ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В статье предлагается коммуникативная трактовка понятия «система образования». Поворот современной социологии в сторону коммуникативно-системной теории (Н. Луман), по мнению автора, ознаменовал собой прощание не только со структурно-функциональными подходами к анализу и управлению социальными системами, но и с рецидивами их критики, построенной на представлениях об «идеальной норме». Автор предпринимает попытку реализовать логику развития операционально замкнутых рекурсивно эволюционирующих систем в качестве инструмента анализа некоторых действий регулятора по реформированию российского высшего образования в течение последних 10–15 лет.
В качестве инструмента научного анализа отечественной образовательной действительности предлагается подход в терминах концепции социальной гибридизации. В работе дано обоснование гибридной природы модернизации отечественного высшего образования. Выявлено влияние интеграционных предпочтений при модернизации высшей школы на формирование гибридных образовательных конструкций в системе отечественного высшего образования. Приведено определение гибридной системы, рассматриваются процессы гибридизации сферы образования, обсуждаются различные её аспекты. Отмечаются особенности гибридных преобразований и связь с образовательной реальностью. Особо подчёркивается гибридная природа компетентностного подхода. Рассмотрено моделирование гибридных систем на основе превращённых форм.
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
В статье рассматривается противоречие между современными требованиями к подготовке высококвалифицированных кадров и целями и возможностями лекции как основной формы проведения занятия в вузе. Анализ атрибутов современной педагогической системы высшего образования, таких как цель функционирования системы, субъекты (обучающиеся, преподаватели и др.), содержание обучения, позволил сделать вывод о качественных изменениях в их характеристиках, связанных с реалиями современного общества. Тормозом к развитию высшего образования являются старые стереотипы и установки, формировавшиеся веками и давно потерявшие своё значение, но до сих пор диктующие нам формы, средства и методы организации учебного процесса. Необходимость удовлетворения потребностей общества и государства в качественных кадрах привела к внедрению компетентностного подхода в процесс подготовки специалистов, обладающих деятельностной направленностью, способностью исполнять функциональные обязанности, решать профессиональные задачи, относящиеся к возможным вариантам профессиональной деятельности. Формирование профессиональных компетенций возможно только в условиях осуществления учебной/профессиональной деятельности, организованной на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы, практики и неотсроченного применения полученных знаний для решения разнообразных задач.
В любой учебной дисциплине высшего профессионального образования вводная (первая) лекция чрезвычайно важна. В дидактическом аспекте развитие мотивационной сферы студентов на этом занятии имеет приоритетное значение по сравнению с другими задачами. Мы предлагаем два методических решения этой приоритетной задачи, опираясь на собственный педагогический опыт и проецируя культурно-исторический опыт на содержание вводной лекции. В первом варианте обсуждается известная притча о трёх строителях храма и идеи Э. Фромма из книги «Иметь или быть?». Второй мы применили на вводной лекции по дидактике для студентов второго курса физико-математического факультета ВГПУ в феврале этого года. Мы сравнили два исторических факта: планирование экспедиции Х. Колумбом и уход из дома М.В. Ломоносова. Нобелевский лауреат по физике В. Гейзенберг интерпретировал первое событие как «прыжок в пустоту». Объективное сравнение указанных фактов показало, кто в действительности совершил этот Поступок – прыжок в пустоту. Квинтэссенцией лекции стал вопрос, предложенный студентам и вынесенный в название статьи. Последующее обсуждение жизни и творчества М.В. Ломоносова стало констатацией системообразующей роли мотивационного компонента в структуре любого вида человеческой деятельности (например, учебно-познавательной). Показано, что второй вариант проведения первой лекции обладает большей побудительной силой. Логическим продолжением обсуждения мотивов учебно-познавательной деятельности стало рассмотрение научных основ её самоорганизации: принципов научной организации труда, эффективных приёмов научной организации умственного труда, психологических основ учебно-познавательной деятельности.
