НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема подготовки квалифицированных инженерных кадров, удовлетворяющих высокие запросы работодателей, является одной из наиболее острых в современной инновационной экономике. Задача оценки качества подготовки инженера, соответствия этой подготовки требованиям отраслевых профессиональных стандартов, тем более в условиях создания новых производств, основанных на сложных бизнес-процессах, ещё больше усиливает обозначенную проблему. Следует отметить, что качественная подготовка инженера немыслима без независимой вневедомственной оценки. Для осуществления независимой оценки квалификации инженерных кадров планируется организовать специализированные центры (так называемые ЦОКи – центры оценивания компетенций), осуществляющие проверку уровня подготовки инженеров. Такой центр для IT-специалистов планируется
создать в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.
Приведена структура российской системы подготовки инженерных кадров. Показывается
многовариантность подготовки за счёт выбора обучающимся образовательной траектории. Приводится зарубежный опыт в оценке качества подготовки инженерных кадров к профессиональной деятельности. Описываются требования к центрам оценки квалификаций
и возможные процедуры оценивания. Подчёркивается необходимость создания современных
фондов оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций, согласованных с работодателями в соответствии с отраслевыми профессиональными стандартами
Статья продолжает серию публикаций, посвящённых анализу развития междисциплинарного кластера Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, ориентированного на обеспечение условий для опережающего образования в области биотехнологий и биомедицины, на выработку новых подходов к управлению этим развитием. Основное внимание уделено тому обстоятельству, что необходимость привлечения материальных и кадровых ресурсов для реализации такого проекта неизбежно ведёт к масштабной и динамичной интеграции с многими партнёрами. В результате происходит систематическое взаимопроникновение административного (изменение собственной структуры вуза) и проектного (формирование сетевых структур) подходов к управлению. Ввод в эксплуатацию нового здания Центра инновационного развития университета (25 тыс. кв. м.) создаёт условия для пространственного объединения растущего числа административных и сетевых узлов кластера, что является важным шагом в формировании инновационного пояса вуза как одной из определяющих черт университета третьего поколения. Рассматриваются подходы к управлению кластером в целом
В статье проведён анализ результатов разработки трёх поколений федеральных государственных образовательных стандартов. Отмечены их особенности и принципы построения, основанные на стандартизации содержания образования и требований к результатам обучения. Подчёркнута роль федеральных учебно-методических объединений в разработке образовательных стандартов, примерных образовательных программ, нормативных документов и методических материалов в сфере высшего образования. Рассмотрены роль и значение примерной основной образовательной программы. Отмечено несоответствие статуса примерной основной образовательной программы как обязательной при разработке программ вузов положениям законодательства в области образования
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В настоящей работе рассмотрены проблемы сопряжения высшего образования и сферы труда, природа различий между квалификациями по образованию и профессиональными квалификациями, выявлена роль профессиональных стандартов в решении этих проблем. Отмечается, что терминология ФГОС не вполне адекватна трактовке квалификации выпускника высшей школы в ФЗ-273 «Об образовании в РФ», равно как язык профессиональных стандартов не соответствуют определению квалификации работника в Трудовом кодексе РФ. Показано, что «увязка» или сопряжение высшего образования и сферы труда – это многокомпонентная проблема, решение которой возможно лишь при
согласованном с единых позиций рассмотрении всех её составляющих. Для этого представителям высшей школы и представителям сферы труда нужно научиться разговаривать на одном профессиональном языке, при максимальном сохранении ведомственных традиций, оставаясь в рамках действующего трудового и образовательного законодательства, разработать и согласовать единый глоссарий терминов, которые сказались на пересечении сферы образования и сферы труда. Затем следует внести коррективы в уже действующие нормативные документы, а при необходимости – и в законодательные акты как в сфере образования, так и в сфере труда. Возможно, потребуется правительственное постановление, регламентирующее работу различных министерств и ведомств по разработке Национальной системы квалификаций. Важно определить критерии эквивалентности знаний, умений и профессионального опыта, полученных в системе формального, неформального и спонтанного образования, которые следует использовать для подтверждения квалификации соискателя.
