ФИЛОСОФИЯ КАК БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА И СПЕЦИАЛИТЕТА
Аннотация
В статье предложен опыт обоснования ряда дидактических принципов и содержательных компонентов курса философии для технических направлений бакалавриата и специалитета. Обосновывается истолкование предмета и метода философии как рефлексивного анализа «неминуемого опыта», значимым сегментом которого полагаются ценности. Изучение высших социальных ценностей и метода их анализа рассматривается как ключевая предпосылка освоения студентами дисциплины «Менеджмент», и в частности теории организационной культуры, что способствует развитию у будущих бакалавров и специалистов необходимых управленческих компетенций. Отмечена ключевая роль философии в исследовании и принятии личностью определённой мировоззренческой парадигмы. Темы «Цивилизационный подход» и «Русская философия» представлены в качестве инструментов содержательной интеграции аудиторных и внеаудиторных форм патриотического воспитания студентов
Об авторах
Д. Н. БезгодовРоссия
советник при ректорате
Е. А. Вологин
Россия
канд. филос. наук, доцент, кафедра философии и методологии образования
С. В. Шилова
Россия
канд. техн. наук, директор Института фундаментальной подготовки
Список литературы
1. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. Философия как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10(216). С. 64–72.
2. Цыгулева М.В., Федорова М.А. Формирование рефлексивной среды технического вуза как условие становления гуманитарного инженера // Высшее образование в России. 2016. № 5(201). С. 143–149.
3. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ., под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
4. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125–130.
5. Безгодов Д.Н. Семиотическая динамика организационной культуры вуза: основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2 (3). С. 55–59.
6. Безгодов Д.Н. Аксиология С.Л. Франка и организационная культура вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 4 (3). С. 30–36.
7. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию / Пер. с англ. В. Молчанова. М.: Три квадрата, 2005. 224 с.
8. Безгодов Д.Н. Университетское образование как освоение парадигмальных установок мышления // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (3). С. 6–10.
9. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.: Изд-во политической литературы, 2001. 639 с.
10. Безгодов Д.Н. «Цивилизация России»: опыт проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 87–92.
11. Безгодов Д.Н. К разработке технологии обследования и корректировки образовательной среды вуза на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2013. №5. С. 86–93.
12. История русской философии: учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.
13. Безгодов Д.Н. Формула Парменида в аналитическом изложении // Общество: философия, история, культура. 2015. № 1. С. 21–25.
14. Безгодов Д.Н. Ирония в сократическом методе: механизм и относительная ценность // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 57–61.