Проблема массового плагиата в научных публикациях и квалификационных работах в сегодняшней России стоит довольно остро. Некорректные заимствования и плагиат охватили не только научные статьи и диссертации, но и курсовые и дипломные работы студентов и магистрантов. Столкнувшись недавно со случаем стопроцентного плагиата собственной статьи, опубликованной в российском научном журнале, автор описывает возможные практические действия по защите своих прав, отмечая довольно пассивное отношение к ним участников процесса. Кроме того, в статье анализируются проблемы научной и публикационной этики в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий, оцениваются факторы развития рынка платных публикаций в России, а также констатируется наличие на нём информационной асимметрии, приводящей к манипулированию далёкими от науки дилетантами со стороны профессиональных плагиаторов.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Необходимость применения интерактивных методов обучения определена действующим законодательством Российской Федерации. Во всём мире широко известно, что активные и интерактивные методы обучения являются более эффективными. Они повышают мотивацию студентов к учёбе, а также качество усвоения учебного материала. В статье рассматривается характеристика интерактивного обучения, а также возможности его применения при изучении экономических дисциплин. Делается акцент на методике реализации интерактивных форм обучения при рассмотрении теоретических вопросов, которая, в отличие от рассмотрения практических аспектов, остаётся неосвещённой. Представлен пример проведения занятия в интерактивной форме, позволяющей изучить большинство экономических явлений, понятий, категорий.
Качество профессиональной подготовки зависит от эффективности используемых технологий. На кафедре русского языка ВГУЭС в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» успешно апробирована технология смешанного обучения Flipped Classroom («перевёрнутый класс»). В статье проанализирован опыт работы по этой технологии, обсуждаются особенности обучения первокурсников и принципы организации самостоятельной работы студентов (СРС). СРС в условиях «перевёрнутого» обучения является доминирующим видом учебной деятельности. Преподаватели должны подготовить первокурсников к СРС в электронной обучающей среде Moodle, мотивировать их самостоятельно освоить теоретический материал и выполнить практические, тестовые и контрольные задания. СРС при смешанном обучении способствует интенсификации учебного процесса, формирует у первокурсников навыки самообразования, развивает важные личностные качества: активность, мобильность, адаптивность и ответственность. Особое внимание при организации СРС следует уделять разработке практических занятий для закрепления, отработки и контроля. В курсе используются интерактивные и электронные задания, формирующие навыки и умения в репродуктивной, реконструктивной и творческой деятельности: эссе, глоссарий, взаимное рецензирование, деловая игра, проекты и др. Активные методы контроля и электронное анкетирование по итогам курса способствуют оптимизации СРС. С учётом особенностей «перевёрнутого» обучения первокурсников сформулированы основные принципы организации СРС: непрерывность и систематичность, регулярность и ритмичность, интенсивность и оптимальность нагрузки, интерактивность, индивидуализация, обратная связь и контроль, эффективность деятельности; развитие навыков самообразования и личностных качеств: самостоятельности, активности, сознательности и ответственности.
Переход системы высшего образования на ФГОС 3++ сопряжён с изменением структуры программ бакалавриата и терминологической заменой общекультурных компетенций на универсальные. Универсальные компетенции лежат в основе профессиональных и закладывают фундамент для дальнейшего личностного и профессионального развития специалиста в любой профессиональной сфере. Последние исследования в области методики преподавания иностранного языка в высшей школе больше ориентированы на формирование профессиональных компетенций, однако практика показывает, что большая часть студентов первого курса неязыковых направлений подготовки не владеют иностранным языком на уровне требований школы. Статья рассматривает потенциал использования иностранного языка как средства формирования не только иноязычной коммуникативной компетенции как частной универсальной компетенции, но и универсальных компетенций, заявленных федеральным образовательным стандартом нового поколения.
