К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Аннотация
В центре внимания статьи находится коммуникативный ритуал, который рассматривается как одно из условий блокировки трансформаций образования. Предполагается, что сложившаяся в современном образовании ритуальная коммуникация опирается на ограниченный лингвистический код, обеспечивающий воспроизводство сложившихся дидактических отношений. Выдвигается гипотеза, согласно которой изменения их порядка связаны с утверждением в учебной коммуникации расширенного лингвистического кода. Обращение к нему позволит участникам обучения проблематизировать коммуникативный ритуал, действовать как субъектам, способным конструировать и развивать дидактические условия. Смена кода – это смена средств, созидающих образовательную реальность индивидов.
Об авторе
А. А. ПОЛОННИКОВБеларусь
канд. психол. наук, доцент
Список литературы
1. Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
2. Александер Дж. Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М.: Праксис, 2013. 640 с.
3. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005. 184 с.
4. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 т. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 496 с.
5. Habermas J. Weltbezüge und Rationalitätsaspekte des Handelns in vier soziologischen Handlungsbegriffen // Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1992. Bd. 1: Handlungsrationalität und gesellschaftliche Rationalisierung. S. 114–151.
6. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал. СПб.: Интерсоцис, 2009. 164 c.
7. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Але- тейя, 2001. 562 с.
8. Витгенштейн Л. Философские исследования // Языки как образ мира. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003. C. 220–546.
9. Корбут А.М. Институционализация учебных ситуаций в образовательной практике // Анализ образовательных ситуаций. Минск: БГУ, 2008. С. 37–91.
10. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
11. Zimoń H. Badania nad rytuałami i pojęcie rytuału // Collectanea Theologica. 1997. № 3. S. 183–190.
12. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 c.
13. Jaskulska S. «Rytual przejścia» jako kategoria analityczna. Przyczynek do dyskusji nad badaniem rytualnego oblicza rzeczywistości szkolnej // Studia edukacyjne. 2013. № 26. S. 79–97.
14. Zadykowicz A. Wirtualizacja a rytuały językowe w komunikacji w szkole i na uniwersytecie // Media i społeczeństwo. 2015. № 5. S. 161–167.
15. Bourdieu P. Les rites comme actes d’institution // Actes de la recherche en sciences sociales. 1982. Vol. 43. P. 58–63.
16. Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: Канон+; Реабилитация, 2009. 400 с.
17. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 270 с.
18. Bernstein B. Socjolingwistyka a społeczne problemy kształcenia // Język i społeczeństwo. Warszawa: Czytelnik, 1980. S. 95–115.
19. Matejczuk J., Jędryk J. «Spotkanie światów» rodziny i szkoły wd. Bazila Bernsteina // Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu: Electronic resource. URL: http://produkty.ibe. edu.pl/docs/inne/1-plakat-zwe-konferencja.pdf (дата обращения 19.01.18)
20. Король Д.Ю. К проблеме определения ритуального аспекта образовательной коммуникации // «Коммуникативный поворот» университетского образования. Минск: Пропилеи, 2004. С. 180–190.
21. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. 318 c.
22. Клус-Станьска Д. О форме знания в образовании: реификация и символическое насилие // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 122–132.