Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В КИНОДОСУГЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

Полный текст:

Аннотация

Происходящие вспышки преднамеренного агрессивного поведения в школьной и вузовской среде актуализируют вопросы о месте развлекательного насилия в кинодосуге учащейся молодежи. На материалах социологического опроса в кинозалах российской «глубинки» показано, что фильмы со сценами насилия составляют как минимум половину индивидуального кинорепертуара каждого третьего школьника, студента среднего специального и высшего учебного заведения. С психологической точки зрения габитуализация «агрессивной кинодиеты» обусловлена, в частности, действием таких механизмов спонтанного зрительского погружения в мир фильма, как эмпатия и идентификация. Обретая под их влиянием своего рода магию, зрелище насилия деформирует кинозрительскую идентичность определённой части учащихся, что чревато дисфункциональными социальными последствиями. Авторы предлагают комплексный подход к решению проблемы, в рамках которого интегрируются воспитательные возможности медиаобразования и семьи, а правовое регулирование дополняется саморегулированием со стороны киноорганизаций.

Об авторах

М. И. Жабский
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова
Россия

Жабский Михаил Иванович – доктор социологических наук, завотделом социологии экранного искусства, Научно-исследовательский институт киноискусства

129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 3



К. А. Тарасов
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Тарасов Кирилл Анатольевич – доктор культурологии, старший научный сотрудник, профессор, Научно-исследовательский институт киноискусства

119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Тарасов К. «Агрессивная кинодиета» и студенчество // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 66–76.

2. Mirror neuron. From Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Mirror_neuron (дата обращения – 27.01.2018).

3. Baron R.A., Byrne D. Social Psychology: Understanding Human Interaction. 5th Edition. Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1987. 631 р.

4. Barnouw E. Tube of Plenty: The Evolution of American Television. 2nd revised edition. N.Y.: Oxford University Press, 1990. 624 р.

5. Жабский М.И., Тарасов К.А. Конкурентоспособность российского кино в социокультурной перспективе // Культура и искусство. 2013. № 3(15). С. 267–279. DOI: 10.7256/22221956.2013.03.3

6. Baron R.A., Richardson D.R. Human Aggression. 2nd edition. N.Y.: Plenum Press, 1994. 419 р.

7. Тарасов К.А. Насилие в фильмах: три условия миметического воздействия // Вестник ВГИК. 2016. № 2(28). С. 84–96.

8. Outlooks on Children and Media: Child Rights, Media Trends, Media Research, Media Literacy, Child Participation, and Declarations. Compiled and written by C. von Feilitzen and C. Bucht. Göteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, 2001. 177 р.

9. Palzer C., Scheuer A. Self-regulation, coregulation and public regulation // Promote or Protect? Perspectives on Media Literacy and Media Regulations / C. von Feilitzen and U. Carlsson (Eds.). Göteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, 2003. Р. 165– 177.

10. Жабский М., Коробицын В. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 61–66.

11. Фохт-Бабушкин Ю.У. Школьник и искусство (По материалам социологических исследований) // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся: Сборник научных трудов. М.: Российская Академия образования, 1998. С. 5–33.


Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)