В статье рассматривается специфика преподавания казахского языка в группах с русским языком обучения технических специальностей в Карагандинском Государственном Техническом Университете, г. Караганда, Республика Казахстан, с учетом общенациональной политики трехъязычия. Объясняется недостаточная эффективность традиционного грамматико-переводного метода обучения, используемого сегодня во многих образовательных учреждениях. Выдвинута гипотеза, что обучение следует проводить с использованием коммуникативной методики обучения (Communicative language teaching, CLT), популярной на Западе и широко используемой для изучения иностранных языков, в частности английского, причем необходима адаптация данного метода к казахстанским условиям. Приводится модель коммуникативно-направленного занятия. Приводится обоснование эффективности данного метода при обучении русскоговорящих студентов и возможности его широкого внедрения для обучения взрослого населения Республики Казахстан казахскому языку.
ЮБИЛЕЙ
Рассматривается современное состояние онлайн-обучения в Воронежском государственном университете, даётся краткая характеристика его основных элементов: электронных библиотечных ресурсов, электронной системы управления обучением, онлайн-курсов университета. Воронежский государственный университет на пороге своего столетнего юбилея активно развивает и использует возможности электронного онлайн-обучения, что позволяет обеспечивать реализацию двух основных принципов современного образования: «образование для всех» и «непрерывное образование».
В статье анализируются направления и механизмы взаимодействия бизнес-структур и Воронежского государственного университета. Представлены успешные практики реализации совместных проектов в сфере создания высокотехнологичных производств и повышения квалификации инженерно-технических работников. В перспективе – формирование общего образовательного и научно-технологического пространства Центрально-Чернозёмного региона. Эффективная научно-образовательная среда на основе взаимодействия высших учебных заведений и бизнес-структур региона будет способствовать развитию междисциплинарных инициатив, совместных прикладных и фундаментальных научных исследований, формированию и реализации необходимых образовательных программ, организации курсов повышения квалификации, консолидации ресурсов для создания объединённых исследовательских центров.
Статья посвящена вопросам интернационализации высшего образования, рассматривается европейский опыт реализации стратегий интернационализации на примере Университета Астона (Великобритания) и Университета Сапьенца (Италия). Авторы представляют результаты исследования, проведённого в России, Белоруссии и Армении в рамках проекта Erasmus+ «Разработка подходов к гармонизации стратегий интернационализации в области высшего образования, науки и инноваций в ЕС и России, Беларуси, Армении (HARMONY)». Консорциум проекта представлен 14 высшими учебными заведениями различных типов (классические университеты, университеты прикладных наук) из девяти стран мира, а именно Испании, Великобритании, Германии, Португалии, Италии, Греции, России, Беларуси, Армении. В России анкеты были направлены в 119 университетов, расположенных в четырёх федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном. Опрос проводился в течение 2015–2016 учебного года. Представлен анализ образовательного сотрудничества России и ЕС в рамках программы Erasmus+, а также роль программы Erasmus+ в интернационализации высшего образования.
