Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 27, № 4 (2018)
Скачать выпуск PDF
8
Аннотация
Автор проводит критическую оценку новых образовательных стандартов (ФГОС ВО), утвержденных в 2017 году и разработанных на основе применения профстандартов в области формирования профессиональных компетенций, а также анализирует внесенные в стандарты изменения в области формирования образовательной программы и перечня компетенций. В статье отмечается целый ряд компетенций, формулировка которых недостаточно продумана и требует корректировки. Автор считает ошибкой исключение из ФГОС ВО перечня обязательных для освоения профессиональных компетенций, в том числе научно-исследовательских. В статье делается вывод, что использование новых стандартов может привести к снижению уровня высшего образования, и предлагаются изменения, которые следует внести в новые ФГОС ВО.
1
Аннотация
Рассмотрены вопросы истории заочного образования в России и за рубежом. Обсуждена эволюция целей перед российской системой заочного образования: выделено историческое смещение акцентов от решения задач ликвидации дефицита инженерных кадров, стоявших перед отечественными отраслевыми ВУЗами в 1920-е гг., до задач реализации непрерывного обучения в течение человеческой жизни, многократного повышения квалификации с использованием открытой информационно-образовательной среды современных университетов. Особое внимание уделено технологиям и средствам заочного обучения на каждом историческом этапе в России.  Приведены методики преподавания физики студентам-заочникам на начальном этапе становления заочного образования в России. Выделены особенности современного этапа заочного обучения. Рассмотрены детали появления и развития новой технологии массовых открытых онлайн курсов (МООК), которая на современном этапе представляется для заочного обучения наиболее эффективной. Предложено настоящее и ближайшее будущее заочного образования в России связывать с явлением МООК, поскольку именно такой формат позволяет охватить большой массив желающих получить высшее образование, повысить качество их учебной деятельности, и обеспечить эти преимущества с наименьшими затратами (и для университета, и для студента).  Обсуждены опыт использования и перспективы применения МООК в российских и зарубежных университетах. Приведены сведения об особенностях МООК, выложенных на Российской национальной платформе открытого образования (НПОО), и их месте в учебном процессе российских университетов, в том числе и в формате заочного обучения.

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9-21 92
Аннотация

В работе представлен анализ процедуры мониторинга эффективности учреждений высшего образования, который ежегодно в течение последних пяти лет проводит Министерство образования и науки. Технология мониторинга основана на методах сбора и систематизации информации, которые использовались в процедурах государственной аккредитации в 1997–2010 гг. Описаны причины введения мониторинга в практику работы органа управления с позиции интересов государственной образовательной политики. Перечень показателей, ориентиром которых является не столько образовательная, сколько социальная, экономическая и международная политика, а также политические (административные) последействия мониторинга, вызывает серьёзную критику со стороны академической общественности. Предложена модель представления результатов мониторинга в формате таблицы лиг. Она позволяет гибко использовать его итоги как институтам управления системой высшего образования, так и учреждениям высшего образования с целью анализа своих позиций и формирования стратегии своего развития.

22-32 95
Аннотация

Предложен подход к модернизации инженерных программ на трёх уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) на основе стандартов CDIO++ в условиях перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3++). Стандарты CDIO++ представлены в виде триады CDIO-FCDI-FFCD, учитывающей различия комплексной, инновационной и исследовательской инженерной деятельности. Особенность на основе стандартов CDIO++ заключается в том, что цели и результаты обучения планируются исходя из ориентации программ на подготовку выпускников к различным видам инженерной деятельности на различных этапах жизненного цикла создания технических объектов, процессов и систем. Модульная структура программ формируется в соответствии с требованиями ФГОС 3++ таким образом, чтобы каждый модуль вносил определённый вклад в достижение запланированных результатов обучения. Содержание, технологии и условия реализации программ определяются требованиями ФГОС 3++ и CDIO++.

