ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
В условиях роста конкуренции на международном рынке образовательных услуг интернационализация системы российского образования и привлечение большего числа иностранных студентов продолжает оставаться важной стратегической задачей. Особую значимость она приобретает для региональных опорных вузов. В статье описывается опыт разработки русскими преподавателями образовательных программ подготовки магистров на английском языке. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплин при выполнении такой работы, и предлагаются возможные способы их решения. Выявляется наличие специфического межакадемического барьера при коммуникации на английском языке, а также определяется ряд функций преподавателя, выполнение которых помогает преодолеть этот барьер на разных уровнях. При этом особое внимание уделяется таким профессиональным ролям, как адаптер и медиатор, овладение которыми является принципиально важным для эффективного взаимодействия с иностранными студентами. Предлагаются практические рекомендации по устранению различных профессиональных трудностей, которые могут возникнуть при разработке англоязычных магистерских программ. Делается вывод о необходимости иноязычной социализации и психологической адаптации русских преподавателей к специфике межакадемической коммуникации на английском языке.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье отражена позиция автора по отношению к теории и практике применения эффективного контракта для научно-педагогических сотрудников Национального исследовательского Томского политехнического университета. Приведён SWOT-анализ системы эффективного контракта как инструмента мотивации персонала, действующего в вузе уже более трёх лет. Исследованы история зарождения, принципы формирования и проблемы применения эффективного контракта. Даны рекомендации по организации процесса формирования и последующего применения эффективного контракта в университете. Цель статьи – исследовать теоретические и социально-экономические аспекты практики применения эффективных контрактов НПР в вузе для предложений по совершенствованию системы мотивации качества труда и недопущения ошибочных действий по управлению процессом её развития.Методологической основой исследования послужили системный и компетентностный подходы к управлению качеством труда научно-педагогических работников. Практическая значимость исследования заключается в представленных рекомендациях по совершенствованию организации процесса внедрения и адаптации системы эффективного контракта научно-педагогических сотрудников, способствующих развитию конкурентной среды и формированию новых механизмов достижения высокого качества научно-образовательной деятельности в вузе.
На современном этапе многие студенты испытывают потребность в получении ряда дополнительных компетенций, которые позволят им по окончании учебного заведения значительно расширить возможности трудоустройства и профессиональной деятельности. Научно-образовательный проект студенческого самоуправления «Школа компетенций» выступает одним из современных и набирающих популярность в российских вузах форматов приобретения дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций. К ним относятся компетенции в области правовых основ организации собственного дела, бизнес-планирования, маркетинга, рекламы и связей с общественностью, стрессоустойчивости, оформления заявок на гранты, технологии написания научного текста и пр. В статье авторы: а) проводят краткий обзор литературы и обосновывают актуальность реализации проекта «Школа компетенций» среди студентов; б) представляют предметное содержание проекта «Школа компетенций» и номенклатуру формируемых профессиональных и общекультурных компетенций студентов; в) рассматривают этапы реализации проекта «Школа компетенций» в вузах.
В статье рассматриваются отечественные практики сокращения потерь в образовательных организациях. Уделено внимание деятельности образовательных организаций, направленной на сокращение потерь как в основных производственных процессах, так и во вспомогательных процессах, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для потребителя. Дана оценка состоянию внедрения лин-технологий в основные производственные процессы в высшем образовании. Даны ссылки на немногочисленные примеры их использования. Более подробно рассмотрены практики применения бережливых технологий во вспомогательных процессах. На основе анализа информации официального сайта государственных закупок выявлена тенденция передачи государственными (муниципальными) учреждениями и ведомствами функций бухгалтерского, кадрового и юридического обеспечения на аутсорсинг. Рассмотрена практика Правительства Московской области по аутсорсингу вспомогательных процессов подведомственных организаций образования. Проведённый авторами сравнительный анализ расходов на одного обучающегося подтвердил эффективность применения аутсорсинга. Рассмотрена уникальная практика Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана по внедрению системы нормирования труда.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается технология организации образовательного процесса в высшем учебном заведении с применением интерактивного метода обучения – «фабрики процессов». Приведена сравнительная характеристика методики проведения «фабрики процессов», показаны её общие содержательно-технологические основы с форматом деловой игры, а также их отличительные особенности. Отмечена достаточно большая сценарная вариативность проведения «фабрики процессов» с обязательным включением базовых этапов. Продемонстрирован опыт внедрения данной методики в образовательный процесс Тюменского государственного медицинского университета в рамках программы «Бережливое производство в здравоохранении». В статье показан высокий потенциал нового формата интерактивного обучения в образовательном процессе с формированием необходимых компетенций и установки на использование полученных навыков в дальнейшей практической деятельности.
