Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕН

Аннотация

Работа посвящена изучению перемен в профессиональных предпочтениях школьников в нескольких точках временной шкалы. В 1965 г. было проведено оригинальное исследование ленинградского социолога В.В. Водзинской. Через 30 лет (в 1994-1995 гг.) были выполнены дипломные проекты на базе опроса выпускников пяти школ Санкт$Петербурга. Как и в первом базовом исследовании, использовался тот же формат - список (от 55 до 60) профессий и ряд (от 5 до 8) оценочных критериев, шкала в 10 баллов. Через 50 лет, в 2014 г., реализован дипломный проект А. Степанцовой (58 профессий и 8 критериев, шкала в 10 баллов). Исследования выполнялись выпускниками-социологами СПбГУ культуры и искусств. При разработке формата исследования каждый раз нужно было решать две основные проблемы: (1) какие профессии включить в список для оценивания (ибо одни профессии исчезали, другие появлялись, а также нужно было сохранять часть профессий как базу сравнения) и (2) по каким критериям оценивать профессии (пополняли список критериев, чтобы уточнять существенные детали ситуации с профессиональными предпочтениями школьников). При этом учитывался еще один серьезный ограничитель - объем предлагаемого школьникам задания (он должен был уложиться за два урока). Задача данной статьи - показать результаты исследования 2014 г. в сравнительном контексте с другими исследованиями, сделать акценты на выявленных переменах.

Об авторах

Галина Иосифовна Саганенко
Санкт-Петербургский университет культуры и искусств
Россия


Александра Андреевна Степанцова
Санкт-Петербургский университет культуры и искусств
Россия


Елена Игоревна Степанова
БГТУ «ВОЕНМЕХ»
Россия


Список литературы

1. Водзинская В.В. О социальной обусловленности выбора профессии // Социальные проблемы труда и производства: Советско-польское сравнительное исследование. Москва-Варшава, 1969

2. Саганенко Г.И., Гаврилушкина Т.В., Филиппов А.И., Шахбазова Н.А. Престиж научных профессий у молодежи // Международная школа социологии науки и техники. СПб, 1998

3. Саганенко Г.И. Наука и образование в российских макро- и микрокоординатах (Ч. 1) // Социология науки и технологий. 2013. Т. 4. № 2. С. 90-104

4. Гильбо К. Стартап за 100$. М.: Манн, Ива8 нов и Фербер, 2013. 228 с

5. Колвин Дж. Талант ни при чем. Что на самом деле отличает выдающихся людей? М.: Альпина бизнес букс, 2012. 256 с

6. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Ч. 2. Прикладные технологии в социологическом изучении сферы образования. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2005. 157 с

7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социс. 2012. № 8. С. 103-111

8. Каюмов А.Т. Учащаяся молодежь крупного индустриального города о престиже профессий // Социс. 2013. № 8. С. 87-95

9. Гейм Андрей. Интервью «Известиям». URL: http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=19486


Рецензия

Просмотров: 412


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)