33-47 86
Аннотация

Статья посвящена одному из актуальнейших вопросов развития системы высшего образования в свете реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и формирования Национальной системы квалификаций – применению системного подхода при формировании исследовательских компетенций выпускников вузов. На основе выполненной систематизации и критического анализа в работе представлены основные методологические принципы разработки модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования. В первой части приведена информация по международному опыту создания национальных рамок квалификаций в сфере науки и инноваций, приведена Европейская рамка квалификаций исследователей. Далее представлены результаты анализа современного состояния вопроса о регулировании научно-педагогической сферы деятельности в Российской Федерации, после чего дано обоснование необходимости формирования Единой отраслевой рамки квалификаций в сфере исследований, разработок и образования, включая подготовку научных кадров, и показана её общая структура. В заключение в качестве иллюстрации демонстрируется фрагмент разрабатываемой на основе ЕОРК модели исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

48-56 46
Аннотация

В настоящей работе рассматривается широкий круг вопросов из жизни отечественной высшей школы: управление содержанием образования, ретроспектива становления образовательных стандартов, современное состояние федеральных государственных образовательных стандартов, модульное построение образовательных программ, академические свободы вуза в вопросах определения содержания высшего образования. Показана необходимость нормативно-правовых документов рамочного характера, задающих укрупнённые характеристики системы высшего образования. В то же время обоснована необходимость соответствующим образом отрегулировать организацию учебного процесса в вузах, ориентируя их на решение проблемы качественного кадрового обеспечения всех отраслей народного хозяйства страны. На основе результатов проведённого анализа автор приходит к выводу, что пора отказаться от образовательных стандартов высшего образования в нынешнем виде как не соответствующих сложившейся образовательной реальности. Показано, что существующая система образовательных стандартов не решает проблему сопряжения высшего образования и сферы труда и нуждается в основательной реконструкции.

57-65 92
Аннотация

В статье анализируются проблемы, с которыми приходится сталкиваться вузам при практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Необходимость применения ФГОС как таковых в целом не вызывает сомнений. Они позволяют поддерживать единое образовательное пространство в масштабах страны, регулировать образовательную деятельность на единой нормативно-правовой базе, обеспечивать преемственность основных образовательных программ и одновременно – вариативность их содержания. Выполнение требований ФГОС создаёт государственные гарантии уровня и качества образования. Вместе с тем в самой структуре действующих стандартов имеются концептуальные недостатки, которые во многом сводят на нет возможный положительный эффект от их применения. В результате в настоящее время действие ФГОС является в значительной мере формальным, а развитие высшей школы происходит в основном, что называется, по инерции, не благодаря наличию ФГОС, а помимо них и независимо от них. В статье делается вывод, что преодоление системного кризиса в современном отечественном образовании, поддерживаемого несовершенством образовательных стандартов, возможно за счёт изменения подхода к образованию в целом, а также за счёт пересмотра принципов формулировок компетенций при формировании ФГОС. При этом нужно учитывать как специфику образовательной деятельности, иерархический характер обучения, так и социально-психологические качества обучающихся. Замена одного стандарта другим требует взвешенного и ответственного подхода, учёта необходимых трудозатрат.

66-75 99
Аннотация

В статье проводится критическая оценка содержания новых образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++), разработанных на основе применения профессиональных стандартов. Автор выделяет ряд проблем, связанных с содержанием универсальных компетенций (УК) и формированием перечня профессиональных компетенций (ПК), а также определяет пути решения выявленных проблем. Акцентируется внимание на некорректных формулировках отдельных УК, на отсутствии нормативной базы при формировании перечня ПК на основе аналитических данных. Автор критикует введение системы независимых квалификационных экзаменов и считает необходимым доработку ФГОС ВО 3++, нормативной базы высшей школы, повышение вариативности образовательных программ, добавление в ФГОС ВО перечня обязательных для освоения инновационных ПК и оптимизацию организации учебного процесса в производственных условиях для повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников вузов.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

