ДОВУЗОВСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ
Аннотация
Потребность в инженерах, обладающих компетенциями международного уровня, является объективным следствием происходящих интеграционных процессов в мире. Это формирует необходимость целенаправленной организации их непрерывной подготовки. Довузовская инженерная подготовка рассматривается как этап ориентирования абитуриентов на инженерное образование, их адаптации к сложному образовательному процессу вуза. Эта проблема решается совершенствованием содержания, включающего технологический, прикладной исследовательский и специализированно-языковой компоненты. Направления разработки содержания довузовской подготовки вариативны и определяются с учётом тенденций интеграции наукоёмких производств в международное технологическое пространство. Важным фактором подготовки является реализация её в международной полипартнерской научно-образовательной среде, которая предполагает включённость в образовательный процесс международных производственных компаний, международных профильных сетевых ассоциаций и сообществ, международного академического сообщества. Это позволяет реализовать эффективные формы обучения, в числе которых работа в реальной научно-исследовательской команде, сетевые образовательные программы, использование виртуальных платформ и тренажёров. В Республике Татарстан накоплен опыт инновационной практики довузовской инженерной подготовки школьников, учитывающей потребности и задачи регионального нефтегазохимического комплекса. Казанский национальный исследовательский технологический университет реализует такую подготовку на базе лицея с углублённым изучением химии при участии региональных партнёров – датской корпорации «Хальдор Топсе» и Европейской сетевой ассоциации по химии (ECTNA). Довузовская инженерная подготовка целенаправленно развивает мотивацию к получению инженерного образования с учётом тенденции изменения содержания профессиональной деятельности инженера, имеет профессионально-уточняющий характер обучения.
Об авторах
М. В. ЖУРАВЛЁВАРоссия
д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры технологии основ- ного органического и нефтехимического синтеза
Л. В. ОВСИЕНКО
Россия
канд. экон. наук, проректор по непрерывному развитию
Н. Ю. БАШКИРЦЕВА
Россия
д-р техн. наук, проф., декан факультета нефти и нефтехимии
Л. Р. ИБРАШЕВА
Россия
канд. социол. наук, доцент, директор лицея-интерната
О. П. ЕМЕЛЬЯНОВА
Россия
начальник центра довузовской подготовки
Список литературы
1. Зайцева С.П. Современные направления развития нефтегазовой отрасли в условиях кризиса // Фундаментальные исследования. 2016. № 4–3. С. 579–583.
2. Яковлев Б.П., Гейнц Л.В. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования // Современные наукоёмкие технологии. 2008. № 6. С. 86–88.
3. Цибизова Т.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования // Международный журнал экспериментального оразования. 2015. № 10 (1). С. 20–22.
4. Афанасьев В.В., Васильева М.А, Куницына С.М., Фещенко Т.С. Принципы организации системы профильного обучения // Образование и наука в современных условиях : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2016 г.). Чебоксары: Интерактив плюс. 2016. № 3 (8). С. 35–43.
5. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва // Российская газета. 2014, 8 сентября. URL: https://rg.ru/2014/09/08/ obrazovanie-site-dok.html
6. Кошеутова О.Л. Довузовская подготовка как этап профессионального самоопределения личности // Философия образования. 2012. №4 (43). С. 174–179.
7. Чеклецова С.П. «Школа – вуз – предприятие»: программа подготовки кадров // Системный оператор Единой энергетической системы. 2014. 10.07. URL: http://soups.ru/index.php?id=press_view&no_cache=1&tx_ ttnews[tt_news]=6166
8. Чернова И.П., Осипова С.И., Гафурова Н.В., Лях В.И. Инновационная практика профильного образования школьников с ориентацией на потребности корпораций региона // Высшее образование сегодня. 2012. № 8. С. 10–16.
9. Шайхутдинова Г.А., Яворский О.О. «Газпром-классы» как форма преемственности подготовки кадров для газовой отрасли на Ямале // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1 (114). С. 138–142.
10. Корпоративная социальная ответственность компании «Хальдор Топсе» (Haldor Topsoe).
11. URL: http://www.topsoe.com/ru/investoram/ korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost