионального образования – подготовке кадров, способных создавать современные конкурентоспособные продукты и услуги, влияющие на инновационное развитие страны. Недостатком сложившейся системы высшего образования является не отсутствие профессиональных компетенций в содержании образования, а недостаточность инновационных компетенций выпускников. Предлагается построение ФГОС бакалавриата на принципе профессиональной ориентации. В современных условиях профессиональное образование должно становиться непрерывным процессом, а высшее образование на уровне бакалавриата – профессионально ориентированным, универсальным, инвариантным от постоянно возникающих изменений в социальном мире. Поддерживается утверждение о том, что если многообразие программ обучения в течение жизни является инструментом решения краткосрочных задач в производстве и средством обеспечения оперативного повышения квалификации, то вузовское образование на уровне бакалавриата – это инструмент среднесрочной стратегии подготовки кадров.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
В данной работе мы попытались на основе личного участия и анализа литературных источников кратко проследить развитие Международного общества по инженерной педагогике (IGIP), расширение его международных связей, а также эволюцию круга его научных интересов. Обращено особое внимание на роль российских технических университетов в развитии IGIP, а также на влияние сотрудничества с IGIP на модернизацию образовательного процесса в них в рамках вхождения в международную образовательную среду. Сорок пять лет назад, в 1972 г., профессор Университета города Клагенфурта А. Мелецинек организовал Международное общество по инженерной педагогике (IGIP). Его идея: снабдить выпускников технических вузов необходимыми педагогическими знаниями и навыками. Им же предложена стройная система общества: – сертифицированные Центры инженерной педагогики IGIP (Training Centers), где обучение преподавателей должно вестись по стандартизированному учебному плану, – ведение Регистра IGIP, куда заносятся фамилии преподавателей, которым присвоено звание «Международный преподаватель инженерного вуза», – ежегодное проведение конференций (симпозиумов), на которые выносится обсуждение проблем инженерной педагогики. Вопросами аккредитации (сертификации) Центров инженерной педагогики (ЦИП), а также аттестации преподавателей занимается Международный мониторинговый комитет (ММК) IGIP. Активность членов общества проявляется на ежегодных научно-педагогических конференциях, организуемых IGIP. Тематика докладов, представляемых на этих конференциях, девизы конференций отслеживают существенные изменения в целях и содержании инженерного образования, а также в методах, средствах обучения, контроля и коммуникации. Глобализация рассматриваемых проблем сделала необходимым сотрудничество существующих сегодня в мире обществ по инженерному образованию. IGIP явилось одним из инициаторов создания Международной федерации обществ по инженерному образованию (IFEES) в 2006 г. В 2014 и 2015 гг. традиционные ежегодные конференции («симпозиумы») IGIP становились частью Международных форумов по инженерному образованию (WEEF), проводимых под эгидой IFEES. О них можно прочитать в обзорных статьях, опубликованных в журнале «Высшее образование в России». Так, Форум WEEF, который состоялся 20–24 сентября 2015 г. во Флоренции, проходил под девизом: «Engineering Education for a Resilient Society». Смысл этого термина, отражающего международный тренд, состоит в том, что инженерное образование должно содействовать созданию общества «устойчивого развития», адаптивного по отношению к «глобальным вызовам». Обзорный доклад, фиксирующий состояние инженерной педагогики в наши дни, сделала на конференции 2017 г. президент ММК Т. Рюютманн, профессор Таллиннского политехнического университета. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) был первым российским техническим вузом, который в 1995 г. году активно включился в деятельность IGIP (на его базе в том году был создан Российский мониторинговый комитет IGIP (РМК IGIP). При активном содействии РМК к настоящему времени в России создано 15 сертифицированных центров инженерной педагогики (больше, чем в какой-либо другой стране), а количество аттестованных за эти годы инженеров-педагогов в России превосходит 400 человек. Массовое участие в международных конференциях благоприятствовало установлению рабочих контактов между российскими преподавателями инженерных вузов c их зарубежными коллегами, что не только способствовало расширению кругозора и знакомству с достижениями мировой высшей школы, но и предоставило возможность обмена студентами, преподавателями, а также участия в Темпус-проектах. Международное разделение труда, интенсивный обмен информацией, необходимость повышения конкурентоспособности промышленного производства, а также существующая конкуренция на международном рынке услуг высшего образования предъявляют сегодня повышенные требования к качеству инженерного образования. Его совершенствование возможно в том числе и на основе международного обмена опытом, участия в работе международных обществ, организуемых ими конференций и т.д. Мы считаем, что сотрудничество с IGIP оказало значительное влияние на создание и развитие в России научной школы инженерной педагогики.
