ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ: РАЗРАБОТКА МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Abstract
В условиях роста конкуренции на международном рынке образовательных услуг интернационализация системы российского образования и привлечение большего числа иностранных студентов продолжает оставаться важной стратегической задачей. Особую значимость она приобретает для региональных опорных вузов. В статье описывается опыт разработки русскими преподавателями образовательных программ подготовки магистров на английском языке. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплин при выполнении такой работы, и предлагаются возможные способы их решения. Выявляется наличие специфического межакадемического барьера при коммуникации на английском языке, а также определяется ряд функций преподавателя, выполнение которых помогает преодолеть этот барьер на разных уровнях. При этом особое внимание уделяется таким профессиональным ролям, как адаптер и медиатор, овладение которыми является принципиально важным для эффективного взаимодействия с иностранными студентами. Предлагаются практические рекомендации по устранению различных профессиональных трудностей, которые могут возникнуть при разработке англоязычных магистерских программ. Делается вывод о необходимости иноязычной социализации и психологической адаптации русских преподавателей к специфике межакадемической коммуникации на английском языке.
References
1. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» на 2017–2025 гг. Москва, 2017 г. URL: http://government.ru/news/28013
2. Косевич А.В. Конкурентоспособность российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Московский экономический журнал. 2016. №1. URL: http://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2016-4/?print=pdf
3. Предметный рейтинг QS-2017: вузы РФ вновь продвинулись в топ. URL: https://ria.ru/abitura_world/20170307/1489502543.html
4. QS World University Rankings 2016-2017. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016
5. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего // М.Л. Агранович [и др.]. М.: Логос, 2010. 280 с.
6. Копейкин В.М. Высшее образование в России и проблемы его интеграции в европейское пространство высшего образования (ЕВПО) // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сборник материалов XI Международной научной конференции «Сорокинские чтения – 2017» (г. Москва, 20–21 февраля 2017 г.). М.: МАКС Пресс, 2017. С. 351–353.
7. Императивы интернационализации // Отв. ред. М. В. Ларионова. М.: Логос, 2013. 420 с.
8. Арефьев А.Л. Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Российской академии наук. 2014. Том 84. № 10. С. 31–38.
9. Сколько людей в мире владеют русским как родным. URL: http://www.aif.ru/dontknows/infographics/strany_s_russkogovoryashchim_naseleniem_infografika
10. Ethnologue: Languages of the World // Lewis M.P., Simons G.F., Fennig C.D. (Eds.). Dallas, Texas: SIL International, 2016. URL: http://www.ethnologue.com/19/
11. Французская Е.О., Дерюшева В.Н. Подготовка преподавателя вуза к реализации образовательных программ нелингвистического профиля на английском языке // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 162–168.
12. Гофман И. Лекция // Социологическое обозрение. 2016. Том 6. № 2. С. 4–26.
13. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. Воронеж: Истоки, 2007. 61 с.
14. Ortaçtepe D. The Development of Conceptual Socialization in International Students: A Language Socialization Perspective on Conceptual Fluency and Social Identity. Cambridge Scholars Publishing, 2012. 250 p.
15. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 122–136.
16. Pronunciation Tips. BBC Learning English [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/grammar/pron/
17. How to Speak so That People Want to Listen [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eIho2S0ZahI