ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В связи с реализацией в последние годы в России крупномасштабных спортивных проектов, прежде всего Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, студенческое волонтёрство стало неотъемлемым компонентом высшего образования. Волонтёрство остаётся ключевой повесткой дня и сегодня, в т. ч. в связи с подготовкой к проведению в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Выполненные в последние годы исследования (Л.Е. Сикорская, Н.В. Черепанова, С.Г. Екимова, Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева, Т.Н. Арсеньева, М.В. Певная, В.А. Стародубцев, П.В. Родионов, А.Ф. Козодаева, Дж. Вильсон, П.А. Амбарова, Р.А. Стеббинс) демонстрируют высокий развивающий потенциал волонтёрства. Однако анализ вузовской практики показывает, что он практически не используется студентами ввиду того, что научно не обоснованы и не создаются в вузах необходимые для этого педагогические условия. Целью настоящей статьи является описание условий личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности, развития этих универсальных и профессиональных компетенций, гражданских качеств.
Об авторах
М. А. МАЗНИЧЕНКОРоссия
канд. пед. наук, доцент
Г. С. ПАПАЗЯН
Россия
аспирант
Список литературы
1. Певная М.В. Студенческое волонтёрство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81–88.
2. Wilson J. Volunteering //Annual Review of Sociology. 2000. № 26. P. 215–240.
3. Екимова С.Г. Волонтёрское движение в гуманитарном вузе // Высшее образование в Рос- сии. 2006. № 12. С. 92–97.
4. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Волонтёрская деятельность как фактор формирования личности студента // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2014. № 4. URL: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=14037 (дата обращения: 11.01.2018)
5. Арсеньева Т.Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодёжного добровольчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 46–55.
6. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские организации как среда профессиональных проб студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 212–217.
7. Козодаева А.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодёжи // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 11 (91). С. 121–126.
8. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / Под ред. В.А. Ситарова. М., 2010. 120 с.
9. Черепанова Н.В. Добровольчество как возможность личностного роста человека // Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Здоровые города: роль межсекторального сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья населения”. 27–28 июня 2006 г. Ч. 2. Ставрополь: Сервис-школа, 2006. С. 40–45.
10. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 64–72.
11. Амбарова П.А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. 252 с.
12. Акимова Е.В. Курс «Социально-педагогическое волонтёрство» в системе подготовки социально зрелой личности молодого человека // Теория и практика преобразования педагогических систем: Материалы межрегиональной научной конференции. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2005. С. 10–13.
13. Казакова Т.В., Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Осяк С.А. Волонтёрство как направление социальной работы в вузе // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2015. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=20413 (дата обращения: 11.01.2018).
14. Яковлева И.М., Караневская О.В., Афанасьева Ю.А. Волонтёрская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 152–158.
15. Малярчук Н.Н., Сосновская С.В., Криницы- на Г.М., Мальцева О.А. Волонтёрство как социально-ориентированная деятельность студентов-дефектологов в процессе реабилитации детей с инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 160–166.
16. Отчёт о научно-исследовательской работе «Совершенствование научно-методических подходов и разработка нормативно-правового обеспечения создания и развития института волонтёрства в Российской Федерации» / Романова Г.М., Макарова И.Н., Мазниченко М.А., Шашков А.В., Черемшанов С.В. и др. Сочи: Сочинский государственный университет, 2012. 303 с.
17. Первушина Е.А. Развитие волонтёрской деятельности в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 112–118.
18. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Учебно- профессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 147–154.
19. Bringle R., Hatcher J. A service-learning curriculum for faculty // The Michigan Journal of Community Service Learning. 1995. № 2. P. 112–122.
20. Шмидт Д., Агеева В. Программы «умного волонтёрства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодёжи // Волонтёр. 2013. № 1-2. С. 22–49.
21. Социокультурное и профессиональное проектирование в волонтёрской деятельности: Учебное пособие / Макарова И.Н., Романова Г.М., Черемшанов С.В., Шашков А.В., Минаев А.В. Сочи: РИЦ СГУ, 2015. 106 с.