Проанализирован опыт внедрения технологии «перевёрнутый класс» (Flipped Classroom) на примере дисциплины «Русский язык и культура речи». Обобщены результаты анкетирования студентов, подтверждающие эффективность электронной образовательной среды как средства оптимизации аудиторных занятий с преподавателем. Рассмотрены технологические и научно-методические аспекты деятельности преподавателя при смене роли “sage on the stage” (лектора) на “guide on the side” (наставника, модератора), определены компетенции преподавателя, актуальные в условиях «перевёрнутого» обучения. Показана важная роль вузовского преподавателя, который одновременно выступает как учёный, методист, менеджер электронного образовательного пространства, наставник и воспитатель нового поколения специалистов разного профиля. От его профессионализма зависят актуальность и глубина обучающих материалов, эффективность методов и форм самостоятельной работы и аудиторного взаимодействия, то есть качество обучения. Особые требования общество предъявляет к преподавателям дисциплин, ориентированных на подготовку выпускников к деятельности в системе «человек – человек», на развитие их коммуникативных компетенций. Специализированный софт или искусственный интеллект сами по себе не решат задачи обучения эффективному общению в профессионально значимых ситуациях межличностного взаимодействия.
Статья посвящена изучению проблем разработки образовательных ресурсов по китайскому языку в высшей школе. Проведён анализ существующих образовательных ресурсов, выявлены основные достижения и проблемы в их разработке, сделан обзор новой учебной литературы в области обучения китайскому языку, определены приоритетные направления дальнейшего развития образовательных ресурсов по китайскому языку в высшей школе. Сделан вывод о необходимости использования принципа уровневого формирования коммуникативной компетенции в области китайского языка, который будет способствовать решению ряда проблем, таких как уровневое определение целей, этапов, содержания обучения и конечного результата овладения китайским языком при подготовке по профессиональной образовательной программе, формирование профессиональных компетенций, базирующихся на коммуникативной компетенции в области китайского языка, установление преемственности школьного и вузовского обучения китайскому языку и др.
УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
В конце прошлого года на базе Московского государственного института международных отношений (университета) состоялся круглый стол на тему «Развитие университета в XXI веке». Приглашённым докладчиком был почётный профессор Дельфтского университета Йохан Виссема (Нидерланды), автор книги «Университет третьего поколения» (в переводе на русский язык вышла в издательстве «Олимп-Бизнес» в 2016 г.). Участникам предлагались такие вопросы: социальные функции университетов, университет как центр развития гуманитарных технологий, роль университета в развитии региона. В обсуждении доклада Йохана Виссемы приняли участие: Воевода Елена Владимировна (д-р пед. наук, доцент, завкафедрой педагогики и психологии МГИМО), Белогуров Анатолий Юльевич (д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии МГИМО), Касаткин Петр Игоревич (канд. полит. наук, доцент кафедры мировых политических процессов, начальник Управления научной политики МГИМО), Махмутова Елена Николаевна (канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии МГИМО, Шишлова Екатерина Эдуардовна (канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии МГИМО).
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется европейский опыт описания исследовательского / научно-исследовательского вида деятельности и формирования рамки квалификаций для исследовательской карьеры. Авторы характеризуют этапы этого процесса, выявляя особую роль Болонской и Копенгагенской стратегий и разработанных ими документов и программ; приводят примеры создания отраслевых, секторальных и институциональных рамок внутри Европейского научного пространства и проводят их анализ. Особое внимание уделяется методологической культуре создания квалификационных рамок, трудностям разграничения уровней и нахождения адекватного языка их описания. Ставится вопрос об актуальных проблемах в процессе формирования отраслевой рамки в области «Образование и наука» в России и применимости европейского опыта в нашей стране.
В условиях роста конкуренции на международном рынке образовательных услуг интернационализация системы российского образования и привлечение большего числа иностранных студентов продолжает оставаться важной стратегической задачей. Особую значимость она приобретает для региональных опорных вузов. В статье описывается опыт разработки русскими преподавателями образовательных программ подготовки магистров на английском языке. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплин при выполнении такой работы, и предлагаются возможные способы их решения. Выявляется наличие специфического межакадемического барьера при коммуникации на английском языке, а также определяется ряд функций преподавателя, выполнение которых помогает преодолеть этот барьер на разных уровнях. При этом особое внимание уделяется таким профессиональным ролям, как адаптер и медиатор, овладение которыми является принципиально важным для эффективного взаимодействия с иностранными студентами. Предлагаются практические рекомендации по устранению различных профессиональных трудностей, которые могут возникнуть при разработке англоязычных магистерских программ. Делается вывод о необходимости иноязычной социализации и психологической адаптации русских преподавателей к специфике межакадемической коммуникации на английском языке.
