Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-13 11
Аннотация
В полемической форме анализируются типовые заблуждения и мифы (бытующие как среди чиновников от науки, так и зачастую среди самих ученых) относительно возможности и целесообразности использования формальных библиометрических показателей для оценки результативности индивидуальной и коллективной научной деятельности.
13-21 6
Аннотация
В статье рассматриваются процессы формирования инженерных задач при выполнении проектов фундаментальной науки, относящихся к классу мегасайенс, проблемы использования получаемых при этом знаний для повышения профессионального уровня инженерного корпуса и их значение для развития экономики России.
21-28 98
Аннотация
Реализация компетентностного подхода на основе ФГОС кардинально изменила подход к решению многих вопросов организации учебного процесса в вузе, в том числе к вопросу оценки результатов образования. В статье рассмотрены проблемы перехода от оценки знаний, умений и навыков к оценке сформированности компетенций и предложены варианты такой оценки.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

30-39 17
Аннотация
Обсуждаются процессы зарождения и развития инженерной педагогики в России. Анализируется роль МАДИ в выполнении масштабного межвузовского проекта, целью которого являлось создание системы центров инженерной педагогики, имеющей сетевую структуру. Особенностью такой структуры является возможность взаимодействия каждого из встроенных в нее элементов с любым количеством других ее элементов. В статье акцентируется внимание на создании в МАДИ эффективного механизма, обеспечивающего такую возможность. Его функции выполняет организованный на базе университета регулярно действующий межвузовский методологический семинар по инженерной педагогике. Осуществляемые в процессе совместной работы взаимодействия участников семинара приобретают характер сотрудничества и созидания, способствуя разработке и реализации общезначимых целей и проектированию моделей их достижения в условиях самоорганизации.
40-49 33
Аннотация
Представлены результаты анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для уровня подготовки кадров высшей квалификации. Рассмотрены отличительные особенности образовательных стандартов аспирантуры от федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и стандартов других уровней высшего образования. Составлен обобщенный алгоритм проектирования учебных планов аспирантуры в компетентностном формате. Даны рекомендации по формированию перечней профессиональных компетенций. Приведены примеры формулировок профессиональных компетенций для различных профилей подготовки, и фрагмент учебного плана по направлению 27.06.01 Управление в технических системах.
49-58 23
Аннотация
Статья посвящена проблеме подготовки НПР инженерных, экономичес8 ких, медицинских образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования к широкому использованию инновационных образовательных технологий в условиях новых требований к качеству образовательного процесса. Решение проблемы автор видит в разработке и внедрении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, ориентированных на формирование новых педагогических компетенций с учетом принадлежности преподавателей к конкретной профессиональной группе.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

59-70 71
Аннотация
Работа посвящена изучению перемен в профессиональных предпочтениях школьников в нескольких точках временной шкалы. В 1965 г. было проведено оригинальное исследование ленинградского социолога В.В. Водзинской. Через 30 лет (в 1994-1995 гг.) были выполнены дипломные проекты на базе опроса выпускников пяти школ Санкт$Петербурга. Как и в первом базовом исследовании, использовался тот же формат - список (от 55 до 60) профессий и ряд (от 5 до 8) оценочных критериев, шкала в 10 баллов. Через 50 лет, в 2014 г., реализован дипломный проект А. Степанцовой (58 профессий и 8 критериев, шкала в 10 баллов). Исследования выполнялись выпускниками-социологами СПбГУ культуры и искусств. При разработке формата исследования каждый раз нужно было решать две основные проблемы: (1) какие профессии включить в список для оценивания (ибо одни профессии исчезали, другие появлялись, а также нужно было сохранять часть профессий как базу сравнения) и (2) по каким критериям оценивать профессии (пополняли список критериев, чтобы уточнять существенные детали ситуации с профессиональными предпочтениями школьников). При этом учитывался еще один серьезный ограничитель - объем предлагаемого школьникам задания (он должен был уложиться за два урока). Задача данной статьи - показать результаты исследования 2014 г. в сравнительном контексте с другими исследованиями, сделать акценты на выявленных переменах.
70-79 16
Аннотация
Анализируются результаты качественного исследования темпоральных стратегий поведения представителей научно-педагогического сообщества вузов. Темпоральные стратегии поведения представлены в разрезе когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов с помощью метода глубинного полуформализованного интервью. Темпоральные стратегии поведения преподавателей вузов рассматриваются как особый способ формирования и реализации их человеческого капитала.
80-87 8
Аннотация
Обострение конкурентной среды предъявляет особые требования к качеству научно-образовательного процесса и системе управления вузом. В существующей системе менеджмента качества университета необходимо обеспечить должное внимание контроллингу. Система контроллинга выступает как концептуальная и методическая основа интеграции и координации процесса управления деятельностью вуза, как инструмент формирования и учета будущих обратных связей в процессе управления. Исследовательскому университету особо важно сформировать систему контроллинга в силу большого количества программных мероприятий развития, а также показателей и индикаторов их достижения.