Перспективный метод «перевёрнутого класса» (flipped classroom) становится всё более популярным среди преподавателей высших учебных заведений. Растущую потребность в использовании данного метода можно объяснить стремлением преподавателей интенсифицировать процесс обучения при существующем ограничении на контактные часы со студентами. «Перевёрнутый класс» считается эффективным подходом для оптимальной организации учебных контактных часов, радикально трансформирующим процесс обучения по сравнению с традиционным. В статье анализируется внедрение метода «перевёрнутого класса» с применением BYOD-технологии (собственных мобильных устройств) на основе открытых образовательных ресурсов. Представлен алгоритм действий процесса регистрации и управления инструментами онлайн-ресурса. Выявлены и аргументированы критерии эффективности и соответствующие им показатели применения исследуемого подхода. Приведён фрагмент занятия с применением метода «перевёрнутый класс» и BYOD-технологии в режиме контактных часов. Показано преимущество комбинированного подхода для преподавателей высших учебных заведений, нацеленных на разработку авторского (собственного) «перевёрнутого» контента с применением BYOD-технологии по сравнению с традиционными методами обучения.
Потребность в инженерах, обладающих компетенциями международного уровня, является объективным следствием происходящих интеграционных процессов в мире. Это формирует необходимость целенаправленной организации их непрерывной подготовки. Довузовская инженерная подготовка рассматривается как этап ориентирования абитуриентов на инженерное образование, их адаптации к сложному образовательному процессу вуза. Эта проблема решается совершенствованием содержания, включающего технологический, прикладной исследовательский и специализированно-языковой компоненты. Направления разработки содержания довузовской подготовки вариативны и определяются с учётом тенденций интеграции наукоёмких производств в международное технологическое пространство. Важным фактором подготовки является реализация её в международной полипартнерской научно-образовательной среде, которая предполагает включённость в образовательный процесс международных производственных компаний, международных профильных сетевых ассоциаций и сообществ, международного академического сообщества. Это позволяет реализовать эффективные формы обучения, в числе которых работа в реальной научно-исследовательской команде, сетевые образовательные программы, использование виртуальных платформ и тренажёров. В Республике Татарстан накоплен опыт инновационной практики довузовской инженерной подготовки школьников, учитывающей потребности и задачи регионального нефтегазохимического комплекса. Казанский национальный исследовательский технологический университет реализует такую подготовку на базе лицея с углублённым изучением химии при участии региональных партнёров – датской корпорации «Хальдор Топсе» и Европейской сетевой ассоциации по химии (ECTNA). Довузовская инженерная подготовка целенаправленно развивает мотивацию к получению инженерного образования с учётом тенденции изменения содержания профессиональной деятельности инженера, имеет профессионально-уточняющий характер обучения.
Статья посвящена практике преподавания дисциплин психолого-педагогической направленности учащимся технических специальностей разных уровней обучения (от бакалавров до аспирантов). Программа каждого предмета для каждого уровня включает не только изучение теоретических основ (в сокращённом варианте), но и выполнение практических заданий, примеры которых и принципы отбора приведены в статье. Системность в проведении практических занятий и их связь с полученными теоретическими знаниями способствуют становлению мировоззрения, социальной компетентности, уверенности в себе как в профессиональной деятельности, так и в прочих жизненных ситуациях, формируя одновременно педагогические компетенции. Последнее особенно важно для аспирантов, поскольку они являются педагогическим резервом любого университета.