Одной из задач при переходе к устойчивому развитию является формирование в обществе новой культуры взаимоотношений людей с окружающей средой – культуры экологичного образа жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит университетам как одному из главных институтов социализации молодёжи. Эффективной технологией формирования экологической культуры в молодёжной среде является привлечение студентов и сотрудников университета к самостоятельной реализации проектов в области экологии и устойчивого развития в рамках внеучебной работы. Реализация таких проектов не только содействует общей экологизации образования, но и формирует соответствующие навыки и привычки у широкого круга лиц. В статье рассматриваются основные направления экологизации университетов, зарубежный опыт внедрения концепции «зелёного кампуса» и представляется практика реализации студенческих проектов в области экологии и устойчивого развития на базе российских университетов. Особый акцент делается на возможностях и преимуществах экологизации российских вузов за счёт поддержки и развития студенческих инициатив.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
В статье обращается внимание на неоднозначное толкование терминов инженерной педагогики в процессе международного профессионального общения. Приводятся примеры неточной интерпретации терминов и их перевода на русский язык. C целью решения данной проблемы для российских специалистов в области инженерного образования предлагается составление англо-русского и русско-английского терминологического словаря-минимума «Инженерная педагогика» в рамках серии учебных терминологических словарей, издаваемых Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). Идея создания многоязычного словаря поддержана Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP), для которого разрабатывается многоязычный глоссарий “IGIP Multilingual Glossary”. В основу двух словарей положена лексикографическая концепция, созданная для серии словарей МАДИ. В статье также описываются основные проблемы, которые должны быть решены в процессе составления словарей.
В то время как в университетах Европы и Америки курс, обычно именуемый “English Composition”, присутствует в образовательном контексте уже длительное время, российское «Академическое письмо» интенсивно развивается в течение последних 10–15 лет. В настоящее время академическое письмо преподаётся во многих вузах России, создаются специализированные центры письма, проводятся ежегодные конференции. В фокусе внимания российских преподавателей-практиков и методистов находятся те жанры академического письма, которые важны и интересны для студентов (эссе, рекомендательное письмо, заявка на получение гранта и другие), следовательно, преобладает жанровый подход. В последние годы, с развитием концепции так называемого «исследовательского образования», возрастает роль профессионально-ориентированных жанров. Особое внимание автор статьи уделяет реферативному переводу как «письму-трансформации», формирующему лингвопрофессиональную компетенцию студента. Смещение акцента от письмапродукта к письму-процессу обозначает иной, самостоятельный статус письма. Поиски системного подхода к освоению студентами различных жанров англоязычного письма в российской высшей школе ещё впереди.
Автор рассуждает о важности преподавания аспирантам модуля «Научная письменная коммуникация», способствующего решению проблем, возникающих при выстраивании молодыми учёными своей научной публикационной карьеры. Понятие «академическое письмо» трактуется как ключ к пониманию национальных различий при межкультурном письменном общении. Автор делает акцент на неизбежном взаимовлиянии английского подъязыка науки и родного языка пишущего. Интернациональная составляющая современной академической статьи – английский язык, выступающий в качестве lingua franca. Возможные национальные разночтения и недопонимания опубликованной академической статьи объясняются с точки зрения типологии культур. На основе лингвистикокультурологического анализа научных работ на английском языке учёных разных стран автор приходит к выводу, что любой пишущий неосознанно проявляет свои национальные особенности при изложении описываемого материала на чужом языке.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Статья посвящена вопросам развития гуманитарной составляющей высшего образования в России. Основная мысль статьи состоит в том, что для современного гуманитарного образования принципиально важно усиление его функциональных связей с перспективными социальными изменениями и социальными практиками. В связи с этим возрастает потребность в обязательном систематическом социологическом сопровождении учебного процесса: социологическое исследование выступает как своеобразный инструмент «педагогической разведки», при помощи которого идентифицируются параметры содержательной корректировки гуманитарного образования и осуществляется диагностика его конечной социальной эффективности. Данный тезис иллюстрируется на примере такой изучаемой во всех российских вузах гуманитарной дисциплины, как история. В статье даётся характеристика складывающейся в настоящее время социокультурной ситуации изучения и преподавания истории, которая осложнена не только снижением уровня исторических компетенций молодежи, но и дивергенцией исторических дискурсов, а также некоторыми методологическими установками постмодернизма, затрудняющими установление исторической правды. Обсуждается влияние этой ситуации на восприятие научных концепций исторического процесса, составляющих содержательную основу учебного процесса, на ход этого процесса и его результаты. В связи с этим отмечается роль социологических методов зондирования реального исторического самосознания, позволяющих учитывать состояние социетальной среды и осуществлять «настройку» исторического образования под потребности развивающегося социума. Выдвигается и обосновывается идея перехода к гибким, самокорректирующимся учебным программам, способным благодаря использованию социологического сопровождения оперативно реагировать на глубинные социокультурные тренды различного типа. Аргументация, приводимая в подтверждение этой точки зрения, использует данные, полученные в ходе социологических опросов, проводившихся в разное время в ведущих российских вузах. В заключение рассматриваются содержательные и организационно-методические аспекты модернизации преподавания истории в соответствии с изложенными в статье соображениями. В связи с этим высказано пожелание о достижении большей скоординированности учебных программ по гуманитарным дисциплинам.