76-85 29
Аннотация

Происходящие вспышки преднамеренного агрессивного поведения в школьной и вузовской среде актуализируют вопросы о месте развлекательного насилия в кинодосуге учащейся молодежи. На материалах социологического опроса в кинозалах российской «глубинки» показано, что фильмы со сценами насилия составляют как минимум половину индивидуального кинорепертуара каждого третьего школьника, студента среднего специального и высшего учебного заведения. С психологической точки зрения габитуализация «агрессивной кинодиеты» обусловлена, в частности, действием таких механизмов спонтанного зрительского погружения в мир фильма, как эмпатия и идентификация. Обретая под их влиянием своего рода магию, зрелище насилия деформирует кинозрительскую идентичность определённой части учащихся, что чревато дисфункциональными социальными последствиями. Авторы предлагают комплексный подход к решению проблемы, в рамках которого интегрируются воспитательные возможности медиаобразования и семьи, а правовое регулирование дополняется саморегулированием со стороны киноорганизаций.

86-92 53
Аннотация

Взаимодействие волонтёрских сообществ и образовательных организаций в области профессионального образования в настоящее время остаётся, по существу, неизученным. Анализ проблемы показывает, что опыт профессиональных проб в процессе обучения студенты могут приобрести в контексте деятельности волонтёрских объединений, если это будут профессионально адекватные сообщества практик. Такой тип волонтёрской организации может быть создан образовательным учреждением совместно с социальными партнёрами – муниципалитетом, государственными и частными организациями. В работе описан опыт создания и функционирования волонтёрской организации студентов технического университета, нацеленный на расширение содержания образовательной программы и практическое участие обучающихся в профессионально ориентированной деятельности по профилю предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, социального и природного характера. Целью работы является исследование образовательного потенциала волонтёрских сообществ, аффилированных с образовательной организацией и действующих в сотрудничестве с социальными партнёрами, в плане расширения ими возможностей получения студентами университетов и колледжей практического опыта деятельности в период обучения. Такое добровольческое объединение является неформальной школой, не заменяющей, но дополняющей академическое обучение, способствующей профессиональному самоопределению студентов и повышению их мотивации к учёбе. Влияние участия студентов в деятельности волонтёрской организации на их профессиональное самоопределение исследовалось методом анонимного опроса. Изменения в мотивации студентов выявлялись путём сравнения динамики успеваемости студентов по совокупности дисциплин общеобразовательного блока и блока специальных дисциплин. Расширение форм практической подготовки студентов-бакалавров кафедры безопасности жизнедеятельности проведено как на лабораторной базе университета, так и в условиях реальных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня. Анонимные опросы показывают позитивный сдвиг в профессиональном самоопределении участников добровольческой организации и рост мотивации студентов к изучению профессионально значимых учебных дисциплин. Объективно наблюдаемое улучшение результатов академической подготовки (средний балл по специальным дисциплинам и качество выпускных работ) свидетельствует о росте конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на рынке труда.

93-100 44
Аннотация

В статье представлен опыт Новосибирского государственного университета по организации сотрудничества с работодателями в подготовке востребованных рынком специалистов, поддержки студентов в процессе трудоустройства и мониторинга трудоустраиваемости выпускников. В университете в обучение студентов и разработку новых учебные дисциплин и программ обязательно вовлечены потенциальные работодатели. Поддержка студентов в трудоустройстве предполагает встречи с работодателями и приглашение бизнес-тренеров и руководителей кадровых агентств. Мониторинг трудоустраиваемости выпускников проводится для выявления реального уровня их занятости и востребованности полученных знаний. Он позволяет увидеть, насколько успешной была организация учебного процесса и актуальны направления подготовки студентов. Исследование организуется ежегодно для выпускников прошлого года, затем повторяется через 5–10 лет. В статье представлены результаты двух опросов выпускников (2006 и 2016 гг.). В 2016 г. были опрошены выпускники 2010–2016 гг. выпуска, в 2006 г. – 1991–2004 гг. Результаты показали, что уровень трудоустроенности выпускников факультетов, ориентированных на научную деятельность, за 25 лет практически не изменился. В среднем 90% выпускников работали по специальности в первый год после окончания университета. С течением времени эта цифра снижается незначительно. Так же высока занятость по специальности выпускников факультетов информационных технологий и юридического. В то же время в два раза снизился процент трудоустроенности выпускников экономических специальностей, занятых в бизнесе.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

