ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Abstract
About the Authors
Мария ШеманаеваRussian Federation
Мария Шеманаева
References
1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебникаМ.: Русский язык, 1977. — 288 с.
2. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
3. Гурвич П.Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков Министерство просвещения РСФСР. Владимирский государственный педагогический инсти¬тут им. П. И. Лебедева-Полянского. Учебное пособие. — Владимир: 1982. — 77 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — Москва : Логос, 2005 . — 382, [1] с. : ил., табл. — (Новая университетская библиотека).
5. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку М.: Просвещение, 1990.– 224 (187) с.: ил
6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М.: Просвещение, 1991. — 287 с. — (Библиотека учителя иностранного языка).
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1970
8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация Учебное пособие. — М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с
9. Stern, H. H. (1986). Fundamental Concepts of Lanugage Teaching. Oxford: OUP
10. V. Hamilton Interpersonal Communication Competence University Readers; 1st edition (2014) [13],
11. W. Rivers [14], Teaching Foreign-Language Skills University of Chicago Press, 1968
12. W. Rivers Interactive Language Teaching Cambridge University Press, Jan 30, 1987
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
14. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR) (2011) // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/CADRE_EN. asp.
15. Д. Хомски Chomsky, Noam (1965). Aspects of the theory of syntax. Cambridge: M.I.T. Press.
16. Hymes, D. H. (1972). On Communicative Competence. In Pride, J. B., & Holmes, J. (Eds.), Sociolinguistics, 269-293. Baltimore, USA: Penguin Education, Penguin Books Ltd.
17. С. Савиньон[19], Savignon, S. J. (1972). Communicative Competence: An Experiment in Foreign-Language Teaching. Philadelphia: The Centre for Curriculum Development, Inc.
18. Savignon, S. J. (1983). Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Texts and Contexts in Second Language Learning. Reading, Massachusetts at all: Addison-Wesley Publishing Company.
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — Москва : Логос, 2005 . — 382, [1] с. : ил., табл. — (Новая университетская библиотека).
20. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях (монография). — Еврошкола Москва, 2004. — 236 с.
21. The Condition of College and Career Readiness 2010. ACT. (2010 http://www.act.org/research/policymakers/cccr10/pdf/ConditionofCollegeandCareerReadiness2010.pdf
22. Wirt, J., Choy, S., Rooney, P., Provasnik, S., Sen, A., and Tobin, R. (2004). The Condition of Education 2004 (NCES 2004-077). U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Washington, DC: U.S. Government Printing Office. http://nces.ed.gov/pubs2004/2004077.pdf
23. Education to Employment: Getting Europe’s Youth into Work,” McKinsey & Company, January 2014, www.mckinsey.com/insights/social_sector/converting_education_to_employment_in_europe
24. The 2013 Lumina Study of the American Public’s Opinion on Higher Education and U.S. Business Leaders poll on Higher Education: What American Needs to Know about Higher Education Redesign.” Gallup and Lumina, February 25, 2014, https://www.luminafoundation.org/files/resources/2013-gallup-luminafoundation-report.pdf
25. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень образования бакалавриат. Направление подготовки 21.03.02 Землеустрйство и кадастры / Портал государственных образовательных стандартов. Режим доступа: http://fsosvo.ru 5
26. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с
27. Зинченко В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2000. № 2
28. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — Москва : Логос, 2005 . — 382, [1] с. : ил., табл. — (Новая университетская библиотека).
29. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
30. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. (англ. 1984)
31. К. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994
32. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с. [29], А.В. Хуторского [30] и др.
33. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997
34. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 22.04.2018)..]
35. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
36. Autor, D The Polarization of Job Opportunities in the U.S. Labor Market: Implications for Employment and Earnings Community Investments, Fall 2011 – Volume 23, Issue 2
37. http://www.amanet.org/uploaded/2012-Critical-Skills-Survey.pdf
38. Four-dimensional education: The competencies learners need to succeed C Fadel, M Bialik, B Trilling - 2015 - Center for Curriculum Redesign
39. Интернет-ресурс «Атлас новых профессий» - http://atlas100.ru/
40. Профессии-пенсионеры // Атлас новый профессий. URL: http://atlas100.ru/future/articles/professii-pensionery/ (дата обращения: 28.10.2016)
41. Акопова, М. А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Акопова Мария Алексеевна ; [С.-Петерб. гос. политехн. ун-т]. — Санкт-Петербург, 2004. — 368 с. : ил
42. Борзова, Е. В. Иноязычное личностно ориентированное образование в старших классах средней школы [Текст] : монография / Е. В. Борзова ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Карел. гос. пед. ун-т". –– Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2009. –– 170 с. –– Библиогр.: с. 147––169.
43. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29—36
44. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании [Текст] : концепция и технологии : монография / В. В. Сериков ; Волгогр. гос. пед. ун-т. — Волгоград : Перемена, 1994. — 150 с. : ил.
45. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креатив. обучения [Текст] / А. В. Хуторской. — Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. — 415 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 400-415.
46. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская ; отв. ред. к.п.н. М.А. Ушакова. — 2-е изд. — Москва : Сентябрь, 2000. — 111 с. : ил. — (Библиотека журнала "Директор школы"). — Библиогр.: с. 110—111.
47. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
48. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — Москва : Мысль, 1991. — 299
49. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. — М., 1998. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности//Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С.148-150.
50. Горшкова В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 1993. 37 с Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 320 с.
51. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб: Питер, 2003.
52. Стахнева, Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии : [Текст] : автореф. дис. .докт. псих. наук : 19.00.07 /Л.А.Стахнева. – Иркутск
53. Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-subekta-i-subektnosti-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 01.05.2018)
54. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] : кн. для учителя / И. А. Зимняя. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 1985. — 160 с. : ил.
55. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; ред. и вступ. ст. В. В. Давыдова ; авт. коммент. В. В. Давыдов [и др.]. — Москва : Педагогика, 1991. — 480 с. : портр. — Библиогр.: с. 450— 472.
56. Акопова М. А. Воспитательный и развивающий потенциал иностранного языка в неязыковом вузе [Текст] : [монография] / М. А. Акопова, Н. И. Алмазова, А. Б. Алмазова ; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2013. — 151 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 112—137
57. Колкова, М. К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе [Текст] / М. К. Колкова // Обучение иностранным языкам : материалы для специалиста образоват. учреждения / отв. ред. М. К.Колкова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2003. — С. 57—67.
58. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. [Текст] / «Развитие индивидуальности в диалоге культур» Е. И. Пассов. — Москва : Просвещение, 2000. — 170 с
59. Соловова, Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка [Текст] : интегративно-рефлексивный подход : монография / Е. Н. Соловова. — Москва : Глосса-Пресс, 2004. — 336 с. : табл. — (Профессия: учитель). — Библиогр.: с. 318—336.
60. . Bim I.L.(1977) Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problemy shkol'nogo uchebnika [Methоdology of teaching foreign languages as a science and challenges faced by Russian coursebooks] M.: Russkii yazyk, 1977. — 288 s.
61. Gal'perin P.Ya. (1981) Formirovanie umstvennykh deistvii [Forming mental actions] // Khrestomatiya po obshchei psikhologii: Psikhologiya myshleniya. M., 1981.
62. Gurvich P.B. (1982) Korrektivno-podgotovitel'nyi aspekt metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov [Correctional aspect of methodology of teaching foreign languages ]Ministerstvo prosveshcheniya RSFSR. Vladimirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii insti¬tut im. P. I. Lebedeva-Polyanskogo. Uchebnoe posobie. — Vladimir: 1982. — 77 s.
63. Zimnyaya, I. A. (2005) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology] [Tekst] : ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ped. i psikhol. napravleniyam i spetsial'nostyam / I. A. Zimnyaya. — Izd. 2-e, dop., ispr. i pererab. — Moskva : Logos, 2005 . — 382, [1] s. : il., tabl. — (Novaya universitetskaya biblioteka).
64. Min'yar-Beloruchev R.K.(1990) Metodika obucheniya frantsuzskomu yazyku [ Methodology of teaching French as a second language] M.: Prosveshchenie, 1990.– 224 (187) s.: il
65. Rogova G.V., Rabinovich F.M., Sakharova T.E. (1991) Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednei shkole [Methоdology of teaching foreign languages in secondary school] M.: Prosveshchenie, 1991. — 287 s. — (Biblioteka uchitelya inostrannogo yazyka).
66. Rubinshtein S.L. (1970) Osnovy obshchei psikhologii [ Basics of psychology.] -M., 1970
67. Ter-Minasova S.G.(2000) Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya[ Language and intercultural communication] Uchebnoe posobie. — M.: Slovo/Slovo, 2000. — 624 s
68. Stern, H. H. (1986). Fundamental Concepts of Lanugage Teaching. Oxford: OUP
69. V. Hamilton (2014) Interpersonal Communication Competence University Readers; 1st edition
70. W. Rivers (1968), Teaching Foreign-Language Skills University of Chicago Press, 1968
71. W. Rivers (1987) Interactive Language Teaching Cambridge University Press, Jan 30, 1987
72. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 maya 2012 g. N 413 g. Moskva "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya"
73. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR) (2011) // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/CADRE_EN. asp.