ПЕДАГОГИКА: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В статье рассматриваются контуры педагогической семиотики, выявляются критерии соответствия научно-педагогического текста условиям его понимаемости читателем и авторскому видению смысла излагаемых феноменов и особенностей педагогической действительности. В порядке обсуждения формулируются сомнения, которые вызывает содержание статьи А.А. Полонникова по проблемам «семиологического поворота» в педагогике, делается попытка наполнить содержанием категорию «педагогический текст понимаемый». В таком тексте авторские смыслы выражены максимально чётко, открыты для формирования новых читательских смыслов, не противоречащих авторским, а только непротиворечиво дополняющих их. Мы считаем, что проблем в методологии педагогики вполне достаточно без революций и «поворотов» и они ждут своих решений.
В статье, являющейся откликом на работу А. В. Коржуева и Н. Н. Антоновой «Педагогическое знание и его репрезентация в научном тексте в реалиях “семиологического поворота” (диалог с А. А. Полонниковым)», анализируются базовые метафоры, конституирующие современный педагогический дискурс. Обсуждается вопрос о связи педагогического исследования и педагогической практики, делается вывод об их неразрывном единстве, а также о множественности исследовательских форм и имманентных им педагогик. Вводится представление о современном педагогическом мышлении, основной характеристикой которого выступает самосознание педагогического языка в качестве ведущего условия функционирования и развития образовательных отношений.
В данной статье критически анализируется публикация А.В. Хуторского «Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования» («Высшее образование в России». 2017. №12). Анализ делается с привлечением других статей автора, претендующего на создание новой научной школы в педагогике, в частности в области компетентностного подхода. Показано, что претензия автора на новое слово в проектировании образования на компетентностной основе, несостоятельна. Во-первых, выделяемые группы компетенций сформулированы настолько размыто, что в принципе большинство из названных компетенций исключают реальную проверяемость, но тогда непонятно, зачем их вводить. Во-вторых, сами принципы нового подхода, восходящие якобы к трудам русских космистов, задаются настолько своеобразно и противоречиво, что их однозначное понимание исключено. В действительности для автора это неважно, поскольку данные принципы совершенно не влияют на содержание предлагаемых компетенций. А там, где они влияют – это относится, например, к типам заказчиков образования, – результат оказывается совершенно не операциональным.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проанализированы изменения профиля организационной культуры усреднённого российского университета за последние 13 лет (2003–2016 гг.). Исследовательскую базу статьи составили материалы опросов, проведённых авторами в 2003–2005 и в 2016 гг. Показано, что в деятельности российской высшей школы в течение исследуемого интервала времени происходило нарастание существенных отклонений организационной культуры университета от планируемого состояния. Модернизационные процессы в высшей школе сформировали адаптационные реакции университетов, отличающиеся от тех, что предполагались при проектировании новых институтов развития. Данные исследования позволяют выявить разрывы между ожиданиями по направлениям модернизации организационной культуры вузов и реальными трендами, включая рост бюрократической составляющей и сокращение автономии и самостоятельности академического персонала, усиление неравновесности в корпоративных ценностях университетских сообществ, создающее новые риски и угрозы для развития высшей школы. Установлено влияние на культурные установки сотрудников вузов таких факторов, как тип университета, должностной статус респондентов, профиль преподаваемых дисциплин. Новизна работы состоит в анализе динамики изменений организационной культуры вузов в условиях модернизации высшей школы, а также в выявлении более сложных механизмов её формирования и развития, не позволяющих применять простые линейные решения при формировании современной культуры университета.