101-114 45
Аннотация

В статье представлена технология формирования готовности аспирантов технического университета к преподавательской деятельности в системе высшей школы. Проведён анализ различных вариантов формирования педагогических компетенций в аспирантурах университетов и научно-исследовательских институтов. Рассмотрены традиционные и инновационные подходы к организации педагогической подготовки аспирантов. Показана роль дисциплин педагогического цикла, педагогической практики, промежуточной и итоговой аттестации в формировании компетенций, необходимых для присвоения квалификации «Преподаватель-исследователь». Обоснована важность перехода от учебно-методической и научно-описательной моделей профессиональной деятельности будущего преподавателя к научно-педагогической. Показана необходимость формирования у аспиранта исследовательских компетенций и способности к профессионально-личностному саморазвитию при прохождении педагогической практики. Даны рекомендации по организации педагогической практики аспирантов и обобщён опыт её проведения в Тамбовском государственном техническом университете.

115-126 71
Аннотация

Настоящая работа представляет собой проект цикла очно-дистанционных занятий по дисциплине, базирующийся на деятельностно-компетентностном подходе к образованию, лежащем в основе федеральных государственных образовательных стандартов. В статье приведены основополагающие принципы данного подхода, а именно: признание обучения как совместной/разделённой деятельности (педагогической и учебной), в которой ведущая роль отводится учебной деятельности – активной самостоятельной деятельности обучающихся по развитию собственной компетентности; практикоориентированность; выражение результатов обучения в способности успешно действовать в различных ситуациях, в том числе и в профессиональной сфере. В проекте приведено обоснование выбора темы, отражающей ключевую компетенцию, на развитие которой направлен образовательной процесс. Описаны входные, промежуточные и итоговые учебные цели по уровням развития компетентности. Представлен и подробно описан цикл учебной деятельности по достижению поставленных целей-результатов. Подобран комплекс организационных форм взаимодействия между преподавателем и обучающимися, а также приведены перечень и обоснование учебных заданий.

127-134 65
Аннотация

Применение новой формы подачи материала по ряду дисциплин, посвящённых изучению системного подхода в экономике, в виде доработанного преподавателями Финансового университета варианта «пивной игры» показало свою эффективность. Геймификация учебного процесса на основе игровой цепи поставок позволила наглядно продемонстрировать студентам то, как структура системы определяет её динамику и влияет на поведение отдельных компонентов, а также обратить их внимание на важные характеристики и свойства социально-экономических систем. Игровые технологии послужили отправной точкой для анализа и обобщения собранных студентами в результате игры данных, для приобретения ими навыков формализации практических ситуаций и построения моделей сложных систем, для исследования поведения систем на моделях, а также для последующего изучения теоретического материала по принципу «вытягивания знаний» и углублённого изучения вопросов, касающихся различных аспектов функционирования систем. Использование игровых технологий в учебном процессе позволило повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, лучше усвоить теоретические положения, лежащие в основе системного мышления, и сформировать практико-ориентированные компетенции исследовательского характера.

СОЦИОЛОГИЯ

1
Аннотация
В данном исследовании представлен опыт Новосибирского государственного университета в оказании помощи студентам в будущем трудоустройстве, показаны формы сотрудничества с работодателями и приведены результаты мониторингов выпускников, проведенных в 2006 и 2016 годах (первый охватывал выпускников 1991-2004 годов, второй –2010-2016 годов). Сравнительный анализ полученных результатов показал, что уровень трудоустроенности выпускников факультетов, ориентированных на научную деятельность, практически не изменился за четверть века. Также высока занятость по специальности выпускников факультетов информационных технологий и юридического. В то же время в два раза снизился процент выпускников экономических специальностей, занятых в бизнесе.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