74. D. Khomski Chomsky, Noam (1965). Aspects of the theory of syntax. Cambridge: M.I.T. Press.
75. Hymes, D. H. (1972). On Communicative Competence. In Pride, J. B., & Holmes, J. (Eds.), Sociolinguistics, 269-293. Baltimore, USA: Penguin Education, Penguin Books Ltd.
76. S. Savin'on[19], Savignon, S. J. (1972). Communicative Competence: An Experiment in Foreign-Language Teaching. Philadelphia: The Centre for Curriculum Development, Inc.
77. Savignon, S. J. (1983). Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Texts and Contexts in Second Language Learning. Reading, Massachusetts at all: Addison-Wesley Publishing Company.
78. Zimnyaya, I. A. (2005) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogycal psychology] [Tekst] : ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ped. i psikhol. napravleniyam i spetsial'nostyam / I. A. Zimnyaya. — Izd. 2-e, dop., ispr. i pererab. — Moskva : Logos, 2005 . — 382, [1] s. : il., tabl. — (Novaya universitetskaya biblioteka).
79. Safonova V. V. (2004) Communikativnaya kompetentsiya: sovremennye podkhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh [Communicative competence] (monografiya). — Evroshkola Moskva, 2004. — 236 s.
80. The Condition of College and Career Readiness 2010. ACT. (2010 http://www.act.org/research/policymakers/cccr10/pdf/ConditionofCollegeandCareerReadiness2010.pdf
81. Wirt, J., Choy, S., Rooney, P., Provasnik, S., Sen, A., and Tobin, R. (2004). The Condition of Education 2004 (NCES 2004-077). U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Washington, DC: U.S. Government Printing Office. http://nces.ed.gov/pubs2004/2004077.pdf
82. Education to Employment: Getting Europe’s Youth into Work,” McKinsey & Company, January 2014, www.mckinsey.com/insights/social_sector/converting_education_to_employment_in_europe
83. The 2013 Lumina Study of the American Public’s Opinion on Higher Education and U.S. Business Leaders poll on Higher Education: What American Needs to Know about Higher Education Redesign.” Gallup and Lumina, February 25, 2014, https://www.luminafoundation.org/files/resources/2013-gallup-luminafoundation-report.pdf
84. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya. Uroven' obrazovaniya bakalavriat. Napravlenie podgotovki 21.03.02 Zemleustristvo i kadastry / Portal gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov. Rezhim dostupa: http://fsosvo.ru 5
85. Zeer E.F. (2003) Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya Vocational training psychology Uchebn. posobie. - 2-e izd., pererab. - M: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2003. - 480 s
86. Zinchenko V.P. (2003) Proximal development prospect // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2000. № 2
87. Zimnyaya, I. A. (2005) Pedagogical psychology [Tekst] : ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ped. i psikhol. napravleniyam i spetsial'nostyam / I. A. Zimnyaya. — Izd. 2-e, dop., ispr. i pererab. — Moskva : Logos, 2005 . — 382, [1] s. : il., tabl. — (Novaya universitetskaya biblioteka).
88. Markova A.K. (1983) Motivation development at school: Posobie dlya uchitelya. –– M.: Prosveshchenie, 1983. – 96 s.
89. Raven D.(1984). Competence in modern society.. – M., 2002. (angl. 1984)
90. K. Rodzhers. (1994) Psychotherapy. M.: "Progress", 1994
91. Kholodnaya M. A. (2002) Intellect psychology: paradoxes. 2-e izd., pererab. i dop. — SPb.: Piter, 2002. — 272 s. [29], A.V. Khutorskogo [30] i dr.
92. Hutmacher Walo(1996) Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997
93. Zimnyaya I.A. (2009 ) Key competences new // Eksperiment i innovatsii v shkole. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (data obrashcheniya: 22.04.2018)..]
94. Khutorskoi A.V.(2002) Key competences and education standards // Internet-zhurnal "Eidos". - 2002. - 23 aprelya. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
95. Autor, D (2011) The Polarization of Job Opportunities in the U.S. Labor Market: Implications for Employment and Earnings Community Investments, Fall 2011 – Volume 23, Issue 2
96. http://www.amanet.org/uploaded/2012-Critical-Skills-Survey.pdf
97. Fadel, M Bialik, B Trilling (2015) Four-dimensional education: The competencies learners need to succeed C - 2015 - Center for Curriculum Redesign
98. Internet-resourses «Atlas novykh professii» - http://atlas100.ru/
99. Professii-pensionery // Atlas novyi professii. URL: http://atlas100.ru/future/articles/professii-pensionery/ (data obrashcheniya: 28.10.2016)
100. Akopova, M. A.(2004) Theory and methodology of student-centered approach in furher education programs [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08 / Akopova Mariya Alekseevna ; [S.-Peterb. gos. politekhn. un-t]. — Sankt-Peterburg, 2004. — 368 s. : il
101. Borzova, E. V. (2009) Foreign language student-centered learning in secondary school Tekst] : monografiya / E. V. Borzova ; Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Karel. gos. ped. un-t". –– Petrozavodsk : Izd-vo KGPU, 2009. –– 170 s. –– Bibliogr.: s. 147––169.