Стремление к свободе, познание и творчество человек-личность считает своей сокровенной сущностью. При этом совсем не одно и то же то, что мы о себе знаем, и то, что о себе воображаем. Мы живём во многом в воображаемых мирах, которые становятся для нас более реальными, чем их фактические прототипы. Этот феномен пытаются изучить религия, искусство и наука, делая акценты на разных моментах бытия. Самым привлекательным для ума является скрытая здесь Тайна. Воображение присутствует в любом творческом акте, и в любом из них присутствуют время и история. Время влияет на результаты многих наших сегодняшних усилий. Об этом, с точки зрения автора, свидетельствует, например, история России, где её прошлое определяет многие современные достижения и провалы.
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
В данной статье обоснована определяющая роль курса общевоенных дисциплин в системе военного обучения студентов, являющегося основным инструментом в формировании у них высоких профессионально-нравственных качеств военнослужащего, высоковостребованных не только в военной, но и во всех других сферах деятельности личности, общества и государства. Обобщены результаты проведённых исследований (экспериментов) и опыта прохождения военной службы офицерами запаса – выпускниками военных кафедр, подтвердившие неэффективность сложившейся в системе военного обучения студентов многолетней практики традиционного прохождения курса общевоенных дисциплин. Предложен системный подход к повышению эффективности и качества военного обучения студентов, предусматривающий целостное совершенствование основных составляющих такого обучения: правовой, содержательной, организационной, методической, научной, технико-технологической, контрольной, мотивационной, воспитательной, кадровой, экономической. Определены приоритеты в развитии каждой составляющей, предложены инновационные формы обучения студентов военных кафедр – комплексные тактико-специальные учебные задачи (КТСУЗ) и комплексные групповые упражнения, обеспечивающие формирование соответствующих современным требованиям глубоких знаний, уверенных практических навыков и умений в исполнении обязанностей по должностному предназначению в реальных условиях повседневной и боевой деятельности. Реализация предлагаемого подхода будет способствовать решению проблемы повышения эффективности и качества военного обучения студентов, открывает широкие возможности для проведения научных исследований в данной области, в совокупности определяя одновременно общую стратегию совершенствования качественных параметров функционирования всей системы.
Статья посвящена проблемам трансформации отношения россиян к военной службе в течение последнего десятилетия, а также вопросам динамики мотивационноценностной сферы курсантов военных образовательных организаций в процессе обучения. На основе анализа научной литературы, данных опросов общественного мнения и собственных исследований автор делает вывод о восстановлении престижа военной профессии, повышении социально-экономического статуса военнослужащих, укреплении уверенности курсантов в правильности выбора профессии. Среди мотивов поступления в военную образовательную организацию на протяжении всего периода наблюдений доминируют военно-профессиональные мотивы. Система ценностных координат курсантов также остаётся стабильной, они в целом гордятся службой в Вооружённых силах и разделяют нормы и ценности военной службы. Применение анализа соответствий позволило автору выявить связь между различными мотивами и ценностями и измерить степень близости между курсантами разных курсов в мотивационно-ценностном пространстве. Автор делает вывод о последовательной трансформации системы мотивации курсантов по мере взросления. Первокурсников в большей степени привлекают прагматичные, материальные преимущества военной службы. Второй, третий и четвёртый курсы занимают промежуточную позицию, на этом этапе происходит процесс переосмысления профессионального выбора. У выпускников в наибольшей степени сформирована военно-профессиональная направленность, наибольшую ценность для них представляет интерес к выбранной военно-учётной специальности.
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Монография посвящена первым 50 годам истории МИФИ, в первую очередь – рассмотрению образовательных инноваций, присущих данному вузу как центру научно-технологического развития страны. Ключевой инновацией, заложенной при самом его основании, является сопряжённость обучения и научной деятельности студентов с самых первых дней пребывания в его стенах. С ней связан и своеобразный бренд вуза – аббревиатура ССК: сжатие сроков карьеры, что демонстрируется биографией одного из его первых ректоров – В.Г. Кириллова-Угрюмова. В книге вводятся в научный оборот архивные данные об истории одного из лучших вузов страны и о судьбах людей, составивших его славу.
26 апреля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся XI Съезд Российского Союза ректоров. В работе съезда участвовали более 600 ректоров отечественных и зарубежных вузов. В повестку дня были включены вопросы развития единого образовательного пространства, построения стратегии научно-технологического развития России, взаимодействия университетов со школами и обществом, а также международные аспекты деятельности российских университетов.
ISSN 2072-0459 (Online)