Статья посвящена одной из проблем, с которой сталкивается российское высшее бразование при переходе на кредитно-модульную систему в процессе реализации в России принципов Болонской декларации. Этой проблемой является недостаточный уровень познавательной самостоятельности многих российских студентов-первокурсников, что сказывается на их готовности быть субъектами своей учебной деятельности вообще и студентоцентрированного учения в частности. Автор считает, что причины такого положения следует искать как в области специфики российского национального менталитета, так и в особенностях традиционного для России школьного образования. В результате проведённого исследования делается вывод о том, что именно из-за несформированности
необходимых учебных умений и, как следствие, неумения работать самостоятельно большинство первокурсников оказываются неготовыми к обучению в условиях кредитно-модульной системы. Поэтому вопросы формирования и развития познавательной самостоятельности обучающихся должны находиться в центре внимания разработчиков ФГОС как среднего, так и высшего образования
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья посвящена комплексному исследованию проблемы педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. Научный интерес к проблеме обусловлен процессами интернационализации высшего образования, необходимостью решения новых задач, связанных с интенсификацией и расширением международных образовательных контактов. В статье конкретизируется содержание понятия «педагогическое обеспечение» применительно к социокультурной адаптации иностранных студентов. Педагогическое обеспечение рассматривается как педагогическая деятельность, связанная с управлением процессом функционирования совокупности ресурсов: личностных, институциональных, средовых, необходимых для успешной социокультурной адаптации. Авторами выделены и охарактеризованы критерии и уровни социокультурной адаптированности иностранных студентов. Обоснованы причины, затрудняющие процесс педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. В статье представлена авторская программа «Иностранный студент в российском вузе», которая отражает содержание, форму, качество педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. Программа включает педагогическую технологию и методику формирования социокультурной адаптированности иностранных студентов. Педагогическая технология рассматривается в статье как Системное, поэтапное осуществление педагогического процесса с использованием личностных, инструментальных и методологических средств для повышения уровня адаптированности иностранных студентов. Апробированная авторами методика формирования социокультурной адаптированности иностранных студентов включает в себя следующие этапы организации деятельности: познавательный, этап реализации потенциальных возможностей учреждения высшего профессионального образования, этап вовлечения иностранных студентов в различные виды социально значимой деятельности; этап индивидуального регулирования процесса социокультурной адаптации. Авторами экспериментально подтверждена эффективность разработанной программы и выделены условия её успешной реализации: организационно-педагогические, способствующие освоению различных форм социально значимой деятельности в поликультурной среде
вуза; методические, отражающие готовность сотрудников вуза к осуществлению данного
процесса; управленческие, выступающие как научно обоснованная, последовательная система организации педагогического взаимодействия. Полученные результаты представляют педагогический интерес и могут служить основой для разработки и реализации технологического подхода в процессе социокультурной адаптации иностранных студентов на различных уровнях высшего образования.
В статье обсуждается ряд вопросов, связанных со сложившейся в России практикой оплаты труда преподавателей частных вузов и с возможными направлениями её совершенствования. Аргументируется тезис о том, что данная категория учреждений высшего профессионального образования вместо поиска инновационных, по-настоящему эффективных технологий Мотивации своих НПР ориентируется на «псевдорыночный» подход – держать величину среднего заработка на уровне, слегка превышающем аналогичный уровень в государственных вузах. Анализируются негативные последствия такого подхода. Формулируются рекомендации по изменению как стратегии, так и тактики мотивации НПР частных вузов, основанные на внедрении хозрасчётного подхода и методики расчёта коэффициента личной эффективности деятельности преподавателя
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Рассматривается процесс развития Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) за 45 лет, вхождение его в международную систему обществ по инженерному образованию. Анализируются доклады, сделанные на последних конференциях IGIP по инженерной педагогике. Обсуждаются направления изменения содержания инженерного образования в рамках «Повестки дня в области устойчивого развития», а также методики обучения в эпоху «цифровых технологий». Показана роль российских технических университетов в развитии международной интеграции инженерного образования
Статья посвящена выявлению состояния подготовки профессиональных кадров в вузе в условиях перехода на двухуровневую систему «бакалавр – магистр» в России и совершенствованию процесса обучения бакалавров в создавшейся ситуации. Представлен сравнительный анализ зарубежного и отечественного бакалавриата на современном этапе; раскрыты основные проблемы, связанные с переходом на двухуровневую систему «бакалавр – магистр». Обоснована значимость общеобразовательных естественнонаучных дисциплин в достижении цели образования – формирования компетенций бакалавра технического профиля, определённых ФГОС ВО. Предложена модель обучения бакалавра, предполагающая усиление фундаментальности его образования по естественнонаучным и общетехническим дисциплинам. С учётом опыта работы авторов статьи на примере преподавания химии в техническом университете рассмотрены формы и методы организации процесса обучения по предметам естественнонаучного цикла, способствующие повышению качества подготовки бакалавров
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
Представлена логика мотивирующей функции ценностей в отношении научно-педагогического персонала университетов. Обосновывается позитивное взаимовлияние учебного и воспитательного процессов, в качестве инструмента организации и мониторинга эффективности которых вводится модель ценностно-компетентностного параллелепипеда. Анализируется актуальность участия университетов в глобальной ценностной конкуренции и потенциал влияния университетских социокультурных проектов на развитие местного и регионального сообщества
В статье рассматриваются проблемы применения ценностно-компетентностного подхода в проектировании и реализации программ высшей школы на примере образовательного процесса Ухтинского государственного технического университета. Лежащий в основе образовательного процесса ценностно-компетентностный подход призван обеспечить подготовку востребованных, выдерживающих конкуренцию на рынке труда высокопрофессиональных специалистов. Университет ставит задачей создание конвергентного пути осуществления образовательного и воспитательного процессов. Обязательным условием ценностно-компетентностной синергии в вузовской образовательной среде является ориентация образовательной деятельности на объединение профессиональных компетенций и ценностей жизни студенческой молодёжи, посредством чего студенты становятся активными участниками учебно-образовательного процесса.
