ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируются проблемы, с которыми приходится сталкиваться вузам при практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Необходимость применения ФГОС как таковых в целом не вызывает сомнений. Они позволяют поддерживать единое образовательное пространство в масштабах страны, регулировать образовательную деятельность на единой нормативно-правовой базе, обеспечивать преемственность основных образовательных программ и одновременно – вариативность их содержания. Выполнение требований ФГОС создаёт государственные гарантии уровня и качества образования. Вместе с тем в самой структуре действующих стандартов имеются концептуальные недостатки, которые во многом сводят на нет возможный положительный эффект от их применения. В результате в настоящее время действие ФГОС является в значительной мере формальным, а развитие высшей школы происходит в основном, что называется, по инерции, не благодаря наличию ФГОС, а помимо них и независимо от них. В статье делается вывод, что преодоление системного кризиса в современном отечественном образовании, поддерживаемого несовершенством образовательных стандартов, возможно за счёт изменения подхода к образованию в целом, а также за счёт пересмотра принципов формулировок компетенций при формировании ФГОС. При этом нужно учитывать как специфику образовательной деятельности, иерархический характер обучения, так и социально-психологические качества обучающихся. Замена одного стандарта другим требует взвешенного и ответственного подхода, учёта необходимых трудозатрат.
Об авторе
Д. А. СевостьяновРоссия
Севостьянов Дмитрий Анатольевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Список литературы
1. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации – четверть века // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 23–37.
2. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Московского университета, 1972. 123 с.
3. Королькова С.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2008. № 11. С. 29–33.
4. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики. URL: http://www.vivakadry.com/65.htm
5. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007. 368 с.
6. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
7. Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Кравченко И.И. Подготовка государственных и муниципальных служащих на основе компетентностного подхода. Новосибирск: НГАУ, 2011. 82 с.
8. Шипилина Л.А. Проблемы развития высшего профессионального образования в современных условиях: управленческо-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2. С. 64–68.