ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ В РЕАЛИЯХ «СЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА» (диалог с А.А. Полонниковым)
Аннотация
В статье рассматриваются контуры педагогической семиотики, выявляются критерии соответствия научно-педагогического текста условиям его понимаемости читателем и авторскому видению смысла излагаемых феноменов и особенностей педагогической действительности. В порядке обсуждения формулируются сомнения, которые вызывает содержание статьи А.А. Полонникова по проблемам «семиологического поворота» в педагогике, делается попытка наполнить содержанием категорию «педагогический текст понимаемый». В таком тексте авторские смыслы выражены максимально чётко, открыты для формирования новых читательских смыслов, не противоречащих авторским, а только непротиворечиво дополняющих их. Мы считаем, что проблем в методологии педагогики вполне достаточно без революций и «поворотов» и они ждут своих решений.
Об авторах
А. В. КОРЖУЕВРоссия
д-р пед. наук, проф., кафедра медицинской и биологической физики
Н. Н. АНТОНОВА
Россия
канд. пед. наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования
Список литературы
1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Комкнига, 2006. 346 с.
2. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Ленанд, 2014. 240 с.
3. Лукацкий М.А. Педагогическая семиотика: горизонты становления // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 3. С. 23–31
4. Касавин И.Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Эпистемология и философия науки. 2017. № 1. С. 8–17.
5. Антоновский А.Ю. Коммуникация как эпистемическая проблема // Эпистемология и философия науки. 2016. № 1. С. 5–24.
6. Коржуев А.В., Антонова Н.Н. Современное педагогическое академическое письмо: кризис жанра и оптимистический прогноз будущего // Известия РАО. 2014. № 4. С. 25–44.
7. Коржуев А.В., Садыкова А.Р., Бабаскин В.С. Анализ научно-педагогического текста как исследовательская процедура // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 124–129.
8. Коржуев А.В., Соколова А.С. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: на перекрёстке мнений. М.: Ленанд, 2014. 216 с.
9. Полонников А.А. «Семиологический поворот» в педагогических науках // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 47–57.
10. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М.: URSS, 2010. 456 с.