102. Bondarevskaya, E. V. (1995) Values of student-centered learning [Tekst] / E. V. Bondarevskaya // Pedagogika. — 1995. — № 4. — S. 29—36
103. Serikov, V. V. (1994) Student-centered approach in education [Tekst] : kontseptsiya i tekhnologii : monografiya / V. V. Serikov ; Volgogr. gos. ped. un-t. — Volgograd : Peremena, 1994. — 150 s. : il.
104. Khutorskoi, A. V.(2003) Didactic heuristics : teoriya i tekhnologiya kreativ. obucheniya [Tekst] / A. V. Khutorskoi. — Moskva : Izd-vo Mosk. gos. un-ta, 2003. — 415 s. : il., portr. — Bibliogr.: s. 400-415.
105. Yakimanskaya, I. S. (2000) Student-centered learning [Tekst] / I. S. Yakimanskaya ; otv. red. k.p.n. M.A. Ushakova. — 2-e izd. — Moskva : Sentyabr', 2000. — 111 s. : il. — (Biblioteka zhurnala "Direktor shkoly"). — Bibliogr.: s. 110—111.
106. Leont'ev, A. N.(1975) Activity. Conciousness. Personality. [Tekst] / A. N. Leont'ev. — Moskva : Politizdat, 1975. — 304 s.
107. Abul'khanova-Slavskaya, K. A.(1991) Life strategy [Tekst] / K. A. Abul'khanova-Slavskaya. — Moskva : Mysl', 1991. — 299
108. Volkova E.N. (1994) Teacher’s subject : theory and practice. Avtoref. dis. ... d-ra psikholog. nauk. — M., 1998. Konopkin O.A. Fenomen sub"ektnosti v psikhologii lichnosti//Voprosy psikhologii. — 1994. — № 6. — S.148-150.
109. Gorshkova V. V. (1993) Intersubject relationships in pedagogical process. Avtoref. dis. d-ra ped. nauk. SPb, 1993. 37 s Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1977. 320 s.
110. Rubinshtein S.L. (2003) Conciousness and reality. Chelovek i mir. — SPb: Piter, 2003.
111. Stakhneva, L.A.( 2004) Sub"ektnyi podkhod k probleme razvitiya lichnosti i ego znachenie dlya pedagogicheskoi psikhologii : [Tekst] : avtoref. dis. .dokt. psikh. nauk : 19.00.07 /L.A.Stakhneva. – Irkutsk
112. Stakhneva L. A.(2010) Understanding subject in modern psychology // Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-subekta-i-subektnosti-v-sovremennoy-psihologii (data obrashcheniya: 01.05.2018)
113. Zimnyaya, I.A.(1985) Psychological aspects of teaching speaking in the second language [Tekst] : kn. dlya uchitelya / I. A. Zimnyaya. — 2-e izd. — Moskva : Prosveshchenie, 1985. — 160 s. : il.
114. Vygotskii, L. S.(1991) Pedagogycal psychology [Tekst] / L. S. Vygotskii ; red. i vstup. st. V. V. Davydova ; avt. komment. V. V. Davydov [i dr.]. — Moskva : Pedagogika, 1991. — 480 s. : portr. — Bibliogr.: s. 450— 472.
115. Akopova M. A.(2013) Educational potential of teaching second language in non-linguistic university [Tekst] : [monografiya] / M. A. Akopova, N. I. Almazova, A. B. Almazova ; S.-Peterb. gos. politekhn. un-t. — Sankt-Peterburg : Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. — 151 s. : il., portr. — Bibliogr.: s. 112—137
116. Kolkova, M. K. (2003) Modernization of teaching foreign language [Tekst] / M. K. Kolkova // Obuchenie inostrannym yazykam : materialy dlya spetsialista obrazovat. uchrezhdeniya / otv. red. M. K.Kolkova. — Sankt-Peterburg : KARO, 2003. — S. 57—67.
117. Passov, E.I. (2002) Concept syllabus of communicative linguistic education [Tekst] / «Razvitie individual'nosti v dialoge kul'tur» E. I. Passov. — Moskva : Prosveshchenie, 2000. — 170 s
118. Solovova, E. N. (2004) Professional training and retraining of foreign language teachers [Tekst] : integrativno-refleksivnyi podkhod : monografiya / E. N. Solovova. — Moskva : Glossa-Press, 2004. — 336 s. : tabl. — (Professiya: uchitel'). — Bibliogr.: s. 318—336.