135-148 74
Аннотация

Стратегии развития науки, техники и инноваций рубежа XX–XXI веков, предполагавшие в качестве основного допущения, что успешность внедрения инноваций автоматически приводит к росту и производства, и заработных плат, и рабочих мест, создавая условия для последующих инвестиций, в настоящее время подвергаются пересмотру. Причиной является не только глобальный кризис начала 2000-х годов, приведший к стагнации финансирования науки и изменению долей её финансирования между государством, местной властью, бизнесом, но и более долгосрочные тенденции развития современного общества, в частности формирование академического прекариата, тяготение научных кадров к традиционным центрам инноваций, несмотря на равные зарплаты, и другие. В статье анализируются данные тенденции, а также их реализация в США, ЕС и Китае; анализ проводится с опорой на законы и иные нормативные акты, регулирующие НИОКР в этих странах, а также на статистические данные. Анализируются предпринимаемые правительствами и научными центрами данных стран основные меры для поддержки науки и её развития. Выделяются основные группы рисков развития кадрового потенциала современной науки, связанные с: 1) достаточностью кадров и их подготовки для конкретных направлений и исследований (в силу сложности прогнозирования потребности конкретных областей науки и технологий в кадрах); 2) высокими и разнонаправленными «входными требованиями» для занятия научной деятельностью; 3) мотивацией к выбору карьеры учёного (по причине нестабильного характера занятости и колебаний в размерах оплаты труда); 4) выбором стратегии развития науки в условиях всё большей доли частного финансирования, жёсткой конкуренции и ориентации на отдачу в краткосрочной перспективе; 5) коммерциализацией научных исследований; 6) дилеммами глобализации (открытость versus ноу-хау и др.).

EDUCATION ONLINE

149-155 87
Аннотация

Проблема самопрезентации касается педагогов различного уровня, а с учётом особенностей преподавания в медицинских вузах она приобретает особую актуальность. Видеолекция как образовательный продукт является средством самопрезентации преподавателя, следовательно, она может выступать предметом оценки. В процессе самопрезентации все компоненты педагогического мастерства интегрируются в единое целое, создавая образ преподавателя, который помогает ему реализовывать педагогические цели. Педагогическое взаимодействие, педагогическое воздействие, педагогическое общение, проявления педагогического мастерства не могут быть осуществлены преподавателем без навыков самопрезентации как при непосредственном общении, так и при применении электронных образовательных ресурсов. Универсальными критериями оценки видеолекции являются её внешние, коммуникативные и содержательные компоненты. К дополнительному компоненту относится наличие или отсутствие интерактивных эффектов образовательной видеолекции (экспериментальное демонстрирование, приборное демонстрирование, оптическое увеличение / уменьшение, демонстрация поведения, демонстрация препарата, демонстрация клинических проявлений, персонологические иллюстрации, хронологические иллюстрации, визуализация процесса, интерактивное препарирование).

156-166 107
Аннотация

Рассмотрены этапы истории заочного образования в России и за рубежом. Представлена эволюция целей российской системы заочного образования: выделено историческое смещение акцентов – от решения задач ликвидации дефицита инженерных кадров, стоявших перед отечественными отраслевыми вузами в 1920-е гг., до задач реализации непрерывного обучения в течение человеческой жизни, многократного повышения квалификации с использованием открытой информационно-образовательной среды современных университетов. Особое внимание уделено технологиям и средствам заочного обучения на каждом историческом этапе. Приведены методики преподавания физики студентам-заочникам на начальном этапе становления заочного образования в России. Выделены особенности современного этапа заочного обучения. Рассмотрены детали появления и развития новой технологии массовых открытых онлайн-курсов (МООК), которая на современном этапе представляется для заочного обучения наиболее эффективной. Предлагается связывать настоящее и ближайшее будущее заочного образования в России с феноменом МООК, поскольку именно такой формат позволяет охватить большой массив желающих получить высшее образование, повысить качество их учебной деятельности и обеспечить эти преимущества с наименьшими затратами и для университета, и для студента. Анализируется опыт использования и перспективы применения МООК в российских и зарубежных университетах. Приведены сведения об особенностях МООК, выложенных на Российской национальной платформе открытого образования (НПОО), показано их место в учебном процессе российских университетов, в том числе и в формате заочного обучения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)