Статья посвящена истории учреждения классического университета в Воронеже. Идея создания возникла еще в начале XIX в. Долгое время воронежское общество периодически поднимало вопрос об устройстве университета. Практическая реализация давнего замысла произошла в 1918 г. в связи с ликвидацией в Эстонии бывшего Юрьевского университета и перемещения его персонала в Воронеж.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена аналитическому описанию проблем интеграции зарубежных образовательных платформ в российскую систему образования. Представлены основные итоги и выводы выполненного в рамках фундаментальной НИР количественного исследования, целями которого являлись: изучение отечественного опыта использования образовательных платформ, в том числе зарубежных; выявление и спецификация характерных рисков их функционирования в российском образовательном поле. Анализируется статистическая информация, полученная в результате обработки эмпирических данных опроса специалистов в области онлайн-образования; рассматриваются их обобщённые взгляды и оценки по проблемам внедрения и практического применения зарубежных образовательных платформ в учебном процессе, размещения онлайн-курсов на них, а также комплекс связанных с этим возможных угроз для российского образования. В работе отмечается, что образовательные платформы представляют собой инновационную форму организации учебного процесса, но вместе с тем их внедрение в национальную систему образования сопряжено с рядом рисков. В статье развёрнута современная панорама образовательных платформ, присутствующих в российском образовательном пространстве, в аспектах их номинальной известности, реальной востребованности специалистами онлайн-образования и перспективности для национального образования. На основе эмпирического материала формулируются и обобщаются главные критерии выбора образовательных платформ для использования в учебном процессе. Работа содержит описание комплекса основных задач российского образования, успешное решение которых в профессиональной среде связывается с переходом на технологию онлайн-образования. В рамках прогнозирования и оценки образовательных рисков выявляются как общие для отечественных и зарубежных образовательных платформ угрозы, так и характерные для последних специфические риски. При этом экспликация рисков опирается на теоретические наработки и данные проведённого ранее экспертного опроса по теме исследования. Полученный категориальный ряд угроз включает содержательные риски, социально-экономические и политические риски, социально-психологические и педагогические риски, организационно-управленческие риски. В работе поднимается вопрос о регулировании процесса интеграции зарубежных образовательных платформ в систему российского образования, представлена аргументация сторонников и противников управления в этой сфере.
В статье рассматривается специфика преподавания казахского языка в группах технических специальностей с русским языком обучения на примере Карагандинского государственного технического университета. Обучение ведется с учётом общенациональной политики трехъязычия. Объясняется недостаточная эффективность традиционного грамматико- переводного метода обучения, используемого сегодня во многих образовательных учреждениях. Выдвинута гипотеза, что следует применять коммуника- тивную методику обучения (Communicative Language Teaching, CLT), популярную на Западе и широко используемую для изучения иностранных языков, в частности английского, причём необходима адаптация данного метода к казахстанским условиям. Приводится модель коммуникативно направленного занятия. Дано обоснование эффективности данного метода при обучении русскоговорящих студентов и раскрыты возможности его широкого внедрения для обучения взрослого населения Республики Казахстан казахскому языку.
СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ
Преподаватели высшей школы в России переживают период увеличения педагогической и бумажной нагрузки. В этой ситуации особенно важна среда, способствующая их профессиональному росту как исследователей, функцию которой может выполнять тематический семинар. Как форма организации научного сообщества он имеет преимущества перед конференциями с их жёстким регламентом докладов и дискуссий. Семинар по истории высшей школы Санкт-Петербурга уже 15 лет является неформальной площадкой для обсуждения докладов по истории высших учебных заведений не только Санкт-Петербурга, но и бывших Российской Империи и Советского Союза. На междисциплинарном семинаре апробируются доклады по образовательной политике, истории отдельных учебных заведений, вопросам методологии изучения истории высшей школы, изучению архивных комплексов учебных заведений и др. За последние пять лет было проведено 18 семинаров, четыре из них – в формате проблемных круглых столов; представлено и обсуждено в кругу специалистов 30 докладов.
ПЕДАГОГИКА: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Проблема массового плагиата в научных публикациях и квалификационных работах довольно остро стоит в сегодняшней России. Некорректные заимствования и плагиат охватили не только научные статьи и диссертации, но и курсовые и дипломные работы студентов и магистрантов. Столкнувшись недавно со случаем стопроцентного плагиата собственной статьи, опубликованной в российском научном журнале, автор описывает возможные практические действия по защите своих прав, отмечая довольно пассивное отношение участников процесса к проблеме. Кроме того, в статье анализируются проблемы научной и публикационной этики в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий, оцениваются факторы развития рынков платных публикаций в России, а также констатируется наличие на них информационной асимметрии, приводящей к манипулированию далекими от науки дилетантами со стороны профессиональных плагиаторов.
ISSN 2072-0459 (Online)