В современных рыночных условиях вузу необходимо взаимодействовать с множественными и разнообразными группами общественности. Для повышения конкурентоспособности университеты перестраивают коммуникационную политику под конкретные целевые аудитории и новые каналы коммуникации. В связи с этим медиасопровождение деятельности вуза, создание и поддержание его положительного имиджа требуют более пристального внимания со стороны руководства учебных заведений. Описанный в статье опыт практической реализации коммуникационной политики вуза и развития партнёрских связей с внешней средой демонстрирует актуальность данных вопросов для высшей школы в России на современном этапе развития системы профессионального образования
В статье в качестве инструмента повышения эффективности информационной политики университета рассматривается использование брендового потенциала территории. Подчёркивается роль стратегических ориентиров позиционирования вуза, которые образуют семантический «каркас» информационной политики, обусловливают её системный характер, становятся смысловой основой для формирования университетского бренда и инструментом адекватного донесения до целевой аудитории университетских ценностных установок. Предлагаются пути и методы вовлечения целевых аудиторий в сферу воздействия стратегических ориентиров информационной политики. С опорой на теорию А.Ф. Лосева раскрывается роль символического события в брендинге территории или организации. На примере интерпретации исторического факта и трансформации образа исторического персонажа до уровня символа показаны процесс и логика приращения символического капитала вуза
В статье предложен опыт обоснования ряда дидактических принципов и содержательных компонентов курса философии для технических направлений бакалавриата и специалитета. Обосновывается истолкование предмета и метода философии как рефлексивного анализа «неминуемого опыта», значимым сегментом которого полагаются ценности. Изучение высших социальных ценностей и метода их анализа рассматривается как ключевая предпосылка освоения студентами дисциплины «Менеджмент», и в частности теории организационной культуры, что способствует развитию у будущих бакалавров и специалистов необходимых управленческих компетенций. Отмечена ключевая роль философии в исследовании и принятии личностью определённой мировоззренческой парадигмы. Темы «Цивилизационный подход» и «Русская философия» представлены в качестве инструментов содержательной интеграции аудиторных и внеаудиторных форм патриотического воспитания студентов
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Рассмотрены особенности педагогической магистратуры как отдельной ступени высшего образования, отличающие её от бакалавриата. Приведены результаты анкетирования студентов магистратуры, их рефлексивные тексты, позволяющие зафиксировать «портрет» студента педагогической магистратуры: мотивы поступления, ожидания, трудности и эффекты первых месяцев обучения. Ставится вопрос о необходимости смены в магистратуре моделей организации совместной деятельности и типа коммуникации преподавателя и студентов, что влияет на изменение типа учебной активности студента и профессиональных компетенций преподавателя при переходе из бакалавриата в магистратуру
Актуальной проблемой сегодня является оснащение строительной отрасли технологиями информационного моделирования (BIM-технологиями). Для перехода к широкому использованию BIM-технологий должна быть решена задача подготовки кадров с новым мышлением. Обсуждаются требования к специалистам, способным продвигать технологии информационного моделирования в строительной индустрии. При подготовке выпускников направления «Строительство» необходимо внедрять инновационные образовательные технологии, направленные на формирование у студентов способности работать в команде, компетенций в области современных информационных и коммуникационных технологий, а также готовности осуществлять проектирование на основе Пространственного моделирования. Графическая подготовка является первой дисциплиной профессиональной направленности студентов-строителей. В рамках предметной подготовки важно создать среду обучения, приближенную к профессиональной. Приводятся примеры практико-ориентированных учебных заданий, основанных на методе проектов, которые выполняют студенты в ходе самостоятельной работы. Инновационным моментом при разработке индивидуальных заданий является возможность выполнения проектов в формате 3D
ISSN 2072-0459 (Online)