Статья посвящена исследованию бюрократических механизмов, действующих в системе высшего образования. Термин «Red Tape» в современной экономической литературе связывают с наличием излишних нормативных требований, которые отвлекают временные и финансовые ресурсы общества и не способствуют приращению общественного благосостояния. «Красные ленты» подразумевают чрезмерное, бессмысленное оформление документов, высокую степень формализации и ограничений, ненужные процедуры и многочисленные неэффективные элементы регулирования. Перманентное реформирование отрасли образования РФ сопровождается потоком требований регулятора, выполнение которых неоднозначно влияет на регулируемую сферу. Целью статьи является выявление отрицательных последствий бюрократического процесса в сфере науки и образования с позиции концепции Red Tape. В статье представлен анализ нескольких кейсов, которые содержат в себе элементы «красных лент», оказывающих негативное воздействие на регулируемую сферу.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Настоящая статья посвящена проблеме образовательных изменений. Неизменяемость образования связывается с инертностью его форм, самовоспроизводством сложившихся практик обучения, но прежде всего – с действующим в образовании эпистемологическим режимом. Ориентация образовательной системы на естественнонаучные образцы знания дегуманизирует педагогические отношения, маргинализирует творческую активность учащихся, блокирует в ней инновационно-педагогические процессы. В результате образование становится препятствием на пути культурного и социального развития. Выход из сложившегося положения автор видит в объективации, анализе и изменении имплицитно функционирующих форм образования.
Определяется понятие «трансгуманизм». Описываются изменения в образовании на фоне взрывного характера развития наук, в особенности комплекса НБИКС- технологий, грозящих созданием сообществ человекообразных роботов и «служебных людей». Указываются исторические параллели, смягчающие остроту опасений. Отмечаются признаки дегуманизации отечественного образования: потеря исторической ориентации учащимися в результате пользования Интернетом, появление институционального элитарного образования и падение качества массового образования. Все изменения вместе, включая инновации нового времени, такие как ЕГЭ вместо оценки учителя, педагогические технологии в ущерб педагогическому мастерству, небывалое усиление административного контроля учебного процесса и вместе с тем утрата контроля мотивации учения, – способствуют утрате образованием его гуманистической направленности. В свете данных изменений создаётся впечатление своего рода «трансгуманистического» направления развития отечественного образования. Приходится признать, что прежний мир с его гуманистическими ценностями сменяется новыми ценностями, мало похожими на гуманистические.
Изложена суть плагиата как явления, часто сопровождающего публикации результатов научных исследований. Рассмотрены наиболее опасные для науки и общества последствия плагиата – от засорения науки неучами, имитирующими научную деятельность, до полного разрушения научных институтов страны. Дана краткая научная справка о возникновении и развитии феномена плагиата. Для того чтобы существенно сократить объёмы плагиата, требуется провести комплекс мероприятий, влияющих на различные стороны этого явления. Основными из них являются следующие: 1) проведение регулярных просветительских лекций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и научных работников по теме «История, суть и нормы научно-исследовательской работы»; 2) организация в вузах и НИИ постоянной службы контроля публикационной деятельности научных и педагогических работников с целью оперативного обнаружения уже имеющегося (а по возможности и опережающего выявления готовящегося) плагиата; 3) неукоснительное публичное наказание лиц, пойманных на плагиате. Всё очень просто – не требуется никаких затрат и никакого вмешательства государства, Диссернета и т.д. Нам остаётся только сформировать нормальную, действенную научную общественность.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Начало реализации масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения ставит нетривиальные задачи перед системой инженерного образования России. Координационный совет по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» проводит работу по формированию стратегии развития инженерного образования в России на период до 2020 года исходя из необходимости решения новых задач. Их решение невозможно без широкого общественного и профессионального обсуждения, основанного на анализе истории развития инженерного образования в России и СССР, достижений и проблем современного зарубежного инженерного образования, материалов и документов по государственной политике в этой области. В этой статье делается попытка анализа взаимосвязи развития инженерного образования с задачами экономического и геополитического развития России в разные исторические периоды.
ISSN 2072-0459 (Online)