Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ДОВУЗОВСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация

Потребность в инженерах, обладающих компетенциями международного уровня, является объективным следствием происходящих интеграционных процессов в мире. Это формирует необходимость целенаправленной организации их непрерывной подготовки. Довузовская инженерная подготовка рассматривается как этап ориентирования абитуриентов на инженерное образование, их адаптации к сложному образовательному процессу вуза. Эта проблема решается совершенствованием содержания, включающего технологический, прикладной исследовательский и специализированно-языковой компоненты. Направления разработки содержания довузовской подготовки вариативны и определяются с учётом тенденций интеграции наукоёмких производств в международное технологическое пространство. Важным фактором подготовки является реализация её в международной полипартнерской научно-образовательной среде, которая предполагает включённость в образовательный процесс международных производственных компаний, международных профильных сетевых ассоциаций и сообществ, международного академического сообщества. Это позволяет реализовать эффективные формы обучения, в числе которых работа в реальной научно-исследовательской команде, сетевые образовательные программы, использование виртуальных платформ и тренажёров. В Республике Татарстан накоплен опыт инновационной практики довузовской инженерной подготовки школьников, учитывающей потребности и задачи регионального нефтегазохимического комплекса. Казанский национальный исследовательский технологический университет реализует такую подготовку на базе лицея с углублённым изучением химии при участии региональных партнёров – датской корпорации «Хальдор Топсе» и Европейской сетевой ассоциации по химии (ECTNA). Довузовская инженерная подготовка целенаправленно развивает мотивацию к получению инженерного образования с учётом тенденции изменения содержания профессиональной деятельности инженера, имеет профессионально-уточняющий характер обучения.

 

Об авторах

М. В. ЖУРАВЛЁВА
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань
Россия
д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры технологии основ- ного органического и нефтехимического синтеза


Л. В. ОВСИЕНКО
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань
Россия
канд. экон. наук, проректор по непрерывному развитию


Н. Ю. БАШКИРЦЕВА
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань
Россия
д-р техн. наук, проф., декан факультета нефти и нефтехимии


Л. Р. ИБРАШЕВА
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань
Россия
канд. социол. наук, доцент, директор лицея-интерната


О. П. ЕМЕЛЬЯНОВА
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань
Россия
начальник центра довузовской подготовки


Список литературы

1. Зайцева С.П. Современные направления развития нефтегазовой отрасли в условиях кризиса // Фундаментальные исследования. 2016. № 4–3. С. 579–583.

2. Яковлев Б.П., Гейнц Л.В. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования // Современные наукоёмкие технологии. 2008. № 6. С. 86–88.

3. Цибизова Т.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования // Международный журнал экспериментального оразования. 2015. № 10 (1). С. 20–22.

4. Афанасьев В.В., Васильева М.А, Куницына С.М., Фещенко Т.С. Принципы организации системы профильного обучения // Образование и наука в современных условиях : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2016 г.). Чебоксары: Интерактив плюс. 2016. № 3 (8). С. 35–43.

5. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва // Российская газета. 2014, 8 сентября. URL: https://rg.ru/2014/09/08/ obrazovanie-site-dok.html

6. Кошеутова О.Л. Довузовская подготовка как этап профессионального самоопределения личности // Философия образования. 2012. №4 (43). С. 174–179.

7. Чеклецова С.П. «Школа – вуз – предприятие»: программа подготовки кадров // Системный оператор Единой энергетической системы. 2014. 10.07. URL: http://soups.ru/index.php?id=press_view&no_cache=1&tx_ ttnews[tt_news]=6166

8. Чернова И.П., Осипова С.И., Гафурова Н.В., Лях В.И. Инновационная практика профильного образования школьников с ориентацией на потребности корпораций региона // Высшее образование сегодня. 2012. № 8. С. 10–16.

9. Шайхутдинова Г.А., Яворский О.О. «Газпром-классы» как форма преемственности подготовки кадров для газовой отрасли на Ямале // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1 (114). С. 138–142.

10. Корпоративная социальная ответственность компании «Хальдор Топсе» (Haldor Topsoe).

11. URL: http://www.topsoe.com/ru/investoram/ korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost


Рецензия

Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)