ЮБИЛЕЙ

89-96 10
Аннотация
В статье кратко рассказывается об особенностях построения образовательного процесса в монопрофильном и небольшом по современным меркам вузе - Новосибирском юридическом институте (филиале) Томского государственного университета, об организации студенческой жизни в институте, об особом положении института в образовательном, научном и общественно-политическом сообществе сибирского региона и страны.
97-105 26
Аннотация
Статья посвящена анализу модели формирования научных направлений и научных школ в монопрофильном институте (филиале) национального исследовательского университета на примере опыта функционирования, развития и организации научно-исследовательской и учебно-методической работы Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета. Определены элементы модели для этого типа образовательных учреждений.
105-111 21
Аннотация
В статье анализируются результаты проведения в 2014 году Новосибирским юридическим институтом (филиалом) Национального исследовательского Томского государственного университета Первого международного кинофестиваля студенческих фильмов. Организаторы фестиваля собираются проводить его ежегодно и предлагают рассматривать этот проект как инновационное средство обучения студентов-юристов, а также как эффективную форму правового просвещения и правового воспитания широких слоев населения - согласно основам государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан Российской Федерации.Сформулировано также предложение о дальнейшем развитии в юридических науках прикладных разноотраслевых мультимедийных разработок: обучающих фильмов, кратких пособий и памяток, руководств и программ, изложенных в доступной, лаконичной форме. Это позволит сделать важный шаг к сближению юридической науки с практикой, к модернизации юридических наук, а главное - к повышению эффективности правоприменения, к росту правовой культуры и правосознания населения страны.
111-116 18
Аннотация
В студенческие годы происходит мощная социализация личности, определяются ее ценностные ориентиры. Именно в эту пору молодые люди строят планы на будущее, поэтому воспитательной работе в высшем учебном заведении отводится особая роль. В статье освещаются особенности воспитания гражданственности и патриотизма в юридическом вузе на примере деятельности структур студенческого самоуправления Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета.
117-125 14
Аннотация
Автор выделяет в истории вуза три этапа его развития и дает характеристику каждого из них. Впервые в рамках одной статьи даются краткие биографии руководителей вуза, отмечаются их заслуги в становлении образовательного учреждения. Показывается, что нынешние достижения Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета создавались самоотверженным трудом нескольких поколений ученых-юристов.

EDUCATION ONLINE

126-135 61
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследований педагогического влияния мобильных систем опроса на создание интерактивной среды обучения в лекционном курсе. Пилотирование мобильной системы опроса Student Response System (SRS), созданной в норвежском университете HiST (Trondheim), показало, что интеграция SRS влияет не только на взаимодействие преподавателя и обучающихся, но также на презентацию учебного материала, структуру курса, типы заданий для текущего и промежуточного контроля. Лекционные курсы, в которых используется SRS, помогают преподавателям поэтапно овладевать особенностями создания модели интерактивных лекций формата flipped classroom, а затем, в перспективе, массовых открытых онлайн-курсов. Анализ данных эксперимента, в котором приняли участие 56 студентов, подтвердил гипотезу о том, что интеграция SRS в лекционный курс повышает мотивацию студентов, способствует развитию их социокультурной компетенции, коммуникативных навыков и умений.

В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ

136-142 21
Аннотация
Настоящая статья с позиций методологии освещает некоторые аспекты историко-педагогических исследований. В ней содержатся результаты изучения методологической структуры диссертаций по истории образования и педагогической мысли, выполненных в современной России. Автором проанализирована проблема формулирования актуальности, цели и гипотезы для такого рода работ, даны рекомендации по совершенствованию качества исследовательских процедур для повышения валидности их научных результатов.
142-150 94
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы использования источников и их цитирования в научном тексте. Автор поясняет требования, предъявляемые к использованию чужих текстов зарубежными университетами и редакциями научных изданий, с точки зрения логики научной коммуникации, уважения к читателю и другим авторам.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

151-155 16
Аннотация
В статье речь идет о задаче формирования компетенций преподавателя, необходимых для модернизации образования. Ее решение предполагает создание соответствующей системы подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. Современный преподаватель должен обладать набором определенных компетенций, формируемых в том числе посредством повышения квалификации. Между тем сегодня складывается ситуация, когда, с одной стороны, администрация увеличивает педагогическую нагрузку, ужесточает требования при прохождении конкурса, а с другой - студенты оказывают на преподавателей давление. Поэтому в вузах должны быть созданы условия, мотивирующие ППС на повышение своей квалификации, на постоянное обновление методов обучения.
158-159 15
Аннотация
24-27 ноября 2014 года на базе Московского педагогического государственного университета, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана и Московского института открытого образования была проведена XX Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны». В работе конференции приняли участие более 70 человек из 12 регионов России, которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения среднего и высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации работников образования, а также коллеги из Республики Беларусь.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)